К РАЗМЫШЛЕНИЮ |
Каждый год около тысячи
слушателей религиозных курсов, которые
готовят юношей к службе в армии,
призываются в израильские вооруженные силы.
Это — лишь небольшой процент от общего
ежегодного количества призывников. И все же
им удается постепенно менять лицо
израильской армии. Более половины из них
стали боевыми офицерами и членами элитных
боевых подразделений. Не случайно 40
процентов выпускников офицерских школ —
религиозные люди…
АРМИЯ ВСЕВЫШНЕГО?
Мэтью Вагнер
— Солдатская
военная форма напоминает одежду коэнов
(служителей в Храме), которую они надевали в
Храме, чтобы осуществить процедуру
приношения Всевышнему, — говорит рав
Элиягу Садан, возглавляющий курсы «Бней
Давид», на которых учат молодых ребят,
готовя их к службе в армии.
Курсы эти открыты в поселении Эли (Самария).
Чтобы подтвердить свои слова, рав Садан
протягивает руку к Торе.
— Солдат, как служитель Храма, —
продолжает он, — надев военную форму,
должен измениться внутренне. Военный
человек — это не член семьи, отстаивающий
собственные интересы и реализующий свои
желания. Он — посланник народа, который
идет выполнять заповедь Всевышнего, чтобы
служить Ему…
Обучение на курсах сочетает в себе
глубокую веру в Творца с военной
подготовкой. Пресса заговорила о них
прошлым летом, во время Второй Ливанской
войны, когда трое воспитанников курсов
героически погибли, участвуя в бою в первых
рядах, а пятеро других — получили ордена «Отличия»
(этим орденом награждает начальник
Генштаба за мужество, достойное подражания;
на иврите орден называется — «Итур а-Мофет»).
Не прошли даром уроки рава Садана и для
майора Рои Клайна из поселения Эли.
Ближайший помощник командира 51-го
батальона пехотной бригады Голани, он
оказался старшим по званию в бою в Бинт
Джбейле. Во время боя Клайн увидел, как в
сторону солдат его подразделения летит
граната. И, поняв, что скрыться от взрыва они
уже не успеют, майор прыгнул вперед и своим
телом защитил бойцов от осколков. Очевидцы
рассказывают, что, бросившись на гранату, он
крикнул «Шма, Исраэль». Эта молитва в
еврейской традиции — декларация признания
Всевышнего, единственного, кто управляет
нашими судьбами. Слова «Шма, Исраэль» из
века в век произносили многие евреи, идя на
смерть во времена крестоносцев, во времена
испанской инквизиции, в темные времена
погромов в Восточной Европе. Эти слова,
ассоциировавшиеся у многих с изгнанием и
мученической смертью от рук
преследователей, в устах Рои Клайна
прозвучали как боевой клич верующего
человека.
День похорон Рои Клайна совпал с его 31-м
днем рождения.
…Вдоль стен гостиной рава Садана —
стеллажи с книгами. Танах, Талмуд и еще
много, очень много еврейских книг. На
свободной от полок стене — портрет рава
Авраама-Ицхака Кука.
— Главная наша задача на этих курсах, —
рассказывает гостеприимный хозяин, —
воспитать в молодежи, которая будет служить
в израильской армии, патриотические
чувства, основанные на глубокой вере в
Творца. Такой солдат отдает себе отчет в том,
что, идя в бой, он защищает еврейский народ.
«И наденет коэн рубаху из льна, —
читает рав Садан, взяв в руки книгу Торы, — и
льняные штаны наденет на тело свое, и снимет
с жертвенника золу, оставшуюся от горения
приношения ола (всесожжения), и положит
возле мизбеаха (в условном переводе — «жертвенник»)»
(Ваикра, гл. 6, ст. 3).
— Понимаете, — дочитав цитату, произносит
он взволнованным голосом, что усиливает его
обаяние, — солдатская форма, которую
надевают наши курсанты, помогает им понять
суть одеяний коэнов. Так же, как форма
превращает человека — в бойца, одежды коэнов,
в которые они облачаются, идя в Храм,
помогают им осознать свою ответственность
и роль.
Курсы
«Бней
Давид» основаны равом Саданом и другими
раввинами в 1987 году. Весь педагогический
состав курсов считают себя последователями
рава Кука, который тоже создавал подобные
курсы и йешивы, обучая молодое поколение
будущих солдат. Теперь такие курсы открыты
по всему Израилю. Срок обучения на них — год.
Многие продолжают учебу и остаются еще на
год.
Каждый год около тысячи слушателей этих
курсов призываются в израильские
вооруженные силы. Это — лишь небольшой
процент от общего ежегодного количества
призывников. И все же им удается постепенно
менять лицо израильской армии. Более
половины из них стали боевыми офицерами и
членами элитных боевых подразделений. Не
случайно 40 процентов выпускников
офицерских школ — религиозные люди.
