Способность и склонность к целенаправленному обучению является, по-видимому,
одной из основных отличительных характеристик человека. Это тесно связано со
способностью к речи, которая рассматривалась мудрецами Талмуда в качестве
определяющего свойства человека (хай медабер). Мысль и выражающая ее речь
создают возможность описания и понимания внешней и внутренней реальности, а это
в свою очередь порождает стремление к их постижению. В еврейской ментальности
образование осознается как система развития человека не только в детстве, а в
течение всей жизни, и ему исконно придавалось большое значение. Была разработана
система образования, которая пронизывала все слои общества и все возрастные
категории.
В течение последних столетий человечество также осознало значимость
образования, а в ХХ веке началась постоянно ускоряющаяся революция в обучении.
Вначале основное внимание уделялось новым методам усвоения знаний и умений, но в
дальнейшем все больше проявлялся акцент на развитие личности учащегося, что
привело к появлению таких концепций как "личностно ориентированное образование"
и "развивающее обучение". Нижеприведенная цитата хорошо выражает эту тенденцию:
“В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве
важнейшего фактора становления и развития личности как индивидуальности. /…/ Это
должно обеспечиваться образовательным процессом, основная функция которого –
организация единого пространства познания и индивидуального развития” (И.С.
Якиманская. «Технология личностно-ориентированного образования». Библиотека
журнала «Директор школы», вып. 7, Москва, сентябрь, 2000 г.)
Мы являемся свидетелями практически полного пересмотра концепции образования
во всем мире в этом направлении. Русскоязычное еврейство, воспитанное на
традициях советской школы и оказавшееся практически оторванным от традиционного
еврейского образования, встало перед необходимостью выработать свой подход в
новой исторической ситуации, который бы соответствовал задачам нашего времени.
Настоящая работа представляет собой попытку обрисовать контуры еврейского
образования в современном мире, как это представляется автору.
1. Истоки и перспективы развивающего подхода в русскоязычном еврейском
образовании
Развивающий, личностно ориентированный подход был и остается внутренне
присущим еврейскому образованию. Основу для этого можно найти уже в ТаНаХе, в
поучениеи Царя Соломона “Ханох ла-наар аль пи дарко” - “Учи юношу
согласно его пути” (Мишлей 22:6). Рав Шимшон Рефаэль Гирш (выдающийся
раввин, мыслитель и общественный деятель, Германия, 19-й век) комментируя это,
говорит, что мы должны обучать ученика способом, который позволяет ему лучше
учиться. Из этого недвусмысленно вытекает необходимость индивидуального подхода
в преподавании.
Также в Мишне (трактат Санѓедрин, глава 4) мы находим идею
уникальности и неисчерпаемости каждого человека:
«Потому и был создан вначале один Адам, чтобы было понятно, что к тому, кто
уничтожил одного человека Тора относится так, как будто бы он погубил целый мир,
а к спасающему одного человека Тора относится так, как если бы он спас целый мир.
Чтобы не говорил человек товарищу своему — «Мой отец значительнее твоего отца»…
Человек чеканит монеты одним чеканом, и все они похожи друг на друга, а
Всевышний чеканит людей чеканом первого Адама, и ни один из них не похож на
другого. Поэтому каждый человек должен говорить: «Мир создан ради меня».
Идея уникальности каждой человеческой души, и в то же время ее космичности,
равнозначности всему мирозданию, может показаться противоречивой и абстрактной
современному рациональному уму. Тем не менее, именно эта идея — одна из основ
еврейского мировоззрения и еврейского гуманизма. Поэтому есть все основания
считать, что ставшие популярными и активно развивающиеся в последнее время
гуманистические подходы к обучению в своей основе восходят к Торе, так же как и
другие общечеловеческие моральные ценности.
Современная еврейская педагогическая мысль продолжает эти гуманистические
традиции. Так, Э. Рубиноф в книге «Искусство преподавания» пишет:
«Рав Хаим Соловейчик (один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го
вв.; Литва – Белорусь; см. на сайте ответ
«Методы изучения Талмуда — Бриск») учит, что ни один человек не
похож на другого, их различия существенны, и учителя должны обращаться к каждой
личности по-разному… Из этого следует, что для того, чтобы преуспеть в
воспитании, необходимо глубокое понимание учеников и знание того, как иметь дело
с каждым. Чем больше у нас учеников, тем обширней должно быть наше понимание и
знание».
