К словам писателя и ученого Гилеля Галкина стоит прислушаться. Он —
знаменитый автор и переводчик, лауреат американской Национальной книжной премии,
полученной им за труд "Письмо к американскому другу-еврею. Еще один сионистский
спор". Он родился в Соединенных Штатах, а с 1970 года живет в Израиле.
Книга "Пересекая священную реку" представляет собой великолепную хронику
поездок Галкина в Манипур, расположенный в северо-восточной Индии. Целью
путешествия было выяснить, насколько обоснованы заявления некоторых
представителей народности Мизо, что они — потомки потерянного колена Менаше
(книга содержит восемь страниц фотографий).
В Манипуре можно встретить семьи, которые "исповедуют иудаизм", посещают
собственные синагоги и пользуются словом "Сион" в магазинах и на собраниях. Эти
люди хотят эмигрировать в Израиль, но у них нет ни виз ни денег. Майкл Фройнд
написал о них в своей книге "Давно потерянные евреи
Обо всем, что ему привелось увидеть, автор рассказывает с добродушным юмором.
Однако то, как он описывает искренность, стойкость и зачастую безуспешные
попытки раввина Авихаила связать еврейскую религиозную практику с обычаями мизо,
выносит книгу далеко за пределы комического жанра.
Во время поездки Галкин узнал столько, что сам заинтересовался проблемой и
занялся собственными исследованиями.
Получив аванс от издательства "Хьютон Миффлин", он организовал вторую
поездку, взяв с собой в качестве переводчиков двух мизо.
Галкина не обвинишь в наивности. Узнав, что мизо с незапамятных времен
называли себя "детьми Манмаси", что может быть искаженной формой "Менаше", то
есть одного из потерянных израильских колен, он понимал, что это еще ничего не
доказывает. Но все-таки…
У племен мизо, например, существует древний запрет употреблять в пищу яйца
птиц, вьющих гнезда. Этот запрет аналогичен тому, который мы находим в Торе.
Многие мифы народности мизо заканчиваются словом — сэла. То же слово
встречается в конце еврейских молитв...
Эти и другие схожие черты могут быть случайными, но могут и указывать на
связь мизо с евреями.
Отметим, что многие мизо были обращены в христианство британскими
миссионерами, и сама идея еврейских корней этой народности возникла именно в тот
миссионерский период.
Заявления многих мизо, включая отца одного из переводчиков, работавших с
Галкиным, кажутся, тем не менее, очень убедительными. "Мы не принадлежим этому
месту (Манипуру). Мы живем здесь на протяжении сотен лет, и все равно эта земля
– не наша. Вы когда-нибудь слышали о том, чтобы целый народ чувствовал, что
край, где родились его предки, чужой для них? Видите, мы несчастные люди. Мы все
время ждем чего-то другого… Сиона".
Внешностью мизо напоминают жителей бирманских холмов. Некоторые из них
превосходят своих китайских соседей размерами носа и темнотой волос. Музыкальный
язык мизо принадлежит к сино-тибетской языковой группе.
Встреча с доктором К
Лентангом,
специалистом по древним мифам народа мизо, заставила Галкина окончательно
отбросить скептицизм и выдвинуть обоснованную гипотезу. Да, между потерянным
коленом Менаше и племенем мизо существовала связь. Возможно, некоторые
израильтяне во времена ассирийского нашествия (6-й век до н.э.) эмигрировали на
восток и после долгих скитаний осели в Манипуре.
Спустя некоторое время другие нееврейские племена начали уважать их за
глубокие религиозные знания, и даже приняли некоторые ветхозаветные учения.
Галкин сообщил одному журналисту, что он надеется, что теперь этнографы,
лингвисты, историки и генетики рассмотрят вопросы, которые он исследовал в своей
книге, "с более просвещенной точки зрения".
Этот изысканно написанный "детектив" бесспорно способствует введению народа
мизо в область еврейских интересов, причем так, как этого мог добиться только
Гилель Галкин.