Мы все знаем, что Храм был разрушен из-за “беспричинной ненависти”, и не будет отстроен, пока она не исчезнет.
В классическом иудаизме ненависть, как таковая, не запрещается. В
Теилим (Псалмы царя Давида) сказано: “...и возненавидел я всех (!), творящих зло” (гл. 5, ст. 6), “вдумываюсь я в законы Твои, поэтому возненавидел я всех, живущих по злу” (гл. 119, ст. 104), “Ненавидящих Тебя, Всевышний... ненавижу я высшей степенью ненависти, отношусь к ним, как к личным врагам” (гл. 139, ст. 21-22).
В Талмуде (трактат Таанит, лист 23) рассказывается, что великий праведник Аба Хилкия молился Всевышнему о том, чтобы шпана, жившая в его квартале, перемерла. А его жена молилась о том, чтобы Всевышний помог шпане раскаяться и изменить свое поведение. Сам Аба Хилкия приводит это в качестве иллюстрации того, что его жена — праведнее его самого.
При этом Аба Хилкия не говорит, что ошибся и обязан был поступить так же, как его жена. Хотя он тоже был большим праведником.
Ненависть запрещена иудаизмом в одном из двух случаев:
1) Когда ненависть застилает глаза и заставляет человека говорить и делать глупости.
С точки зрения классического иудаизма, все эмоции человека должны быть подчинены соображениям целесообразности для служения Всевышнему и соблюдения заповедей. Поэтому эмоции должны быть подчинены рассудку — чтобы от избытка чувств, как говорится, не наломать дров, и вместо дела, угодного Творцу, не совершить нечаянно преступление.
2) Так называемая “беспричинная ненависть”.
Ненависти совсем без причин в природе не бывает, но бывает ненависть незаслуженная, к человеку, который на самом деле не сделал ничего плохого.
Например, ненависть, спровоцированная акцентом, стилем одежды, страной исхода и т.д. Или ненависть к грешнику, но — непропорциональная тяжести его проступка.
Допустим, человек не хочет возвращать ссуду, а кредитор ненавидит его так, будто бы речь идет не о деньгах, а о поклонении идолам или, как минимум, растлении малолетних.
Лучшее лекарство от беспричинной ненависти — справедливый суд. Человек обратится в суд, и там ему объяснят, что его претензии беспочвенны. Или, наоборот, скажут — "ты прав", и заставят вторую сторону сделать то, что требуется.
Зачем же ненавидеть ближнего своего, когда можно просто решить проблему, обратившись в суд?
Разумеется, для этого нужно, чтобы суд был справедливым, причем, чтобы обе стороны сами считали его таковым.
Вспомним знаменитую историю про Камцу и Бар-Камцу. Есть много комментариев к этой истории. Позволю себе предложить еще один.
Бар-Камца оказался жертвой очевидной несправедливости. Мало того, Бар-Камца попал в ситуацию, когда некуда пойти и некому жаловаться (на том пиру сидели такие же знатоки Торы, как и те, которые заседают в суде, и они за Бар-Камцу не вступились!). Вот это и толкнуло его на то, чтобы объявить войну не только хозяину пира и не только этим гостям, но и всему обществу (в Советском Союзе в таких случаях говорили — “всей системе”).
Вообще предполагаю, что “беспричинная ненависть”, из-за которой был разрушен Храм — это эвфемизм, под которым подразумевается неэффективность работы судебной системы. И дополнительный аргумент в пользу этого — то, что пророки времен Первого Храма, предсказывая его разрушение, одной из главных причин этого называют царящую в обществе несправедливость.
Разумеется, не могу настаивать ни на том, что мое толкование верно, ни тем более на том — что оно единственно правильное. Считаю лишь, что оно заслуживает, чтобы над ним задуматься.
Одной справедливости, разумеется, мало. Нужны еще некоторые факторы.
Например, нужно, чтобы не было судебной волокиты. Затягивание дела, даже если, в конце концов, приговор будет справедливым, наши мудрецы приравнивали к искажению суда.
Еще нужно, чтобы у суда была возможность проследить, чтобы его решение было выполнено. Как написано в Мидраше
Танхума — “Сказал р. Элазар бен Шамуа: там, где нет судебных исполнителей, нет и суда”.