Рав Садан убежден, что служба в армии
тесно связана со служением Всевышнему.
Армия Обороны Израиля выполняет очень
важную заповедь Торы — обеспечивает
владение Землей Израиля и защищает
еврейский народ от врагов. Поэтому, как
объясняет рав Садан, израильская военная
форма приобретает особую святость,
становясь средством выполнения заповеди
Всевышнего. Подобно тефилин, которые
надевает религиозный еврей во время
молитвы. И в Торе об этом сказано: «…и
повяжи их как знак на руку свою, и будут они
знаками пред глазами твоими» (Дварим,
гл. 11, ст. 18). Так же и — автомат, или танк, или
боевой самолет. Это — объекты, дающие
возможность выполнить заповедь Творца — о
защите еврейского народа от врагов и о
владении Землей Израиля.
Концепция о практической значимости
еврейской традиции в жизни суверенного
государства Израиль высказана 100 лет назад
равом Авраамом-Ицхаком Куком и углублена
его сыном — равом Цви-Иегудой Куком. Со
своей стороны, рав Садан реализует идеи
отца и сына Куков на деле. И без
преувеличения можно сказать, что результат
оказался революционным и привел к
радикальным переменам в армии.
Йоав Маргалит, житель киббуца Нецер
Серени, командовал пехотной дивизией.
Теперь он — полковник запаса и возглавляет
в киббуце комитет безопасности. Это — тоже
образовательный центр, обучающий и
воспитывающий учащихся старших классов,
будущих призывников, развивая в них
стремление встать в ряды Армии Обороны
Израиля. Многие его воспитанники теперь —
командиры воинских подразделений.
— Выпускники таких подготовительных
курсов, — говорит Йоав Маргалит, — попадая
в израильскую армию, выгодно отличаются от
других своих сверстников. Они — хорошие
солдаты, и многие из них умеют вдохновлять,
вести за собой ребят в процессе исполнения
воинского долга. Потому что у них есть
четкое представление о целях и смысле
службы в армии. По этой причине большинство
из них пополняет армейский командный
состав.
Деятельность курсов по подготовке к
военной службе в значительной мере
изменила облик командного состава
израильской армии. На этот факт обратила
внимание и израильская пресса. Некоторое
время назад газета Маарив на первой
странице опубликовала статью старшего
сотрудника редакции Бена Каспита под
названием «Вязанные кипы захватывают
командные посты в ЦАХАЛе», в которой автор
описал данный феномен.
«Раз в несколько месяцев, — пишет Каспит в
этой статье — на одной из военных баз
страны проходит заседание армейского
командного состава, в котором участвуют
офицеры, имеющие звание не ниже полковника.
Так вот, если представить, что кто-то в
течение нескольких лет, снимал на пленку
эти заседания сверху, с потолка, мы сразу
заметили бы, что число офицеров в кипах год
от года значительно увеличивалось... Если
еще десять или двадцать лет назад в среде
высшего военного состава кипы носили
единицы, то сегодня картина в корне
изменилась. Сегодня в зале заседания
большинство командиров — в кипах».
— Кому мешает, что в новом поколении
солдаты будут религиозными? — говорит
Маргалит. — Источник их мотивации не имеет
значения. Важно, что они — хорошие солдаты,
готовые с честью выполнить свой воинский
долг. Их интересы полностью совпадают с
интересами армейского командования,
религиозного и нерелигиозного. К тому же,
эти солдаты твердо знают, что приказы
командиров надо выполнять…
Главы религиозных курсов
подготовки к службе в армии,
включая рава Садана, категорически против
любого неподчинения в армии. Даже в тех
случаях, когда солдатам приказывают
участвовать в эвакуации еврейских
поселений. Но было бы неправильно думать,
что руководители курсов и их выпускники
едины во мнениях по всем вопросам.
— Израильская армия и другие
государственные образования, к сожалению,
создавались на «светской» основе, —
отмечает рав Садан. — После двух
тысячелетий изгнания еврейский народ, не
имея ни независимого государства, ни армии,
получает неслыханную возможность
построить собственное государство. И
основателями Израиля стали нерелигиозные
лидеры. Когда пришло время создавать
израильскую армию, будущих военачальников
готовили в других странах. Еврейская
традиция, еврейский закон в расчет не
принимались. Мы поставили перед собой цель
изменить это положение.
— Израильские военно-воздушные силы, —
продолжает рав Садан, — строились по
британской и американской моделям. В те
годы военно-воздушный флот Англии и США был
лучшим в мире. Но вместе с практическими,
положительными качествами израильские
пилоты переняли у зарубежных учителей
заносчивость и высокомерие. Ядро
сухопутных войск, в свою очередь, основано
теми, кто служил в русской армии. И,
передавая военный опыт, тактические приемы
ведения войны, эти люди привнесли в
израильскую армию развязность и
вульгарность…
Рав Садан считает, что ЦАХАЛ до сих пор не
избавился от этого негативного, «чужого»
влияния.
