Тысячи евреев из Латинской Америки в результате разразившегося в южной
части американского континента экономического кризиса оказались
Призванный на службу в армию нееврейского
государства еврей попадает в сложную
ситуацию. Перед ним могут возникать дилеммы
идеологического и морального характера,
если, например, страна, в армии которой он
служит, объявляет войну другой нееврейской
стране, а он испытывает к народу «вражеского»
государства определенные симпатии. В таком
положении в свое время оказались советские
военнослужащие, когда войска СССР
оккупировали Чехословакию.
Существует и другая серьезная проблема -
как оставаться евреем, соблюдать еврейские
традиции в жесткой системе воинской службы.
Ее решение в ряде армий стран НАТО
облегчают военные раввины,
прикомандированные к крупным военным
подразделениям. Представляется, что армиям
России и Украины, в рядах которых служат
евреи, также уместно было бы иметь военных
раввинов.
Предлагаем читателям прочесть репортаж «с
поля боя» о наших - в Ираке, в еврейский
Новый год…
РОШ А-ШАНА - В БАГДАДЕ
Джей Берковский
Куда бы ни занесла еврея судьба, Рош а-Шана
остается для него одним из самых важных
праздников года. Есть некая ирония в том,
что в этом, ознаменовавшем начало 5764-го -
праздничная служба второго дня,
организованная для американских евреев-солдат,
участвующих в операции вооруженных сил США
«Свобода Ираку», проходила в резиденции
бывшего иракского диктатора Саддама
Хусейна. Сейчас это - пункт дислокации
поддерживающих порядок в Ираке частей
армии Соединенных Штатов.
- В этом году более ста американских
военнослужащих-евреев отмечали Рош а-Шана в
роскошном дворце, - рассказывает один из
организаторов торжества, сегодня - главный
раввин армии США в Ираке, Митчел Аккерсон. -
Мраморный, сверкающий золотой отделкой зал,
который выделили для проведения праздника -
более семи с половиной метров в высоту. И
вот я начал трубить в шофар… Звуки шофара,
отражаясь от стен, неожиданно набирали силу
и взмывали к потолку гулким эхом,
подчеркивая величие момента.
Присутствующие на молитве, уверен, никогда
не забудут этот день… Послу полудня мы,
большой группой, отправились к живописному
озеру, которое раньше было собственностью
сыновей Хусейна - Удая и Хусая. И сбросили в
его воды тяжесть наших проступков (в дни Рош
а-Шана евреи проводят обряд под названием ташлих
- идут к водоему, читают соответствующее
благословение и «стряхивают» с одежд все
дурное, что накопилось за год). «Наконец-то
эти места нашли себе достойное применение»,
- подумалось мне.
Всего в операции в Ираке и Кувейте
принимают участие 130 тысяч американских
военных. Из них порядка 500 человек - евреи.
Продумывая план проведения празднеств,
связанных с еврейским Новым годом, раввин
Аккерсон надеялся, что эти торжества станут
для еврейских солдат неким духовным
трамплином. Теперь, вспоминая, как все
получилось, он испытывает удовлетворение.
Похоже, это ему удалось.
Потом, после праздника, - говорит рав
Аккерсон, - ко мне подошел сержант,
поблагодарил и сказал, что Рош а-Шана с этом
году - самое значительное событие в его
жизни за последние двадцать лет.
Молитвы и праздничные трапезы в честь
Нового года проводились не только в Багдаде,
но и в расположенном к северу от иракской
столицы городе Тикрите, а также - в Кувейте,
в районе дислокации американских войск.
Значительная часть средств на проведение
торжеств, посвященных Рош а-Шана, в Ираке и
Кувейте поступила от спонсоров -
американских евреев. Три синагоги Нью-Йорка
подарили своим соотечественникам,
вынужденным праздновать еврейский Новый
год вдалеке от родных, четыре свитка Торы (страховая
стоимость каждого из них составляет 10 тысяч
долларов). Еврейская община Мэрилэнда
снабдила многих солдат молитвенниками на
Рош а-Шана, Йом Кипур и Суккот и брошюрами,
рассказывающими об этих праздниках.
Организация, осуществляющая руководство
системой еврейского образования в Нью-Йорке
провела кампанию, которая получила
название «Операция яблоко в меду».
Участники этой операции собрали все, что
могло понадобиться военослужащим-евреям
для праздников. Они отправили в Ирак и
Кувейт молитвенники, книги по иудаизму,
бокалы для кидуша и обеспечили доставку
более тысячи кошерных обедов.
