В мае этого (2003 года) Главному раввину Великобритании сообщили, что во
время вскрытия в морге одной из лондонских больниц медики, даже не спрашивая
согласия родственников, удалили у скончавшегося пациента мозг - для
исследования. Ни о чем не подозревающие близкие покойного так, без мозга, и
похоронили его.
Это противоречит еврейскому закону.
Этот факт послужил прецедентом для специального широкомасштабного
расследования. В результате выявлены десятки тысяч аналогичных случаев. И во
всех, без исключения, родственники оставались в полном неведении.
Финансируемые государством исследования велись более трех лет. А материал для
экспериментов ученые добывали на свой страх и риск - просто умалчивали о том,
что мозг их безответных «клиентов» извлекался ради достижения «высоких целей»
развития науки.
В Британии был опубликован «Отчет Исаакса». Своим названием он обязан имени
«пациента», о котором, среди множества других, в этом отчете сказано.
Житель Манчестера, Сирил Исаакс страдал тяжелыми депрессиями. После его
кончины его мозг был изъят для научных исследований в области психиатрии.
Не ведая о случившемся семья Сирила Исаакса похоронила покойного по
еврейскому обычаю. В 2000-м году вдова Сирила Исаакса, Илана, рассматривая
бумаги в «деле» почившего мужа, случайно наткнулась на письмо, в котором
говорилось об изъятии его мозга для научных целей.
Королевский патологоанатом Джереми Меттерс подтвердил, что располагает
данными, согласно которым, начиная с 1960 года, мозг был изъят у двадцати тысяч
умерших. И во всех случаях, насколько он знает - без согласия родственников. Ему
известно также, что один из профессоров университета в Манчестере использовал
мозг покойных для реализации своего исследовательского проекта изучения
особенностей шизофрении.
Раввин Рапопорт, советник главного раввина Британии по вопросам медицинской
этики, назвал подобную практику «тяжким преступлением». И подчеркнул, что
удаление любого органа покойного без согласия близких - «противозаконное
осквернением тела усопшего», которое, как диктует еврейский закон, должно быть
захоронено с подобающим уважением.
Он пояснил, что еврейская традиция допускает изъятие органов из человеческого
тела лишь в трех случаях:
- если на это дано согласие самого пациента (при жизни) или его ближайших
родственников;
- если резекция органа спасает жизнь самому пациенту;
- если изъятые (у только что умершего человека) органы немедленно
использованы (пересажены) для спасения жизни другого человека.
В данном случае не соблюдено ни одно из этих условий.
:
Формулируя первое условие, раввин Рапопорт изложил наиболее либеральный
подход к проблеме. В раввинской литературе предлагаются и более строгие.
Главный ответственный за медицину в стране чиновник, сэр Лиам Дональдсон, от
имени британского правительства извинился перед Иланой Исаакс - за боль, которую
причинили ей и ее семье.
Выступая на пресс-конференции, Илана Исаакс отметила, что ее решение придать
гласности незаконные действия медиков наткнулись на мощное сопротивление
чиновников британской системы здравоохранения.
- Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы заставить их публично признать,
что они посягнули на законное право моего мужа и тысяч других людей на
посмертное сохранение их достоинства, - сказала она. - Речь идет не только о
религиозных традициях, но - об элементарных человеческих правах...
Недавно лейбористское правительство Великобритании объявило о принятии нового
закона, предусматривающего жесткий контроль за изъятием и использованием органов
умерших.