Рав Хаим Шмулевич (глава иешивы «Мир», Литва – Иерусалим, вторая половина
20-го века) объясняет, что Гемара (Талмуд) сравнивает учителя с дождевой каплей.
Почему? Как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель
учителя — выявить уникальный потенциал каждого ученика… «Не подходит любой метод
любому ребенку, — писал он, —поэтому мы должны планировать наше преподавание и
растить наших детей согласно их характерам…».
Если личностно ориентированный подход к обучению, развивающийся во всем мире,
согласуется с принципами Торы, то в чем особенность еврейского образования в
этой исторической ситуации, и как оно сочетается с общечеловеческими тенденциями
развития?
В третьей главе трактата Мишны Пиркей Авот от имени раби Акивы
(величайший Учитель Мишны, 2-й век) приводится такой текст (в переводе не
отражены тонкие аспекты Имен Всевышнего):
«Он (раби Акива) говорил: «Любим человек, созданный по образу (Творца);
особая любовь (явлена ему в том) что ему сообщено, что он создан по образу, как
сказано: (Берешит, гл. 9, ст. 6) «По образу Творца создан человек».
Любимы сыны Израиля, названные сынами Всевышнего, особая любовь (явлена им в том),
что сообщено им, что они названы сынами Всевышнего, как сказано (Дварим,
гл. 14, ст. 1): «Сыны вы Всевышнему». Любимы сыны Израиля — дан им сосуд
драгоценный (Тора). Особая любовь (явлена им в том), что сообщено им, что дан им
сосуд драгоценный, как сказано: (Мишлей — Притчи царя Шломо, 4:2)
«Подарок прекрасный дал Я вам — Тору, не оставляйте ее».
В этой Мишне мы видим, что главная особенность человека — в том, что он
создан по образу Творца и любим Им. В то же время, если есть необходимость
сообщать ему об этом, это означает, что от самого человека это скрыто, и он
этого не осознает. Особая любовь явлена ему в том, что ему сообщено об этом в
Торе.
Что означает «создан по образу Творца» — глубокая тема, которой уделяется
много внимания в классических еврейских источниках, и освещать которую в рамках
этой работы было бы неуместно. Для наших целей следует только сказать, что это
не что – то, что можно “узнать”, как скажем математику или грамматику. Это
некоторое другое сознание, другое бытие, которое может только постепенно
раскрываться в человеке при определенных условиях.
Таким образом, эта Мишна говорит нам, что основная цель образования в его
общечеловеческом аспекте — создание таких условий и такой системы обучения,
которая бы способствовала раскрытию в каждом ученике «Образа Творца», который в
него заложен Всевышним (см. вышеприведенную цитату из Мишны трактата
Санѓедрин).
Если смотреть на мир как на постоянно обновляющееся творение Всевышнего,
направляемое Им к реализации Его замысла — а именно такой подход соответствует
Торе, то глобальная смена парадигмы обучения в современном мире с «усвоения
знаний» на личностное развитие может рассматриваться как ясное свидетельство,
что этот процесс успешно перешел в новую фазу.
Та же Мишна выделяет еврейский народ по двум параметрам: особые отношения с
Творцом (сыны) и обладание драгоценным сосудом. Так же как и в отношении всего
человечества, это может не осознаваться, и сообщается в Торе как проявление
особой любви. В то же время к еврейскому народу относится все общечеловеческое,
выражаемое термином «Образ Творца».
Другими словами, еврейское образование должно с одной стороны участвовать в
глобальном процессе раскрытия духовного потенциала человека, а с другой стороны
— способствовать раскрытию специфически еврейского потенциала в каждом ученике.
Это включает освоение «драгоценного сосуда» (инструмента) — Торы в широком
смысле этого слова, то есть всего богатства еврейского духовного наследия,
включая различные аспекты внутренней работы и молитвы, душевного наполнения
заповедей, восприятия событий жизни как диалога с Творцом.
2. Принципы построения учебного процесса.
Все вышесказанное относится к области духовного постижения и философии. Тем
не менее, мы хорошо знаем, что ученику необходимо осваивать определенные законы,
правила, приемы действий, обязательные для всех. Как это совместить с
индивидуальным развитием, которое в то же время проходило бы в контексте
еврейского мировоззрения и бытия, да еще уложенного в рамки учебного процесса?
