Осталось ли в мире что-то, на что мы еще не успели поставить печать
кашерности?
Очень многие в американской религиозной общине настолько сосредоточены на
еврейских законах, что в стремлении выполнять их, забывают об истинных еврейских
ценностях.
На первый взгляд, все выглядит вполне благопристойно. Статистические данные
свидетельствуют, что религиозная еврейская семья, живущая в США, тратит в
среднем от 25 до 35 процентов от своего дохода на мероприятия, связанные с
еврейством. При том, что средний заработок такой американской семьи — ниже
среднего уровня доходов «светской» еврейской семьи в Америке.
Эта информация отражает общую тенденцию, однако не объясняет, что происходит
сегодня в религиозной еврейской общине. Что включает в себя понятие
«мероприятия, связанные с еврейством»? Можем ли мы на основании факта, что
религиозные семьи имеют меньший доход, заключить, что религиозной части
американского еврейства чуждо потребительство, столь характерное для Америки в
целом?
Ответы на эти вопросы находим в эссе рава Аарона Лихтенштейна «Глатт-кошерный
гедонизм», в котором он выражает обеспокоенность по поводу того, что в
современной религиозной среде в Америке широкое распространение получили
гедонические ценности, облаченные, по его выражению, в «кашерные и суперкашерные
одежды».
В прошлом, как отмечает рав Лихтенштейн, возможности религиозного еврея, если
бы он захотел «убить» время, были весьма и весьма ограничены. Кашерных
ресторанов почти не было, не было кашерных ночных клубов и прочих увеселительных
заведений. В обычные заведения такого рода религиозным евреям ходить —
запрещалось.
За последние двадцать лет в США возникла целая индустрия, плодами которой
религиозные евреи вполне могут пользоваться. Девиз этой индустрии —
«наслаждайся, получай удовольствие!», ведь на всем в ней стоит печать кашерности,
а для особо строго соблюдающих — и суперкашерности. Люди получают послание:
«все, что есть у неевреев, теперь есть и у нас».
Неевреи любят ездить на Виргинские острова в Карибском море, и мы тоже будем
ездить туда же. И т.п. и т.д.
В результате произошло некое смещение ценностей: скрупулезно соблюдая
галахические правила (что, безусловно, очень важно), евреи начали забывать о
том, что чрезмерное желание наслаждаться материальными благами — противоречит
сути еврейских законов. Ведь цель жизни каждого еврея — приблизиться к Творцу, а
это означает — наполнить свою, столь короткую жизнь в этом мире высокой
духовностью, стремлением к истинным, возвышенным еврейским идеалам, воплощая их
в повседневной жизненной практике.
Еврейская традиция никогда не была аскетической. Но теперь появилась реальная
опасность подмены еврейских ценностей — погоней за удовольствиями. А это, как
отмечает в своей книге «Ховот а-левавот» («Обязанности сердца») рав
Бахье Ибн Пакуда (11 век, Испания) способно разрушительно
воздействовать на личность.
Инстинкты могут пробудить в человеке жажду обогащения. И тогда неизмеримо
возрастает опасность, что он, потакая своим прихотям и желаниям, превратится в
раба собственного неуемного стремления к роскоши и высокому положению в
обществе. Что, в конце концов, ведет к тому, что такие люди тонут в глубинах
бескрайнего моря удовлетворения низменных потребностей, сокрушенные его волнами.
Материальный мир притупляет их слух и зрение. И они уже не видят и не слышат
ничего, кроме стука собственного очерствевшего сердца, которое постоянно зовет
их на поиск новых и новых удовольствий и наслаждений. Этот поиск становится их
законом, их религией — уводя от Всевышнего. Сказано, «Зло твое накажет тебя, —
говорится в Танахе, в книге пророка Ирмиягу, — и необузданность
твоя обличит тебя» (гл. 2 ст. 19).
Галаха (свод еврейских практических законов) дает нам правила
поведения во всех жизненных сферах. Однако главная сила в ней — преданность
идеалам еврейской духовности. У еврейского образа жизни есть цель, смысл и своя
этика. Поэтому выполнение наших практических законов предполагает, что будут
соблюдаться ее внутренние ценности. Чрезмерное следование «букве закона» (икар
адин), в ущерб его духовной составляющей, ведет к грубому упрощению
еврейской традиции и к потере ее сути.
В своем комментарии к недельной главе Кедошим, Рамбан (Рабейну
Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы,
Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го
вв.), говоря о такой опасности, называет данное явление — «наваль бе-решут
а-Тора», что в сущностном переводе означает, что человек скрупулезно
выполняет технические детали заповеди, не вкладывая в это душу, не думая о
духовных задачах, реализация которых приближает нас к Творцу. Тогда как именно
они, эти задачи, лежат в основе еврейской этики и должны быть ориентиром в жизни
каждого еврея и всей еврейской общины в целом.
Настало время восстановить ценности, утерянные американской религиозной
общиной. Для этого надо чаще говорить о наших приоритетах и смысле нашего
существования в этом мире. И это не только долг раввинов, проводящих беседы с
членами общины. Не только обязанность педагогов и воспитателей. Это —
обязанность всех родителей, которые собственным поведением должны давать детям
пример, как еврею надо использовать свое свободное время. Это — обязанность всех
членов общины, которым следует всерьез задуматься, что такое истинно еврейский
образ жизни, приложить усилия, чтобы вернуться на правильный путь, и помогать в
этом другим евреям.