Они — молодые, интеллигентные и красивые.
Собственных семей у них пока нет. Эти юноши и девушки — в том возрасте, на
который приходится пик полового влечения. Они встречаются друг с другом в
кампусах, в классах, в кафетериях, на мероприятиях студенческих клубов. Часто
такие встречи заканчиваются легким флиртом, но иногда имеют и продолжение…
ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ И ВЕРА В УНИВЕРСИТЕТСКИХ КАМПУСАХ
Мэтью Вагнер
Студенческая жизнь — это не только учеба. Для многих нерелигиозных
студентов свободный секс — «естественная составная» определенного периода их
жизни, фаза в развитии и становлении личности. Однако религиозные студенты,
количество которых в учебных заведениях неуклонно растет, столкнувшись с
реальностью нерелигиозного мира, порой испытывают шок. А иногда и вовсе начинают
сомневаться в правильности мировоззрения, впитанного ими в среде, которая их
воспитала.
— Когда я собралась поступать в университет, — рассказывает
религиозная девушка, — раввин нашей общины предупредил меня, что многие
концепции, которые преподают студентам университетские профессора, противоречат
позициям еврейской традиции…
— Я учусь в университете два года, — говорит студент. — «И ни разу
не было такого, чтобы преподаватели пытались преподнести нам знания, подрывающие
наши религиозные взгляды. Но, тем не менее, мой уровень соблюдения еврейских
законов — снизился. Я убежден, что проблема с этим возникает не на лекциях, но —
в свободное время, когда мы общаемся в кампусах, в кафе или просто,
расположившись на газонах и лужайках. Атмосфера в этих местах очень светская и
свободная. Сама обстановка располагает к раскрепощению. Не каждый религиозный
парень (или девушка) устоит пред соблазном…
Это признание религиозного студента в числе нескольких других
включено в статью Йоны Гудмана «Культурный шок», опубликованную в религиозном
периодическом издании Цоhар.
Йона Гудман — опытный преподаватель и работает в системе еврейского
религиозного образования. Его взгляд на сложившуюся ситуацию заинтересовал
многих людей и спровоцировал острую полемику в религиозных кругах. Но главное —
в своей статье он обозначил проблему, о сути которой почти никто не задумывался.
И не только обозначил, но и довел до сведения коллег, что данная проблема
требует безотлагательного и мудрого решения.
—
Если раньше основной угрозой для духовного роста молодых религиозных людей была
армия, — говорил Гудман в интервью, которое он дал корреспонденту иерусалимской
газеты Джерузалем Пост, — теперь в данной сфере открылся еще один
«фронт» — университетские кампусы. Если мы не примем сегодня необходимые меры,
мы, скорее всего, окажемся в ситуации, которую нам пришлось пережить в 1950-70-х
годах, когда религиозные ребята, отслужив в армии, сняли кипу…
Попытка противостоять светскому влиянию в армии предприняли в конце
1980 годов. Тогда были созданы специальные подготовительные йешивы, в которые
поступали религиозные юноши перед призывом в армию. В них обучали выпускников
школ, которые не хотели сокращать срок армейской службы (как это предлагают
учебные заведения системы Йешиват Эсдер), но в то же время понимали, что их вера
в течение трех лет, проведенных в замкнутой среде, будет подвергаться серьезному
испытанию.
Сегодня раввины рассматривают возможность создания йешив в кампусах
— подобных той, которая существует при университете в Бар Илане.
Такие йешивы могли бы помочь религиозным студентам избежать
ловушек, которые расставляет для них университетская жизнь. Однако при этом
следует принимать в расчет тот факт, оказание духовной помощи молодым людям,
обучающимся в высших учебных заведениях — очень непростое дело.
По мнению Гудмана, очень важно, чтобы религиозные студенты
понимали, что изучение «светских» наук не противоречит еврейской традиции, а
потому — не должно наносить ущерб их мировоззрению и мировосприятию. В противном
случае, приобретая такие знания, они могут вообразить, что с традиционной
еврейской точки зрения — совершают что-то «запретное». В этом смысле особенно
проблематичны занятия общественными и гуманитарными науками. Впрочем, если речь
идет о математике, экономике, юриспруденции и некоторых других точных науках,
тут проблем почти не возникает. В религиозных кругах, в общем-то, принято
приобретать подобные специальности. Ведь, с одной стороны, определенная часть
религиозного общества стремится получить профессию, чтобы, согласно велению
Торы, иметь возможность материально обеспечивать свои семьи. С другой —
считается, что, изучая эти науки, человек на практике приближается к постижению
смысла и сути Творения.
— Цепь простых логических рассуждений, — подчеркивает Гудман. —
нередко ведет к ошибкам. Если какие-либо занятия в университете, студенту
кажутся «нарушением религиозных принципов», он может отчаяться, полагая, что на
должном уровне не способен придерживаться еврейского образа жизни. И, придя к
этому ложному выводу, он говорит себе: «Если уж я и так свернул с пути, ничего
не изменится, если я допущу какое-либо другое нарушение…
В прошлом Гудман работал в системе международного молодежного
движения «Бней Акива». Сейчас он преподает в педагогическом колледже для девушек
«Орот». Известность он приобрел, участвуя в проекте психологической поддержки,
которую оказывают религиозной молодежи, пережившей изгнание из Гуш Катифа и
других еврейских населенных пунктов, ликвидированных в процессе так называемого
«одностороннего размежевания».
По словам Гудмана, сегодня в израильских университетах и колледжах,
как никогда прежде, очень много религиозной молодежи. Что связано со
структурными изменениями на рынке труда. В настоящее время невозможно получить
хорошо оплачиваемую работу без степени магистра.
— Стремление юношей и девушек получить образование, — завершает
беседу Йона Гудман, — заслуживает уважения и поощрения. Однако при том, что в
целом это явление — положительное, оно дает и негативные результаты. Поступив в
учебное заведение, религиозная молодежь впервые оказывается в среде, где вместе
учатся представители обоих полов. Рядом с ними уже нет тех духовных наставников,
которые поддерживали их во всех жизненных ситуациях в период взросления. Свобода
в поведении многих сокурсников, сексуальная вседозволенность для них внове. И
это зачастую оборачивается духовными потерями. Раввины и религиозные
преподаватели обязаны им помочь…
Материал газеты Джерузалем Пост
Перевод с английского
|