Президент этой организации Меридит Вейс
рассказывает:
По электронной почте мы вели переписку с
военными морской пехоты и обнаружили, что в
этих частях служит немало евреев. Тогда мы
связались с военными раввинами и попросили
их сообщить о своих нуждах. Из Ирака
получили ответ - «Хотелось бы, чтобы у нас
была настоящая Сефер Тора, а не
напечатанные типографским способом копии…».
К этому движению присоединились
еврейские организации других городов. В их
числе - Мльбурн (штат Нью-Джерси), Палм Бич (штат
Флорида) и другие. Дети также внесли свой
вклад в общее дело - оправили солдатам в
Ирак и Кувейт поздравительные открытки и
украшения для шалашей (сукки).
- Я обращалась в разные учреждения, к
разным людям, - отмечает миссис Вейс. - И
везде мои просьбы встречали с пониманием,
везде оказывали помощь…
Перед праздничной молитвой, -
рассказывает рав Аккерман, - я сообщил
присутствующим: «Сегодня мы будем читать
текст Книги по Сефер Тора». «Завтра же
напишу маме письмо, - поделился со мной один
из солдат после молитвы. - Ей будет приятно
узнать, что меня вызвали к чтению Торы».
В канун праздников раввин Яков Гольдштейн,
главный раввин Нью-Йоркской национальной
гвардии, вылетел в Кувейт. Он вез с собой
свиток Торы и специальные наборы для
праздника Суккот из четырех видов растений
- арбаа
миним.(см. на сайте в словаре раздела,
посвященного празднику Суккот).
Рав Гольдштейн руководил торжествами,
устроенными в штабе центрального
командования вооруженных сил США в Кувейте.
В других местах праздничные молитвы вели
раввины Карлос Хуэрта из Вест-Пойнт и Давид
Гольдстром из Форт Худ (штат Техас).
Немалую роль в создании возвышенной
атмосферы молитв в Рош а-Шана сыграл, по
словам рава Аккермана, период подготовки.
Военнослужащим-евреям раздали литературу
по еврейской традиции, и все свободное от
службы время они посвящали изучению сути и
значения предстоящих праздников в жизни
каждого еврея.
Следует отметить, что не всем, кто
стремился к этому, довелось участвовать в
праздничных торжествах. Ведь даже
праздники не отменяют выполнение воинского
долга.
24-летний сержант подразделения полевой
артиллерии воздушно-десантной дивизии,
охраняющей нефтяное поле к северу от
Багдада, Мэтью Бойер планировал
присутствовать на празднествах в
багдадском дворце. Но неожиданно, накануне
торжеств, получил спецзадание. На этом
задании погиб ближайший друг Мэтью… Сам
Мэтью Бойер все же попал на последнюю
молитву Рош а-Шана - «поймал трэмп», сев в
вертолет, направляющийся с боевых позиций в
Багдад.
Капрал морского флота Кейц Финли (21 год),
сын раввина общины «Ор а-Хаим» в Лос
Анжелесе - Мордехая Финли (в прошлом - раввин
морского флота США), улетел на праздники
домой, получив 30-дневный отпуск.
В первом для меня бою, - вспоминает Кейц, - я
лежал в окопе и видел ракеты, проносившиеся
прямо над головой. Они летели так низко, что
можно было прочесть написанные на них буквы…
В конце концов, мне удалось преодолеть
страх. Я взял в руки винтовку и вместе со
всеми пошел выполнять доверенную нам
работу.
Когда основные военные действия
закончились, Финли отправили в Хилал -
населенный пункт в сорока километрах к югу
от Багдада, где он руководит обучением
местных полицейских и занимается
восстановлением работы местных социальных
и бытовых служб.
- Многие иракцы рады приходу американских
войск, - рассказывает Кейц Финли. - Но когда я
говорю им, что я - еврей пришел в Ирак, чтобы
освободить их страну, мое признание, как
правило, встречают, демонстрируя
откровенную враждебность. Как-то был такой
случай: услышав, что я - еврей, меня
попросили немедленно покинуть дом, хотя
всего минуту до этого хозяева этого дома
были воплощением любезности и
гостеприимства… В другой раз я беседовал с
учителем одной из местных школ и спросил
его, как он относится к евреям. «Коран учит,
что мусульмане обязаны убивать евреев», -
ответил он. Тогда я показал мой
идентификационный жетон, где было указано,
что я еврей, и протянул ему свой нож со
словами: «Можешь исполнить свою миссию!». Я
был готов ко всему, но он просто повернулся
ко мне спиной и ушел. «Жизнь слишком коротка,
чтобы жить, отгородив себя фанатизмом», -
сказал я ему вслед. А назавтра он снова
пришел ко мне и произнес: «Жизнь слишком
коротка, чтобы жить ненавистью…». Я
почувствовал, что хоть в одной жизни мне
удалось что-то изменить…
Международное Еврейское
Агентство новостей
|