…Меня воспитали, если можно так выразиться, в «ультра-реформистских»
традициях. Мое детство пришлось на 1970-е годы, и протекало в фешенебельном
пригороде Сан-Франциско под названием «Ореховый ручей». Родители ходили в
реформистскую синагогу. И это означало, что я был обязан «посещать храм», как
минимум, дважды в год. Затащить меня туда в субботу родителям удавалось крайне
редко.
Сказать, что я не придавал особого значения своему еврейству — значит, ничего
не сказать. В 1970-х годах Восточную Гавань Сан-Франциско вряд ли можно было
назвать колыбелью еврейской культуры. Приведу один-единственный пример: в
государственной средней школе, где я учился, из 1400 детей всего шесть были
евреями, включая меня и мою сестру. С иудаизмом мне приходилось иметь дело лишь
периодически. И всякий раз, когда это происходило, мне казалось, что он мешает
моей «настоящей» жизни. Скудный опыт в еврействе не только оставил меня
абсолютно равнодушным, но и привил мне определенную неприязнь ко всему
еврейскому.
Таким образом, когда, в 20 лет, я поднимался на борт оправлявшегося во
Францию самолета, у меня за спиной не было никакого истинно еврейского прошлого,
и никаких еврейских связей. Одним из основных преимуществ столь дальней поездки,
на мой взгляд, был тот факт, что я мог спокойно прогулять службу в Рош а-Шана
или Йом Кипур, а потом, приехав домой в конце учебного года, сказать, что был в
синагоге. И никому не удалось бы уличить меня во лжи. «Ну что они будут делать?
— беспечно спрашивал я своих однокурсников в Калифорнийском Университете
Лос-Анджелеса. — Они что, позвонят в синагогу Бордо и спросят, был ли Росс на
службе?». Однако, когда я прилетел в Бордо, где мне предстояло жить до конца
учебного года, я обнаружил, что у Всевышнего были на мой счет совсем другие
планы.
Однажды, исследуя город, я наткнулся на магазин сувениров. Когда я
разглядывал витрину, мое внимание привлекла совершенно неожиданная вещь. Это был
йо-йо с изображением хоккейной шайбы команды «Калифорния Голден Силз». Я просто
не мог поверить собственным глазам. Дело в том, что «Калифорния Голден Силз» в
течение какого-то времени была профессиональной хоккейной командой Восточной
Гавани Сан-Франциско. В детстве мы с отцом часто ходили на матчи с ее участием.
Прекрасное было время! И тогда я решил приобрести этот йо-йо.
Внутри меня встретил Сэмми, владелец магазина — невысокий, темноволосый,
смуглый человек, с самой приветливой улыбкой, какую мне когда-либо приходилось
видеть. В конце концов, мы разговорились и пробеседовали почти два часа, обсудив
все, начиная с Калифорнийского университета и кончая моими впечатлениями о
Франции. Меня глубоко тронула искренность и отзывчивость Сэмми. И вдруг,
абсолютно неожиданно, он задает мне вопрос: «Так вы еврей, правда?».
Я был поражен до глубины души. Во мне — шесть футов роста, у меня — светлые
волосы и голубые глаза. Обычно меня принимали за представителей разных народов и
стран, но за еврея — никогда. Бывали случаи, когда я говорил, что я — еврей, но
мне не верили.
— А как вы догадались? — спросил я Сэмми.
— Просто почувствовал, — ответил он, все с той же теплой улыбкой. — Может
быть, придете в пятницу на шаббатнюю трапезу и познакомитесь с моими домашними и
членами моей семьи?
Сам не знаю, почему, я принял его приглашение, несмотря на то, что всеми
силами стремился «сбежать от иудаизма».
Субботний вечер прошел в теплой и располагающей атмосфере. Внутренне я
готовился к тому, что в любой момент могло произойти нечто неприятное, что
подтвердило бы мои сомнения по поводу еврейской традиции. Однако ничего такого
не случилось. Я ушел домой с потрясающим, ни с чем не сравнимым чувством
приобщения к чему-то прекрасному и необъятному.
Сэмми продолжал приглашать меня на шаббаты, а потом — и на еврейские
праздники. Я с удивлением обнаружил, что принимаю все его приглашения — более
того, с нетерпением их жду. Незаметно подошло время Песаха. Накануне праздника я
узнал, что семеро моих американских еврейских друзей расстроены тем, что им
некуда пойти на Седер. Мысль о евреях, искренне стремящихся
присутствовать на Седере, вызывала у меня в то время глубочайшее
изумление.
Я позвонил Сэмми и спросил, можно ли мне взять с собой своих друзей. Однако
Сэмми даже не дал мне договорить.
— Конечно же, приводи… Приводи всех! — радостно прокричал он в трубку.
Я напомнил ему, что речь идет о Песахае, и подчеркнул, что нас — семь человек.
Росс, приводи своих друзей, — повторил он. — И вообще всех, кому некуда пойти
на Седер.
Хоть в то время Песах ничего для меня не значил, доброта Сэмми меня тронула
до глубины души. Да еще по отношению к людям, которых он никогда не видел. Он
пригласил в свой дом моих сокурсников только потому, что все мы — евреи, потому
что они нуждались в помощи.
Вот тогда я оказался в полной растерянности. Зачем я ходил на все эти
шаббаты и Седеры? Ведь я специально пролетел 8 тысяч миль только для
того, чтобы сбежать от них! Каким образом все это могло произойти?
В моем сознании угнездились два абсолютно разных образа иудаизма: один —
резко отрицательный, порожденный моим детством и воспитанием, другой — теплый,
наполненный любовью. И это новое ощущение, разумеется, было связано с Сэмми и
его семьей.
Эти образы были сродни «материи» и «антиматерии» из фантастического сериала «Стар
Трек». Они не могли сосуществовать в одной и той же вселенной. Я должен был
узнать, какой из этих образов наиболее точно отражал истинную сущность еврейской
традиции.
Сердцем я чувствовал, что это был образ, созданный семьей Сэмми — наполненный
любовью и теплом. Однако у меня не было никаких доказательств, которые
подтвердили бы это предположение. Поэтому я отправился на поиски правды о
еврейской традиции и своего места в ней.
Поиски эти длились десять лет. Однако, в конце концов, я понял, что был прав:
еврейская традиция — объемлет все сферы нашей жизни и источает гармонию, тепло и
любовь, которой наполняет наш мир Всевышний. Постепенно я начал коренным образом
менять свою жизнь. Сегодня я, вместе со своей женой и двумя дочерьми, живу в
Лос-Анжелесе, в квартале, где много религиозных евреев, и стараюсь соблюдать
законы еврейского образа жизни.
После моего отъезда из Франции, мы с Сэмми потеряли связь. Мне так и не
представился случай поблагодарить его за все, что он для меня сделал.
Догадывается ли он о том, какое глубочайшее влияние оказал на мои убеждения?
Ведь это именно он, на примере собственной жизни, своей безграничной добротой к
собрату-еврею, проявленной, независимо от его убеждений, заставил меня иначе
взглянуть на принадлежность к еврейству и покончить с отрицанием собственных
корней.
Мои поиски Всевышнего начались именно со встречи с Сэмми и того незабываемого
йо-йо в окне его магазина. Этот йо-йо я храню до сих пор…