Итак, если вам нравится изучать людей, приобретая билет на самолет, позаботьтесь
о том, чтобы вам дали место в «экономическом» классе. Тогда можно рассчитывать,
что рядом с вами окажется самый разный народ — по происхождению, образованию,
образу мыслей и т. д. То есть — люди, с которыми нам вряд ли пришлось бы
столкнуться в обычной жизни.
Еще не было случая, чтобы во время полета я не узнал бы что-то для себя новое. И
приобретенные таким образом знания неизменно играют в моем существовании
позитивную роль.
Недавно, к примеру, я летал в Лондон. Рядом со мной села явно нерелигиозная
израильтянка. Ее фривольный наряд, казалось бы, не внушал никакой надежды на то,
что и на сей раз мне удастся извлечь из ситуации что-то интересное. Поэтому я,
не обращая на соседку внимания, продолжал читать прихваченную с собой книгу.
Самолет еще не взлетел. Неожиданно эта женщина, обратившись ко мне, сказала, что
готова поменяться местами с молодым хасидским евреем, сидящим в следующем за
нами ряду. Ее предложение, продемонстрировавшее ее чуткость к людям, признаться,
удивило меня. Наши места в первом ряду были самыми удобными — во-первых, потому,
что располагались они рядом с выходом, а во-вторых, потому что впереди было
свободное пространство, позволявшее вытянуть ноги и устроиться с максимальными
удобствами.
Молодой хасид, вопреки моим ожиданиям, от ее предложения отказался. Два места
рядом с ним пустовали, и он, видимо, рассчитывал растянуться во весь ряд и
поспать. Это желание, вероятно, было гораздо сильнее стремления освободить меня
от необходимости на протяжении всего полета сидеть рядом с нескромно одетой
женщиной.
Вскоре он, однако, пожалел о своем решении. Когда моторы уже были запущены, на
ближайшее к нему сидение рухнул замешкавшийся пассажир — тоже хасид. И наше
предложение (если бы оно прозвучало еще раз), было бы теперь ни к месту.
Жизнь иногда дает человеку еще один шанс. Так произошло и на этот раз.
Стюардесса, оценив неловкость ситуации, попросила мою соседку пересесть в
бизнес-класс. И, несмотря на то, что той предстояло доплатить за перемену места,
та согласилась.
Молодой хасид, воспользовавшись сложившимися обстоятельствами, тут же решил
составить мне компанию.
В самом начале нашей беседы он рассказал мне, что живет в Рамат Бейт-Шемеше — в
районе «Бет». А до этого я успел сообщить ему, что написал несколько статей, в
которых критиковал поведение жителей именно этого района. Возможно, он заметил
непроизвольное движение моей руки, потому что воскликнул: «Нет, я не из тех
«экстремистов», о которых Вы писали!».
В продолжение нашей беседы он сообщил мне, что на самом-то деле «экстремистов»
совсем немного — всего 30 семей на весь район.
Большинство из них, как он
сказал, переселились туда из «Меа Шеарим» (религиозный район Иерусалима), где
считались «канаим» (то есть — едва ли не фанатиками).
— По непонятным причинам, — подчеркнул он, — пресса уделила внимание только этой
малочисленной секте, лидер которой сейчас живет в США…
Для меня эта новость оказалась полной неожиданностью.
Я поведал ему, что буквально на этой неделе в газете Джерузалем Пост опубликовал
материал, посвященный его соседям по району. Однако он уже об этом знал, потому
что был постоянным подписчиком этой газеты. Чтение напечатанных в ней статей,
как он объяснил, помогает ему в изучении английского языка.
Его «откровение» разбивало выработавшийся у меня стереотип в представлении о
хасидах. Я, к примеру, был убежден, что в его среде не учат английский. Но,
может, ему необходимо это для развития бизнеса?
— Нет, к бизнесу занятия английским никакого отношения не имеют, — ответил он на
заданный мной вопрос. — Многие мои друзья тоже посещают уроки английского.
Просто потому, что нам это интересно.
Та поездка разбивала созданные мной «стереотипы» один за другим. Вначале меня
поразило великодушие и благородство бывшей соседки по ряду — такого поведения от
женщины из «Северного Тель-Авива» (условное крайне светской интеллектуальной
элиты) я не ожидал. Чуть позже очередной «удар» нанес моим представлениям хасид
из сторонников ребе Эрлиха — своим стремлением как можно больше узнать об
окружающем мире.
Еще раньше, когда я только устраивался в салоне самолета, внимание мое привлек
бельзский хасид, уже занявший свое место через несколько рядов позади нашего. Он
даже не снял свой штраймл (меховую шапку — такие носят многие хасиды), и все
время что-то упоенно читал, не отрываясь от книги.
Через некоторое время, когда самолет набрал высоту, и пассажирам разрешили
свободно передвигаться по салону, он подошел ко мне и на английском языке
спросил, не тот ли я самый Йонатан Розенблюм. Я был поражен его великолепным
английским. Но еще больше — тем, что он, по его словам, пять раз перечитал
написанную мною биографию рава Шраги Файвеля Мендловича (создатель сети
еврейских учебных заведений в США, насчитывающей много сотен еврейских начальных
и средних школ; Польша – США, Нью-Йорк, первая половина 20-го века).
Оказалось, что мой новый собеседник — раввин хасидской общины «Клаль Хасидим» в
лондонском районе «Голдерс Грин». И в ходе нашего разговора выяснилось, что он
знал гораздо лучше меня не только биографию рава Шраги Файвеля Мендловича, но и
биографии других известных раввинов, о которых я в свое время писал.
Я подумал о том, что мы зачастую судим о человеке по его одежде, по каким-то
иным внешним признакам и создаем в своем воображении образ, абсолютно не
соответствующий действительности.
Когда я в аэропорте Хитроу стоял в толпе пассажиров, ожидая багаж, ко мне
подошел человек, отделившийся от небольшой группы хасидов, которые вместе летели
тем же рейсом, и попросил дополнить миньян, чтобы помолиться минху
(послеполуденная молитва). Я не сомневался, что остальными участниками миньяна,
что было бы вполне естественным, станут члены этой группы. Но, к моему
удивлению, трое из них сказали, что хотят прежде получить свою кладь, а молитву
прочтут позднее.
Опять — ошибка. Я, хоть и являюсь религиозным евреем, подсознательно полагал,
подобно многим нерелигиозным евреям, что люди в одинаковых униформах (например,
в черных костюмах и черных шляпах) должны быть похожими друг на друга и иметь
одно мнение — во всяком случае, по поводу того, как и когда молиться. И вот, я
стал свидетелем того, что мнения их разделились. И это развенчало еще один
стереотип — устойчивое представление, что во многих вопросах члены религиозной
общины действуют «автоматически»…
И тут я вспомнил, что вынесенное из поездки в Лондон «открытие» о неадекватности
многих создаваемых нами стереотипов, не является таковым. Об этом я уже писал
несколько лет назад, отмечая, что, вопреки моим ожиданиям, большинство
слушателей курса Дейла Карнеги составили хасидские евреи. Потом — забыл и сделал
то же «открытие» заново.
О чем это свидетельствует? Да о том, что склонность людей к созданию стереотипов
чрезвычайно живуча. Она проявляется вновь и вновь. Несмотря на то, что жизнь
многократно бросает нам в лицо наши ошибки…