К РАЗМЫШЛЕНИЮ | Не оставь нас в старости нашей…
Тель-Авивские синагоги постепенно пустеют, со временем их
количество уменьшается. Религиозные евреи теряют веру в город, а город отвечает
им взаимностью…
ГОРОД БЕЗ МОЛИТВЫ
Яир Этингер
В начале прошлого лета (2004 г.) скоропостижно скончался Палтиэль Бехагаон,
долгие годы работавший габаем (староста) в тель-авивской синагоге «Кедушей
Антополь» (ул. Олифант, 43). Его смерть повлекла за собой кризис в общине. Он
работал в этой синагоге со времен ее основания, а в последние годы, когда ее
постоянные посетители состарились, брал на себя все новые и новые обязанности:
был кантором, читал Тору, трубил в шофар.
Многочисленные обязанности Палтиэля Бехагаона взял на себя казначей синагоги
Александр Калит. Но буквально через несколько недель и он неожиданно ушел в мир
иной
На должность габая назначили человека помоложе. Однако две, столь
неожиданные потери, одна за другой, оказали на общину необратимое влияние. Все
меньше и меньше людей стали посещать синагогу. Рассчитанная на 300 мест,
когда-то заполнявшаяся народом, теперь она принимает человек 10-15, не более.
Пожилые люди приходят сюда и садятся на свои обычные места, остальные кресла
остаются пустыми даже по шаббатам.
Другая синагога Тель-Авива — «Атерет Мордехай» расположена на улице Блох. Ее
основали гурские хасиды. До середины 1990-х годов, чуть-чуть опоздав на утреннюю
молитву в шаббат, здесь невозможно было найти свободное кресло. Сегодня
ее постоянные посетители — немногочисленная группа инвалидов и стариков. И в
праздники сюда приходит человек двадцать.
Причина такого упадка, главным образом, в том, что многие религиозные евреи
переехали из Тель-Авива в Бней Брак. Немалую роль сыграли, конечно же, и те
социальные и демографические изменения, которые сегодня претерпевает Тель-Авив.
Умирающий деловой центр города
В Тель-Авиве, особенно в его деловом центре, синагоги закрываются одна за
другой — нет посетителей. И только некоторые сефардские районы — Яд Элиягу,
Шапиро и Атиква — переживают период, который многие называют «еврейским
ренессансом».
В плачевном положении оказались десятки синагог центра Тель-Авива, в том
числе и Большая синагога на улице Алленби. Это величественное здание сегодня
напоминает гигантскую, всеми покинутую «сороконожку». Случайно заглянувший туда
посетитель, скорее всего, сразу же окажется центром внимания — «может быть, вы
сможете придти и на следующую молитву, у нас не хватает мужчин для миньяна
(по еврейской традиции, молитву в синагоге должны читать, как минимум, 10 мужчин)».
Можно на пальцах пересчитать количество синагог, собирающих достаточное
количество людей на утреннюю молитву в субботу. К их числу принадлежит синагога
«Миньян Бэшамаим», расположенная на шестом этаже здания «Ихуд Шиват Цион» (ул.
Бен Иегуды). Она пользуется популярностью в среде молодых религиозных евреев.
Для пожилых людей их синагога — своеобразная «крепость». Они несли сюда
мольбы к Всевышнему всю свою жизнь. Сюда они приходили, чтобы почтить память
своих ушедших близких. В каждой из этих синагог есть предметы, подаренные ее
членами — в память о своих ушедших в мир иной родственниках. Это — свитки Торы,
люстры, канделябры, книги и даже целые библиотеки.
Однако нынешний Главный раввин Израиля Йона Мецгер считает, что лучше иметь
ограниченное количество синагог, зато — с большим числом посетителей, нежели
содержать множество полупустых, на грани выживания. Он полагает, что настало
время провести слияние малых синагог.
— У меня было несколько откровенных разговоров со старостами синагог, —
рассказывает рав Мецгер. — Существует несколько вариантов. Например, одна
синагога может быть продана, а деньги — использованы на реконструкцию другой.
Понимаю, многим будет трудно расстаться с синагогой, которую они посещали всю
жизнь. Но, поверьте, так будет лучше…
Основной кандидат на пост Главного раввина Тель-Авива — рав Израиль Меир Лау.
Когда-то он уже занимал эту должность, потом (до 2003-го года) был Главным
раввином Израиля.
С одной стороны он, вроде бы, и не против идеи слияния малых синагог. Но с
другой — высказывает оптимизм по поводу будущего малых.
— Тут надо бы повременить, — говорит рав Лау. — Существует большая
вероятность того, что эти синагоги вновь начнут процветать. Это лишь вопрос
времени… 30 лет назад я посетил северо-западную часть Манхеттена (Нью-Йорк) и
нашел там полупустые синагоги. В залах сидели по нескольку посетителей. Сегодня
в том же самом районе, на тех же самых улицах те же самые синагоги переполнены
молящимися...
Рав Лау знает в Тель-Авиве все синагоги. Не задумываясь, он может назвать те,
что закрыли двери навсегда.
— Когда-то в Тель-Авиве, — рассказывает он, — было 700 синагог. Сегодня —
немногим более 500.
В книге Аво вэитекха (издана несколько лет назад на иврите),
написанной заместителем мэра Тель-Авива от партии Шас, равом Мордехаем Ицхари,
названы 519 действующих тель-авивских синагог. Возможно, в Тель-Авиве синагог
больше, чем кафе и баров, но посещают ли их люди — это еще вопрос. И
определенный ответ на него не дают ни в министерстве религий, ни в местном
религиозном Совете, ни в муниципалитете, в ведении которого находится Тель-Авив
и Яффо.