— Представьте себя на месте религиозного
солдата, — рассуждает он. — В течение
многих месяцев у вас были трудные
тренировки. Армия решила отметить ваш
тяжкий труд, наградив все ваше
подразделение отдыхом в отеле. Всю группу
отправляют на отдых в выходные дни. Что вы
будете делать, когда ваши друзья пойдут в
бассейн или на танцы? С одной стороны, вам
хочется провести время вместе с друзьями-сослуживцами,
с другой — вы не можете позволить себе
развлекаться таким образом. Тем более — в
субботу.
Долгое время религиозные деятели видели в
армейской службе «духовную ловушку», в
которую желательно не попадать, дабы
избежать ее неблагоприятного влияния,
оказанного, например, совместным
пребыванием юношей и девушек в армейских
бараках, на физических тренировках и в
офисах. Они усматривали в этом готовый
рецепт «духовной катастрофы».
В прошлом религиозным ребятам призывного
возраста предлагали проходить военную
службу в йешивот hесдер. Эти йешивы
предоставляли религиозным новобранцам
духовную защиту от нежелательного влияния
«светского» окружения. Они заключили с
ЦАХАЛем договор, согласно которому
солдатам таких йешив сокращали срок службы
в армии до 16-ти месяцев. При этом они учились
в йешиве три с половиной года, и служба в
армии сочеталась с изучением Торы.
Студентов йешивы призывали на военную
службу группами, зачастую — отдельными
взводами, где были только религиозные
солдаты.
Страхи религиозных лидеров не были
напрасными. Рав Иегуда Авиталь, в 1980-х годах
— глава объединенного Совета йешив hесдер,
провел опрос, подтвердивший их опасения. По
результатам опроса, половина выпускников «обычных»
йешив, которые прошли военную службу в «светской»
среде (не в йешиват hесдер) стали
нерелигиозными людьми. Из тех, кто остался в
армии и, пройдя курс обучения, получил
офицерское звание, лишь 20 процентов
сохранили верность еврейской традиции.
Рав Садан прекрасно осознает духовную
угрозу, которой подвергаются религиозные
солдаты. Но считает, что в Израиле возникла
новая религиозная реальность, которая
требует вклада евреев, придерживающихся
еврейских законов. Сегодня религиозные
евреи, по его мнению, не могут оставаться в
стороне и должны принимать участие в
строительстве своего государства.
Идея рава Садана состоит в том, чтобы
учить религиозных ребят, выпускников
средних школ так, чтобы между его системой
обучения и армией не только не было
противоречий, а, наоборот, чтобы они
составляли одно целое. И действительно.
Армия Обороны Израиля призвана защищать
евреев от врага, что дает еврейскому народу
возможность жить на Земле Израиля. Поэтому
быть хорошим солдатом — религиозная
обязанность. Быть хорошим солдатом,
совершенствоваться и учиться, получая
офицерские звания означает —
совершенствоваться в служении Всевышнему.
— И в религиозной и в нерелигиозной среде
постоянно твердят, — подчеркивает рав
Садан, — между современным государством и
еврейской традицией неизбежны
противоречия. И те и другие служат
собственным идеалам. «Светские» потратили
немало труда на то, чтобы создать
государство, основанное на «общечеловеческих»
ценностях. В свою очередь, лидеры
религиозных общин открыли множество йешив,
из которых вышли ученые Торы. Они хранили и
хранят наше еврейское наследие, которое
необходимо всему еврейскому народу. Где же
тут противоречие?.. Верю, настанет день — и
вырастет новое поколение молодых
идеалистов, которые, унаследовав от
нерелигиозных отцов их патриотизм,
преданность своему государству, будут жить
по законам Торы…
Надо сказать, что рав Садан и другие
раввины, работающие на религиозных курсах
подготовки к службе в армии, столкнулись с
серьезной проблемой. До тех пор, пока
выпускников таких курсов в боевых частях
ЦАХАЛа было немного, в «светских» кругах
данный феномен не пользовался вниманием.
Обучение проходило без ограничений и
препятствий.
Однако в последние годы, когда эти курсы
стали, как выразился в своей статье Бен
Каспит, «главной опорой армии», многие «светские»
военачальники начали все чаще говорить о «чуждом»
и «негативном» влиянии, которое в будущем,
весьма вероятно, возьмет верх в израильской
армии. И это — знак, что деятельности курсов
могут чинить препятствия.
— Мы никогда не стремились «брать верх» в
армии, — отвечает на опасения «светских»
рав Садан. — Нам это не требуется…
Jerusalem Post
Перевод с английского
|