Ханжество США
Ханжество США – зеркало позиции
правительства Израиля.
Ефим
Свирский
Предлагаемую статью я хотел бы
посвятить обозрению некоторых сегодняшних
событий, с точки зрения еврейского взгляда
на мир.
Самые значимые из них, по-моему, это
убийство Рэхавами Зееви (зихроно ливраха),
ответная реакция Израиля на это убийство, и
что не менее интересно, шокирующее
ханжество правительства США,
потребовавшего вывести войска с
территорий Палестинской автономии и
никогда туда не возвращаться...
Реакция США абсурдна, потому что
если бы Израиль действительно вывел войска
по крику США, то это тут же
интерпретировалось бы Арафатом и
палестинцами как сигнал, что делать
фактически можно все что угодно, потому что
арабские страны, так называемые партнеры
США по борьбе с террором, всегда остановят
Израиль в нужный момент.
Но как вы помните наш мир, говорит
нам еврейская мудрость, построен по
принципу "мида
кенегед мида" или по-русски "мера за меру",
и поэтому события, случающиеся с нами,
являются зеркальным отражением того, что
происходит в нашем обществе или в каждом
человеке. Поэтому ханжество правительства
США это зеркало ханжества нашего
правительства в данной ситуации.
Дело в том, что
когда человек попадает в какую-то новую
среду, он часто с удивлением обнаруживает,
что его старые проблемы переносятся на эту
новую почву, он подсознательно снова
воссоздает те же самые отношения или
конфликты, что и
были раньше. С другой стороны 2 разных
человека, попав в одну и ту же среду,
начинают занимать в нем разные положения.
Мы
понимаем, что реакция внешнего мира, - это
зеркало, отражающее наши внутренние
проблемы, и наоборот, нашу внутреннюю
гармонию, нашу внутреннюю силу. Вы и ваш
знакомый могут вызвать у третьего человека
совсем разные реакции на вас и на другого
человека.
Например, какие качества
характера вы не можете терпеть в других
людях. Заносчивость, желание командовать,
нетерпимость, раздражительность, слабость.
Это значит, что те же самые черты характера
вы не выносите в себе. Это раз. И эти черты
характера в вас плохо проработаны. Это два.
То есть, вы можете даже не
проявлять эти качества. Они в вас либо
подавлены, либо вытеснены, но не
проработаны. Вытеснение - это такая форма
психологической защиты, когда мы
качества, которые нам не нравятся,
переносим и видим в других. Когда мы
прорабатываем эти качества характера в
себе, они перестают нас раздражать в других.
Мы их видим как слабости, но они нас уже не
так раздражают.
Соответственно, меняется наше
отношение к тому человеку, он это чувствует,
и вдруг Ваша "внешняя
среда"
меняется. Сколько людей сегодня клянут мир,
всех вокруг себя, не понимая, что ключи для
преобразования этого мира - внутри их самих.
Это относится ко всем нам.
То есть я повторю еще раз. Мир
вокруг нас - это зеркальное отражение
проблем и достоинств нашего внутреннего
мира. Все, что приходит к нам, приходит
научить нас чему-то. И когда урок выучен,
ситуация меняется.
То же самое происходит с
обществом. Общее положение Израиля - это
отражение тех проблем, которые происходят у
нас в обществе.
Но если ханжеская реакция
правительства США с одной стороны,
считающая, что они могут вести войну
террористами любыми средствами на любой
территории, а Израиль – нет; если эта
позиция является зеркальным отражением
такой же ханжеской позиции израильского
правительства по отношению к терроризму, то
вопрос в чем она? В чем политика
израильского правительства (под
правительством понимают не только Шарона,
но совокупность Шарона, Переса и всех
остальных), с точки зрения еврейской морали
может являться ханжеской. И связано это, как
мне кажется, именно с ответной реакцией на
убийство Зэеви.
И вот каким образом. С точки
зрения нашей морали, жизнь человека
имеет абсолютную святость. Заповедь "не
убивай"
- одна из 10 заповедей включена в 7 заповедей
сыновей Ноаха и дана всему человечеству
Творцом этого мира. Человек, убивающий
другого человека, разрушает весь мир,
поскольку любой человек создан по образу и
подобию Творца. Однако эта заповедь не
проповедует пацифизм, отнюдь нет.
За убийство человека полагается
смертная казнь, более того нам дана и
другая заповедь сделать все, чтобы
предотвратить убийство. Все вплоть до того,
что мы обязаны убить, скажем, террориста,
чтобы предотвратить убийство.
Но дело в том, что эта заповедь не "убивай"
и "предотврати
убийство"
касается любого человека, а не только
членов Кнессета. И вот тут-то, как мне
кажется, и проявляется ханжество нашего
правительства. Почему военные действия
начались после убийства Зееви, а не после,
скажем, "Дельфинария",
не после убийства ребенка снайпером в
Хевроне или еще намного раньше?
Шарон заявил: убийство члена
правительства перешло крайнюю черту
допустимого. С точки зрения еврейской
морали, это чистое ханжество. Убийство
любого человека - это переход за ту самую
черту. Получается как у Орвелла:
"Все равны,
но некоторые равнее других".
И если бы мы ответили, как нам подобало, на
более ранние убийства, то, возможно, Рехавам
Зееви сегодня был бы жив.
То есть мы сами поставили
аморальные
градации, - более важное убийство, менее
важно убийство, и поэтому более важный
ответ, менее важный ответ, и мы получаем в
зеркале: для правительства США убийство
Зееви не является таким важным событием,
ради которого стоит огород городить и
мешать США бороться с теми, кого они считают
более важными.
Ответ на это, мне кажется,
достаточно понятен. У нас должна быть
абсолютно прямая, четкая, незыблемая
позиция, убийство любого человека - это
нарушение фундаментального Б-жественного
закона и все, кто это делает, и все, кто этих
людей поддерживает должны быть обезврежены
в самые короткие сроки. Как сказал
президент Буш: "Для
нас террористы и те, кто их поддерживает - одно
и то же.
И тут нельзя не подчеркнуть
проблемы
с образованием. Проблема не только в
сегодняшних террористах, проблема также в
том, что завтрашние террористы сегодня
бегают в коротеньких штанишках и обожают
бин Ладенов.
А европейские лидеры уже не видят
разницу между убийством лидеров
террористов и убийством жителей. Если
сегодня не будет последовательного
этического образования, завтра будет хуже.
Более глубокая проблема - это
отсутствие единой моральной шкалы
измерения человеческого поведения. На
самом деле у человечества она есть и
называется Тора.
Книга, которая святая и для
христиан, и для мусульман. Но если мы евреи
ее не придерживается, и мы не учим этому мир,
то мы не выполняем наше предназначение, и на
нас же начинает все это сыпаться.
|