К РАЗМЫШЛЕНИЮ | Не оставь нас в старости нашей…
Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек»
проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в
себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное
изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских
законов…
НОВАЯ ЖИЗНЬ ВЕЧНЫХ ЗАКОНОВ
Нехемия Скуров
Иерусалимский медицинский центр «Шаарей Цедек» считается религиозным. Здесь
работает в основном религиозный персонал, и именно сюда стараются попасть, если
требуется госпитализация, религиозные люди. Перед сотрудниками больницы стоит
весьма непростая задача: найти такие методы работы, которые предоставили бы
возможность выполнять профессиональные обязанности по шаббатам, не нарушая при
этом заповеди. Например, человек, включающий в субботу свет или нажимающий
кнопку вызова медсестры, допускает тем самым нарушение. Ведь зажигать огонь в
субботу еврейской традицией запрещается.
Вот тут-то и приходит на помощь грама-переключатель (грама —
арамейское слово, что в переводе означает — «косвенное действие»). Во времена
Талмуда наши Учителя постановили, что человек в субботу вправе, если есть на то
острая необходимость, осуществлять так называемые «косвенные» действия. В
шаббат пациент, которому нельзя ходить, скажем, после операции, нажимает
кнопку грама-переключателя, и на табло на дежурном посту отделения отодвигается
«дверца», прикрывающая до наступления шаббата зажженную лампочку. И медсестра
видит, что пациент в такой-то палате нуждается в помощи. В результате проблема
решается без нарушения еврейских законов.
Кроме того, в медицинском центре «Шаарей Цедек» есть специальный телефон, не
потребляющий электроэнергию, и ручки для врачей, позволяющие им записывать
важные показания, не нарушая субботу, ибо через некоторое время (после
шаббата, когда данные уже внесены в компьютер) сделанная запись исчезает.
Все эти приспособления — продукция Института Науки и Ѓалахи. Его создал около
полувека назад, когда Израиль появился на карте, раввин Леви-Ицхак Гальперин. Он
возглавил это учреждение, и руководит им по сей день.
Главная задача института заключается в том, соединить современную науку с
законами Торы, определяющими образ жизни религиозных евреев.
Институт расположен в Иерусалиме, в небольшом скромном здании у подножия горы
Герцль. Здесь трудятся бок о бок раввины, ученые и инженеры.
Вплоть до 1948 года проживавшие в Палестине евреи в тех случаях, когда в
шаббат нужно было выполнить ту или иную работу, необходимую для нормальной
жизни общины, полагались на неевреев (см. на сайте ответы
«Обмануть Всевышнего пытаемся?», и
«Подружка дочери, нееврейка, «выручает» в шаббат»). Когда было
создано Государство Израиль, хозяйственные и экономические задачи, медицинское
обслуживание и охрана граждан и т.п. — все это оказалось в ведении еврейского
большинства. В тот момент многие религиозные наставники не имели соответствующих
научных и технических знаний и не были готовы к возникшим переменам.
Урегулированием этих проблем и решил заняться Леви Гальперин. И первым делом
для тех, кто его поддержал, организовал своего рода курсы — ежедневные лекции
ученых и инженеров. Потом раввины сопоставляли полученные знания с текстами
еврейских законов, выстраивая «цепочки», связывающие различные дисциплины.
На создание института Науки и Ѓалахи, точнее — на подготовительную работу,
ушло почти девять лет.
— Направление наших поисков обусловлено самой жизнью, — рассказывает
Гальперин. — «Количество» солнечных лучей, проникающих в комнату, определяется
размером окна. Так и в нашей работе. Ее масштабы определяются тем, сколько
света, излучаемого Торой, может коснуться нашего мира… Цель института —
соединить новейших открытия в области химии, биологии, электроники и других наук
с миром Ѓалахи.
Со времени своего основания Институт далеко шагнул в своих исследованиях.
Именно к его сотрудникам обратился первый израильский космонавт Илан Рамон (член
команды печально известного шаттла «Колумбия», погибшего в 2003 году) с просьбой
объяснить, как и когда нужно делать субботний кидуш на орбите, где солнце
встает и заходит каждые полтора часа. Определите, когда начинается шаббат
на пусковой площадке, откуда стартовал шаттл, — ответили ему, — и начинайте
отсчет с этого момента.
Многие «светские» компании в мире заинтересованы в том, чтобы их продукцию
покупали религиозные евреи. Но тогда они должны найти такие технические решения,
которые не идут вразрез с законами еврейской традиции. И тут на помощь приходит
Институт Науки и Ѓалахи, снабжая фирмы соответствующими разработками.
— Новые разработки ведутся по двум направлениям, — рассказывает руководитель
одного из подразделений института раввин Шмуэль Штраус. — Часть из них — решение
проблем, которые ставят перед нашими сотрудниками «заказчики». Инициатором
других становится рав Гальперин или кто-то другой из работающих у нас раввинов.
Мы находим новый подход к определенному еврейскому практическому закону и
рассылаем письма в инстанции, имеющие отношение к данному вопросу. Концепция
обсуждается, уточняется с технической и практической точек зрения. Когда задача
обретает конкретные очертания, за дело принимаются изобретатели.
— Институт — уникальная организация, — говорит глава одно из торговых
компаний Ицхак Стейнберг. — Его сотрудники разбираются и в технике и в еврейских
законах. Поэтому они в состоянии сделать так, чтобы религиозные люди могли
пользоваться современными достижениями науки и техники. Недавно, к примеру, они
приняли участие в разработке холодильников нового типа, которые снабжены
микрочипом, позволившим программировать агрегат таким образом, чтобы в шаббат
его компрессор и мотор работали в автоматическом режиме и не включались всякий
раз при открытии дверцы .
Впрочем, в Израиле есть еще одна организация, которая занимается решением
подобных проблем. Это — Институт «Цомет» в Гуш Эционе (блок поселений к югу от
Иерусалима).
Здесь, в Гуш Эционе, созданы металлоискатели, использующиеся в зонах
безопасности, например, у Западной Стены, автоматический лифт, электрическое
инвалидное кресло и система сигнализации, которые длительное время могут
находиться в состоянии непрерывного функционирования, поэтому ими разрешается
пользоваться в шаббат.
В «Цомете» изобрели систему подогрева и охлаждения воды для отелей, которая
работает таким образом, что никому в субботние часы не приходится брать на себя
ответственность за приготовление пищи или охлаждение воды.
Одно из основных направлений деятельности «Цомета» — работа на армию Обороны
Израиля. Сотрудники этого института оснастили военные транспортные средства
специальными электронными системами, которые позволяют приводить их в действие и
по шаббатам, не нарушая законов субботы. Эти системы контролируют процесс
зажигания, потребление газа, наружное освещение и т.д. Для применения в
шаббат адаптированы прожекторы, камеры, магнитофоны и прочие необходимые
военным механизмы.
Руководит институтом «Цомет» раввин Исраэль Розен, который несколько лет
проработал в институте Науки и Ѓалахи, а в 1988 году основал собственное
подобное учреждение…
Jerusalem Post
|