Глубокий анализ этой проблемы мы находим в работах выдающегося Учителя нашего
времени, покинувшего наш мир на исходе праздника Песах (2005 г.), Раби Шломо
Вольбе. Во втором томе его фундаментального труда «Алей Шур», в разделе «Пути
образования» он обращает внимание на два взаимодополняющих процесса, каждый из
которых необходим для полноценного развития ученика: «строительство» и «рост». «Строительство»
осуществляется извне, взрослыми, на основе установленных принципов галахи,
дающими человеку форму и структуру жизни. В то же время «рост» происходит
изнутри, из корня. Если строительство подавляет рост, в ущербе уникальность
человека. Если же происходит бесформенный рост без структуры, ущерб наносится
формам проявления этой уникальности, приводит к путанице в ценностях и понятиях,
и в конечном итоге искажению всего жизненного пути.
В идеале "строительство" должно происходить таким образом, чтобы не подавлять
ученика, а оптимально соответствовать его индивидуальности и обеспечивать
условия "роста".
Рав Вольбе касается этого же вопроса в другом месте, во введении к первому
тому "Алей Шур". Там он объясняет, что заповеди Торы, исполняемые действием,
имеют очень похожую структуру: внешнюю форму и душевный импульс, вкладываемый
человеком при исполнении. Внешняя форма задается извне, внутренний импульс "взрастает"
изнутри в процессе раскрытия – и открытия – человеком своей души. Ключ к этому
процессу – в частичном переносе человеком внимания с внешнего мира на внутренний,
с тем чтобы научится воспринимать его как не меньшую реальность, чем реальность
материальная.
Таким образом, учебный процесс в современной еврейской школе должен сочетать
несколько основных аспектов:
способного
устанавливать и поддерживать конструктивные деловые отношения сотрудничества.
Вышеприведенный перечень, конечно неполон, но, по крайней мере, он дает
представление о задачах, которые должно решать современное образование.
Педагогическая среда
Роль учителя в новом образовании существенно отличается от его роли в
стандартной системе образования, изменяются требования не только к его
профессиональной подготовке, но и к его личности в целом. Более того, ни один
даже самый лучший учитель не справится с перечисленными выше задачами.
Особенность нашего времени в том, что хотя новая парадигма возникла и
интенсивно развивается, большинство людей еще живут во власти шаблонов старого
мышления, конкуренции (победить или потерпеть поражение), негативных эмоций и
предрассудков разного толка.
Поэтому перечисленные выше задачи могут быть решены только в рамках
экспериментальной еврейской школы нового типа, организованной как
самообучающаяся организация, объединяющая три основные подсистемы: учителей,
учеников и их родителей. Такие педагогические системы только начинает
развиваться, однако системный подход к самообучающимся организациям в бизнесе
имеет уже солидную историю, и на соответствующий опыт можно опереться.
К сожалению, рамки этой работы не позволяют подробно проанализировать все
составляющие учебного процесса. Постараемся, тем не менее, наметить некоторые
его черты. Укажем только, что программы учебных предметов в школе нового типа
должны не просто излагать систему знаний, а особым образом (через построение
содержания предмета) организовывать познание ребенком существенных свойств и
отношений объектов и понятий, присущих им смыслов и их участии в смысловом поле
предмета. Это включает как предметные знания в различных областях, так и
метазнания, отражающие структуру любого знания, принцип его построения, а также
организационно – технологические знания, являющиеся основой любого вида
деятельности (проектной, групповой, индивидуальной исследовательской и т.п.).
Образовательные программы должны предоставлять возможность ученикам развивать
разные, особенно личностно значимые, формы мышления, а также осваивать
разнообразные формы проработки материала.
В плане урока в системе развивающего обучения существенное место занимает
работа учителя с субъективным опытом учащегося в различных формах: проблемного
урока, урока – дискуссии, работа в малых группах (хеврутах) и других. Особое
значение, наряду с содержанием урока, приобретают вопросы о том как, с помощью
какой познавательной деятельности, организована работа с материалом, какие
ценности и идеалы, самоощущение и мировосприятие формируются в результате, как
ученик проецирует освоенный материал в свое будущее, какие жизненные цели перед
собой ставит.
В заключение приведем еще одну интересную цитату:
«Возможно, школы не будут похожи на школы. Возможно, все общество станет для
нас образовательной средой».