Ситуация, в которой оказались синагоги этого самого большого израильского
города, конечно же, результат балансирования между спросом и предложением. А это,
в свою очередь — «микрокосм» общего процесса: религиозные евреи теряют веру в
город. И город, очевидно, отвечает им «взаимностью».
Многие синагоги построены в Тель-Авиве в период хасидского «бума», который
начался в 1948 году, сразу же после провозглашения Государства Израиль. Тогда
религиозный сионизм был в городе ощутимой силой.
В течение последних трех десятилетий хасидские движения (к примеру, Моджиц,
Вижниц, Садигура и другие) покидали Тель-Авив, вслед за своими лидерами
переезжая, в основном, в Бней Брак. в Тель-Авиве остались гурские и бельцские
хасиды. И живут они в районе улиц Шенкин и Ахад Баам. Это — один из самых
дорогих районов во всем Израиле. Многим религиозным евреям жизнь здесь — не по
карману. Впрочем, они вынуждены покидать город еще и потому, что большинство
населения этого района — так называемые «светские» люди. В их окружении
религиозные семьи чувствуют себя некомфортно. Вот и получилось, что из
пятнадцати синагог, возведенных здесь в лучшие времена, сегодня осталось всего
четыре.
Религиозные сионисты последовали примеру хасидов, и многие из них переехали в
те районы, где живут люди, разделяющие их взгляды. Например — в Раанану, Петах
Тикву и Гиват Шмуэль.
Впрочем, не все закрывшиеся синагоги пустуют. Некоторые из них переданы
каким-либо организациям. Так, скажем, синагога на углу улиц Цфат и Бограшова
передана организации «Рош Иегуди», которая ставит перед собой цель — вернуть
нерелигиозных евреев к их корням.
Управляющий кафе на улице Бограшова, Эйяль Мейрович, активно работающий с
организацией «Рош Иегуди, считает, что заброшенные синагоги должны быть
превращены в общественные центры, где проводились бы общественные и
интеллектуальные мероприятия.
В них можно также готовить подростков к бар мицве, — говорит он. — И большую
помощь в этом должны оказывать раввины. Но беда в том, что религиозные евреи
сторонятся «светских» и держатся изолированно. Их мало интересует, что
происходит в тель-авивском обществе в целом…
Однако рав Лау считает, что такая позиция не учитывает важное обстоятельство.
— Синагога — не театр, — подчеркивает он. — У нас нет синагог, построенных на
средства, выделенные государством или муниципалитетом. Все100 лет существования
Тель-Авива синагоги здесь строились на пожертвование людей, многие из которых в
них молятся. Вправе ли кто-либо изменить назначение здания и передать его для
реализации «светских» мероприятий? Немаловажную роль в такой ситуации начинает
играть и вопрос о земле, которая в Тель-Авиве стоит достаточно дорого. Кто
вправе решать, что делать со зданием синагоги? По-моему, прежде всего, об этом
надо спросить тех людей, которые вкладывали деньги на их строительство или их
потомков…
Действующие синагоги
В то время, как многие синагоги закрываются или стоят полупустыми, есть и
такие, которые — восстановлены и выполняют свои функции, благодаря инициативе
жителей районов, где они расположены.
Примером может служить большая синагога «Гейхал Красник», которая открылась в
помещении тель-авивского нового медицинского центра.
Синагога «Гейхал Красник» увековечила память тысяч евреев польского города
Красник, погибших в годы Катастрофы. Вначале она была выстроена в другом месте
Тель-Авива — на улице пророка Йоны. Однако там она, как многие синагоги города,
вскоре опустела. И дети ее основателей приняли решение продать здание.
Вырученные от продажи деньги и пожертвования потомков основателей этой синагоги
пошли на строительство нового здания. Из прежней, на улице Йоны, в нее перенесли
всю утварь. Сегодня синагога продолжает жить, но уже — в новом месте.
Синагога «Зихрон Барух» являет собой пример духовного подъема. Она была
единственной синагогой в районе Нога города Яффо. И все же 13 лет назад ее
пришлось закрыть. До 1970-х годов, эта синагога служила еврейской общине
выходцев из украинского города Комарно. Евреи из Украины не только построили эту
синагогу, но и организовали в ней активную религиозную жизнь. Кроме того, при
ней они начальную школу «Талмуд Тора».
Но прошли годы, их дети покинули Яффо, а пожилые основатели синагоги, в
основном, ушли в мир иной. Постепенно синагога начала приходить в упадок. Ее
пришлось закрыть, и восемь лет она стояла заброшенной. Но вот нашлись энтузиасты,
которые решили открыть ее снова. Они сами отремонтировали здание. И во все дни
недели, кроме субботы, последние пять лет синагога наполняется молящимися. На
шаббат эта синагога закрывается, потому что большинство ее посетителей лишь
работают в районе, где она расположена, в небольших мастерских, которые здесь
действуют. А живут эти люди в других местах, и на шаббатние молитвы ходят
в синагоги рядом с домом.
— Вне всякого сомнения, это — действующая синагога, — с гордостью говорит
известный журналист Адам Барух, принимавший участие в ее восстановлении. —
Каждый день на молитвы сюда приходит много людей. Правда, раввина в ней нет.
Однако, тем не менее, она, как и прежде, выполняет функции общественной синагоги.
Наша синагога не связана ни с политическими партиями, ни с определенными
этническими группами. Она стала интегральной частью района...
Тут возникает вполне закономерный вопрос: если синагога стоит а районе, где
живет совсем мало людей, зачем вообще понадобилось ее восстанавливать?
— Любой еврейский район, любой еврейский город без синагоги, без молитвы — «мертв»,
— отвечает на это Адам Барух. — В нем нет духовности…
Яир Этингер
|