По мнению профессора Шарона
Еврейский мир отмечает 40-ю годовщину со дня основания в Соединенных
Штатах Америки движения за свободу выезда советских евреев…
ВЕЛИКАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ
Йоси Клайн Алеви
Движение за свободу выезда советских евреев ( SSSJ)
можно назвать самой удачной кампанией протеста за всю еврейскую историю.
Оно было основано прямо на студенческом митинге в защиту советских евреев,
который проходил 29 апреля 1964 года в Колумбийском университете. Инициатором
создания движения выступил Яаков Биренбаум.
На первой стадии существования движения с утра до вечера
был открыт
действующий штаб, уровень активности которого превосходил остальные еврейские
учреждения вместе взятые.
Сегодня, когда евреи начинают, наконец, понимать, как мы обманывались в своих
экстравагантных надеждах на то, что антисемитизм вскоре себя изживет, и Израиль
будет жить в мире со своими соседями, приятно вспомнить события тех лет. Тогда,
в 60-е годы, крошечная группа мечтателей сумела преобразовать еврейский мир и
противостоять мощнейшей пропаганде.
Вопреки всем ожиданиям, группа студентов Яакова Биренбаума, членом которой
мне посчастливилось быть, всколыхнула американское еврейство. Его наиболее
влиятельные представители привлекли к проблеме внимание Конгресса США, и
американское правительство нашло способы воздействовать на руководителей Советского
Союза, потребовав, чтобы евреев отпустили на их историческую родину. Самое
удивительное, что Яаков на самой первой встрече, положившей начало студенческому
движению за свободу выезда
советских евреев,
предсказал именно такое развитие событий.
В древнем, но и по сей день продолжающемся споре между “умеренными” и
“фанатиками”,
у “фанатиков”
есть неоспоримый аргумент: на протяжении всей еврейской истории случалось не
раз, что маленькая группка одержимых какой-то идеей людей, на которых вначале
смотрели с опаской, неожиданно сформировывала общественное мнение. А в итоге все
признавали ее правоту и мужество. Нечто подобный произошло и
c
студенческим движением за свободу выезда советских евреев. Молодое движение и
его основателя критиковали самые разные еврейские организации. Многие опасались,
что подобная активность принесет советским евреям вред, вплоть до физической
угрозы. Но через шесть лет те же организации приняли позицию Яакова Биренбаума и
его движения, и вопрос о праве выезда советских евреев выдвинулся в их
деятельности на первый план. Вопреки опасениям некоторых раввинов, травля
советских евреев не усилилась. Напротив, железный занавес, отгораживающий
Советский Союз от других стран, начал приподниматься.
Тем не менее, Яаков и его движение добились успеха благодаря тому, что
чувствовали настроение большинства. Яаков не принимал всякую тактику, которая
могла бы отпугнуть американских евреев от борьбы за свободу их советских
братьев. Он был убежден, что еврейская община Америки откликнется на призыв к
мирным демонстрациям, но противозаконные способы протеста скорее отпугнут ее от
борьбы.
Переломный момент в борьбе наступил в 19 70-м
году, когда группа советских евреев попыталась в одном из ленинградских
аэропортов захватить самолет, чтобы вылететь на нем в Израиль. Попытка
закончилась неудачей — инициаторы дерзкого плана оказались в тюрьме.
Будучи активистом SSSJ,
я испытывал разочарование. Меня удручала медлительность американских евреев, не
спешивших отреагировать на события в Ленинграде.
Позднее я понял, что такое успешный “фанатизм”.
Это — умение поддерживать диалог (пусть даже напряженный) с пассивным
большинством, постепенно вовлекая его в действие.
Тактика Яакова себя оправдала. Директор нью-йоркской коалиции в защиту
советских евреев
Малькольм Хонлайн смог
повлиять на еврейские общественные организации, которые приняли основные тезисы
программы
Биренбаума и начали
систематическую кампанию протеста.
С самого начала, студенческая организация Яакова стремилась к союзу со всеми
движениями, поддерживающими их идеи. Яаков осознавал, что освобождение советских
евреев возможно только при поддержке широких масс. И стремился избежать той
абсолютной изоляции, в которой оказались евреи во время Катастрофы. Яков верил,
что мы живем в эпоху избавления, а это означает, что одиночеству евреев скоро
наступит конец.
Из опыта борьбы студенческой организации за право советских евреев на выезд
можно, думается, извлечь два урока.
Первый — необходимость создания сильного еврейского центра, способного быстро
реагировать на нужды евреев, не отрываясь от масс.
Второй — понимание, что евреи в мире — не одиноки. Сегодня, когда столь велик
соблазн пожалеть себя и посетовать, что весь мир против нас, особенно важно
помнить об этом.
Движение в защиту советского еврейства доказало: если мы научимся ясно и
убедительно рассказывать миру нашу историю, в трудные для нас времена у нас
всегда будут верные союзники.
В 1964 году предположение, что горстка нью-йоркских студентов приведет в
действие механизм массовой эмиграции евреев из Советского Союза и крушения
мощнейшего в истории тоталитарного режима, казалось фантастикой. Нам хватило
упорства и настойчивости, потому что мы верили, что боремся за правое
дело, верили в торжество справедливости, в спасительную силу еврейской истории.
Мы верили, что дни, когда евреев отдавали на милость врагов, миновали…
Jerusalem Post
Йоси Клайн Алеви
сотрудник центра “Шалем”,
член редколлегии журналов “Азур” и “Нью Рипаблик” (США)
|