Это было более двадцати лет назад, в Кирьят Арбе — населенном пункте Иудеи,
которую в прессе называют сегодня «южной частью Западного Берега». Я, тогда еще
начинающий журналист, брал интервью у жены раввина Моше Левингера, Мирьям
Левингер. Когда речь в нашей беседе зашла о «палестинцах», она неожиданно
произнесла: «Покажите мне учебник палестинской истории…».
В 1968 году госпожа Левингер (ее имя называли в числе лидеров поселенческого
движения «Гуш Эмуним»), чувствовала молчаливую поддержку правительства, не
возражавшего, чтобы евреи селились в районе Хеврона — одного из древнейших
городов Израиля. На фоне этой поддержки и родилось поселение Кирьят Арба.
Сегодня это небольшой, процветающий современный городок, откуда виден Хеврон.
В 1929 году арабы учинили в Хевроне страшный еврейский погром. Шестьдесят
семь евреев погибли, и сотни — получили увечья. Семья Левингер переселились в те
края, чтобы восстановить еврейское присутствие в Хевроне.
Мирьям Левингер родилась в Бруклине (район Нью Йорка). К тому времени, когда
я познакомился с ней (1983 г.), она уже жила в Иудее пятнадцать лет. Она
приехала, чтобы остаться здесь навсегда. И знала, что все ее одиннадцать детей
будут активными первопроходцами в создании новых поселений в Иудее и Самарии.
Однако вернемся к учебнику палестинской истории, который Мирьям просила
показать ей, разговаривая с журналистом. На самом же деле госпожа Левингер ни на
минуту не сомневалась, что такого учебного пособия не существует. По одной
простой причине — самого понятия «палестинский народ» до сравнительно недавних
пор вообще не было. Этот «термин» изобрели в 1964 году лидеры Организации
Освобождения Палестины. И сделали они это в пропагандистских целях — чтобы иметь
нечто такое, чем можно было спекулировать, атакуя Израиль, чтобы можно было хоть
что-то противопоставить «претензиям евреев» на Эрец Исраэль.
В ту пору Мирьям Левингер ходила по Хеврону с автоматом «узи» наперевес,
чтобы в случае необходимости, иметь возможность защитить себя и детей. Она
трезво оценивала ситуацию.
В конце 1936 года в Палестину прибыла британская королевская комиссия под
предводительством лорда Пила, по предложению которого всю эту территорию
собирались разделить на три зоны: английскую, арабскую и еврейскую. В начале
1937 года, когда комиссия завершала свою работу, один из арабских лидеров,
Ауни-бей Абдул-Хади, сказал ее членам: «Название Палестина изобрели евреи...
Наша страна в течение столетий была частью Сирии». Он, этот лидер знал, о чем
говорил.
Действительно, еще до создания государства Израиль в 1948 году, весь период
Британского правления, термины «евреи» и «Палестина» были фактически синонимами.
Задолго до образования Израиля у евреев был уже свой симфонический оркестр,
который назывался «палестинским», выпускалась газета «Палестин Пост», была
запущена в действие «Палестинская электрическая компания». В 1936 году евреи
представляли Палестину на Олимпийских играх…
Арабы, которые жили тогда на этой территории, так и называли себя —
«арабами». И никому из них и в голову не приходило именовать своих собратьев
«палестинцами». К слову сказать, большинство арабов поселились в Палестине уже
после того, как прибывшие в Эрец Исраэль евреи начали возделывать земли,
строить дороги, селения и города. Более 100.000 арабов прибыли в Израиль в
период с 1922-го по 1946-й год. Эти арабы были частью арабской нации. В прошлом
они проживали в пределах Оттоманской империи и должны были стать гражданами
стран, созданных Великобританией и Францией.
Англичане управляли территориями современной Иордании, Израиля и Западного
Берега Иордана с 1920-го по 1948-й год. И с первых лет этого периода Британия
позволяла евреям жить в любом регионе подмандатной Палестины.
В 1923 году англичане, чтобы вознаградить дружественного им шейха, изгнанного
с Аравийского полуострова, назначили его монархом, отделив часть вверенных их
попечению земель и создав на восточном берегу реки Иордан государство
Трансиордания. Правящий в Иордании Хашимитский клан принадлежит бедуинскому
меньшинству, которое составляет лишь треть населения этой страны, две трети ее
граждан — палестинские арабы. С момента образования нового государства евреям
запретили селиться на его территории.
Британцы, безусловно, знали, что у евреев есть историческое право на земли
между Иорданом и Средиземным морем. И, признавая это право, поощряли заселение
данного региона, особенно — Иудеи и Самарии, евреями. Однако в 1947 году
Великобритания разделила Палестину, лишив евреев важнейших для них территорий. В
1948 году, когда было создано государство Израиль, отпала необходимость в
исторически сложившемся термине — «Палестина». То, что так называлось, стало
Израилем. И палестинцы стали — израильтянами.
Спустя несколько десятилетий, в 1960 году, Гамаль Абдель Нассер, который был
тогда президентом Египта, решил возродить Организацию Освобождения Палестины.
Так термин «Палестина» зазвучал. Но в тот период он не прижился. И получил
распространение только после того, как Израиль в ходе Шестидневной войны 1967
года отвоевал у Иордании западный берег реки Иордан — когда бывшие подданные
иорданского короля вдруг превратились в «палестинцев».
Интересно отметить, что в период с 1948 по 1967 годы о создании Палестинского
государства на иорданской территории и речи не было. До тех пор, пока на
западном берегу Иордана не оказался Израиль. Вот тогда и возник миф о
«несчастных, бедных и угнетенных палестинцах». Целый народ, не обладающий ни
этнической, ни исторической общностью, был создан за одну ночь.
Теперь, когда все это мне хорошо известно, я часто вспоминаю более чем
двадцатилетней давности интервью с Мирьям Левингер, которая сказала мне тогда:
«Покажите учебник палестинской истории»...