Независимо от того
Независимо от того, нравятся произведения (будь то — книги или
— статьи) Томаса Фридмана (см. на сайте, к примеру, его
статью
“Самоубийственная ложь”) или не нравятся, даже самые последовательные
критики его творчества констатируют, что этот троекратный лауреат Пулитцеровской
премии не лишен неподдельного журналистского любопытства и писательской
прозорливости. А поклонники его творчества добавляют, что Фридман — один из
самых талантливых рассказчиков своего времени...
ЧЕРНОВИКИ ИСТОРИИ
Амос Аса-Эль, журналист
...Многим коллегам остается лишь мечтать о столь представительном списке
людей, у которых Фридману довелось брать интервью. На его счету — такие
загадочные и недоступные, казалось бы, личности, как Билл Гейтс (глава
корпорации Микрософт), Джордж Сорос (экономист, автор известной книги “Алхимия
финансов”, создатель многих филантропических фондов) ,
король Иордании Абдулла...
Его последнюю работу — книгу “Мир в параллелях”, которая собрана из статей
Фридмана — не без оснований называют “монументальным творением ”.
За появлением его публикаций мы постоянно следили до трагедии 11 сентября, а
после этого стали читать их еще с большим вниманием.
Последнюю четверть книги составляют выдержки из дневников, которые по стилю и
содержанию почти не отличаются от его статей.
Новое произведение Фридмана, похоже, приобретет в будущем такую же
популярность, как и “Из Бейрута в Иерусалим” — книга, которая некогда принесла
ему широкую известность, или — “Лексус и оливковое дерево” — труд, в котором
репортер Фридман примерил на себя роль историка, выдвинув собственную
тенденциозную теорию распределения сил в мире после окончания холодной
войны (эта теория, впрочем, нередко оспаривается).
Эта книга, появившаяся на свет в результате бесчисленных поездок в столицы
многих государств и бесконечных интервью, взятых у политиков, государственных
деятелей, бизнесменов и ученых, отражает тревогу хорошо осведомленного
западного человека по поводу внезапно исчезнувшей веры в благополучное будущее .
Отдельные фрагменты книги “Лексус и оливковое дерево” напоминают манифест в
поддержку процесса мировой глобализации. В ней Фридман делает совершенно
правильный вывод о том, что фундаментальным интересам и ценностям западного мира
угрожает исламский террор, истоки которого — в недовольстве мусульманских стран
стремлением богатого Запада стереть все существующие на земле финансовые,
географические и политические границы. С этой точки зрения, книга не просто
анализирует сложившуюся ситуацию, но — представляет читателю подробный отчет о
реакции широких слоев населения США на трагедию 11 сентября.
Сам Фридман признается, что ему несказанно повезло. Предоставив ему раздел,
посвященный международной политике, газета Нью-Йорк Таймс, открыла
перед ним практически неограниченные возможности ездить по миру и встречаться с
кем угодно, чтобы потом писать статьи на выбранную им самим тему.
Вначале Фридман занимался исследованием процесса глобализации, который после
окончания холодной войны постепенно захватывал все новые и новые сферы
международной жизни. Однако, в конце концов, центр его внимания сместился к
анализу культурных, политических и экономических факторов, которые привели к
столь ужасному геополитическому потрясению —
трагедии 11
сентября.
Некоторые из его высказываний кажутся едва ли не пророческими. За десять
недель до атаки на Международный торговый центр Фридман написал в воображаемом
письме Осамы бин Ладена боевикам Аль Каиды: “Они думают, что мы, мерзавцы
эдакие, собираемся атаковать их с помощью межконтинентальной баллистической
ракеты, на корпусе которой будет написан обратный адрес. Они что, принимают нас
за идиотов?..”.
Однако другие его выводы, к сожалению, безнадежно далеки от реальности.
Спустя всего три дня после трагедии 11 сентября Фридман приехал в Иерусалим, где
встретился с Шимоном Пересом, занимавшим тогда пост министра иностранных дел.
Перес, разделявший взгляды Ариэля Шарона, сказал с каменным лицом, что
“терроризм — болезнь века”, и принялся увлекательно рассказывать о том, что мир
разделился на курящих и некурящих, причем, первые поддерживают террор, а
последние с ним воюют.
Фридман, питающий слабость к подобным “образам”, особенно если они рождены
воображением одного из величайших сторонников глобализации, чья одержимость этой
идеей превосходит одержимость самого Фридмана, в тот момент не задал Пересу ни
одного вопроса по поводу его противоречивого отношения к представителям
террористических режимов.
В сущности, оценка Фридмана палестино-израильского конфликта во многом
определена теми симпатиями, которые он испытывал во время или, возможно, даже до
работы в Израиле в 1980-х годах. Примкнув к образованным представителям среднего
класса, он стал сторонником возглавляемого Пересом тысячемильного похода с полей
Ливанской войны 198 2
года в Лондон 1987 года, где был заключен Лондонский договор, а затем — в
Норвегию, где в 1993 году этот поход увенчался Ословскими соглашениями.
Последствия этих соглашений заставили его, как многих других евреев,
пересмотреть свои взгляды. Однако при этом Фридман продолжает считать, что
камень преткновения сегодняшнего конфликта — израильские поселения. Впрочем, сам
же и признает, что его истинная подоплека — слепая, фанатическая ненависть
мусульман, порожденная не территориальными притязаниями, но западной сутью
Израиля.
Тем не менее, отношение Фридмана к Ословскому процессу сродни отношению
многих евреев, которые сначала поддержали “вестников мира”, отправившихся в
Кэмп-Дэвид, а потом отдали свои голоса за Шарона — чтобы участвовать в
последовавшей за этим войне.
На следующее утро после победы на выборах, одержанной Шароном над Эхудом
Бараком, Фридман написал: “Журналисты спрашивают, станет ли мистер Шарон вторым
Шарлем де Голлем, бескомпромиссным генералом, отозвавшим французскую армию из
Алжира? Или, быть может, вторым Ричардом Никсоном, ярым противником коммунизма,
который заключил мирный договор с коммунистическим Китаем?.. Нет смысла задавать
подобные вопросы. Почему? Да потому, что у Израиля уже был свой де Голль. Звали
его Эхуд Барак...”.
Так, в духе традиций греческих трагедий, сага о Кэмп-Дэвиде всплывает
зловещим вступлением к катастрофе 11 сентября.
Ближний Восток, трагедия 11 сентября и глобализация, этот политический
Бермудский треугольник, в котором тонет большинство осмелившихся подступиться к
нему аналитиков, предстает в книге Фридмана стабильной и понятной конструкцией,
вызывающей гнетущие ассоциации. Первопричину ближневосточного конфликта Фридман
видит не в израильской политике, но — в плохом обращении арабских стран со
своими гражданами. Прожив некоторое время среди мусульман, он полагает, что
отсталость 280-миллионного населения арабских государств намеренно
поддерживается их правительствами, и требует серьезного журналистского
расследования проблемы. Не менее серьезного, чем то, какое было в свое время
предпринято в отношении экономического безумия Восточного блока социалистических
стран. Именно поэтому Фридман в своих статьях говорит о положении женщин в
Саудовской Аравии, о египетских диссидентах, или же — анализирует доклад ООН,
посвященный развитию арабских наций.
Позиция Фридмана принципиально отличается от взглядов большинства
представителей западных средств массовой информации, которые всю Ближневосточную
политику сводят к арабо-израильскому конфликту и не желают выходит за эти, ими
же придуманные рамки. ..
Jerusalem Post
|