Для нормального функционирования службы судебных исполнителей требуется политическая независимость, собственное государство, потому что иначе рано или поздно заявится группа товарищей с автоматами наперевес и скажет: “мы пришли вас осчастливить и заставить судить не по законам Торы, но по правилам, которые мы решили считать правильными и научно доказанными”.
И, наконец, один из краеугольных камней рекомендованной Торой справедливости — всеобщее изучение Торы. Ибо человек, который сам Торы не знает и Тору не изучает, с большой вероятностью может решить, что его осудили несправедливо.
Кроме того, без всеобщего знания Торы будет вечно не хватать судей, и не будет возможности из числа достаточно знающих выбирать наиболее достойных по их личным качествам. А недостаток судей, как очевидно, ведет к непомерному затягиванию судебных процессов.
Без всеобщего изучения Торы - еврейские ценности, еврейское государство и т.д. будут псевдо-еврейскими ценностями и псевдо-еврейским государством.
Книга пророка Йешаяѓу (гл. 2, ст. 10-17):
«Слушайте слово Всевышнего, властители Сдома, внемли Торе Создателя нашего, народ Аморы. К чему Мне множество жертв ваших? — говорит Творец. — Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови быков и овец и козлов не желаю Я. Когда вы приходите, чтобы предстать предо Мной — кто просит вас топтать дворы Мои?
Не приносите больше пустого дара; воскурение — мерзость для Меня; собраний, которые вы собираете в начале нового месяца и в субботы, не терплю Я. У вас беззакония соседствуют с празднествами. (Приношения) ваши в начале нового месяца и празднества ваши — ненавистны стали душе Моей, обузою они стали для Меня: устал Я терпеть их.
И когда вы протянете руки ваши, Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы вы ни молились, Я не услышу; руки ваши полны были крови. Омойтесь, очиститесь; удалите зло поступков ваших от очей Моих. Перестаньте творить зло. Учитесь творить добро; требуйте справедливого суда; поддержите угнетенного, (справедливо) судите сироту; вступайтесь за вдову.
Книга пророка Йермияѓу (гл. 7, ст. 3-11):
«Так сказал Творец мира Цеваот, Всевыщний Израиля: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я дам вам жить в этом месте. Не надейтесь на лживые слова тех, кто говорит: "это Храм Всевышнего… Но если вы действительно исправите пути ваши и деяния ваши, если (справедливо) судить будете человека с ближним его — не будете притеснять прозелита, сироту и вдову, не будете проливать кровь невинную на месте этом и не пойдете за чужими богами во зло себе — Я дам вам жить на месте этом, на земле, которую дал Я отцам вашим на веки веков.
А вы полагаетесь на слова лживые и бесполезные. Как это — красть, убивать, прелюбодействовать, клясться лживо и воскурять Баалу, и следовать за чужими богами, которых вы не знали. А (потом) — приходить и предстоять предо Мною в Доме этом, названном именем Моим, и говорить: "мы спасены", чтобы (опять) совершать все эти мерзости?
Разве пещерой разбойников стал в глазах ваших Дом этот, названный именем Моим? Тогда таковым он будет и в Моих глазах! — сказал Творец...».
Храм должен создавать ощущение, что Всевышний — с нами, среди нас. Это ощущение призвано оберегать людей от ошибок.
Пример из советской эпохи. Кто осмелился бы рассказывать антисоветские анекдоты прямо на площади Дзержинского?
Но есть в этом и обратная сторона: если люди погрязли в грехах и не собираются раскаиваться — Храм им мешает. Ну и что, что мы воруем, обманываем, если Всевышний — с нами, среди нас?
Когда пророк говорит, что Всевышнему Храм не нужен — это, конечно же, литературное преувеличение. Как же не нужен, если большинство из 613 заповедей Торы, так или иначе, связано с Храмом?
Но если наличие Храма начинают рассматривать как карт-бланш для нарушения других заповедей, то он из средства выполнения заповедей постепенно превращается в орудие греха.
Поэтому великим благом стало то, что Храм был разрушен. Но очень жаль, что появилась необходимость именно в таком благе...
Гиллель Бродский