...Несколько месяцев назад я пришел в элитный Принстонский университет, чтобы
увидеть, что за молодежь будет руководить нашей страной через два-три десятка
лет. Администрация выдала мне список студентов, с которыми легко контактировать.
Я разослал им по электронной почте приглашения на ужин — в неформальной
обстановке всегда легче вести разговор. Несколько дней подряд я обнаруживал, что
почтовый ящик моего компьютера полон ответов, отправленных от часу ночи до часов
4-х утра.
Во время наших дружеских ужинов я поинтересовался, когда же эти ребята
ложатся спать.
— В обычном режиме — около двух ночи, — ответила студентка-старшекурсница
математического факультета. — Встаю всегда в семь утра.
Она сказала, что может позволить себе так много спать, потому что освоила
методику обучения во сне. Перед сном она повторяла математическую задачу или
прочитывала статью, а когда просыпалась, интересующая ее проблема была решена.
Я попросил нескольких студентов подробно описать их дневной распорядок. И
получил расписание будущих работоголиков Америки. Утром — молитва, лекции и
консультации, потом — ланч, затем — снова лекции и репетиторство в Трентоне,
ужин, молитва, еще несколько часов дополнительных занятий... Один молодой
человек сказал мне, что включил в расписание и время для встреч с друзьями.
Позже выяснилось, что так поступают многие — если дружеские встречи не
планировать, можно вообще потерять друзей.
На многое у будущих американских лидеров уже не остается времени. Пару лет
назад я побывал в студенческом общежитии в разгар выборов и не увидел ни одного
плаката с портретом Буша или Гора. Теперь я спросил и об этом, и мне рассказали,
что большинству студентов некогда читать газеты, следить за политическими
событиями...
— Главный вопрос – сколько часов в сутках, — сказала студентка факультета
журналистики. – Мы слишком заняты, чтобы интересоваться глобальными проблемами.
Я был немало удивлен, узнав, как редко эти молодые люди ходят на свидания
— У нас нет ни времени, ни энергии на серьезные отношения... — объяснил,
заметив мое удивление, парень с биофака.
Я отправился на ланч в студенческую столовую. И обнаружил, что уже в 1:10 она
была пуста – все студенты поспешили в библиотеки и аудитории.
Студенты признавались мне, что редко вне стен университета ведут
интеллектуальные разговоры. Чтобы обсуждать острые проблемы современности или
явления культуры в университете создан специальный дискуссионный клуб. Встречу в
клубе можно включить в расписание, а значит, дискуссия состоится.
Эти студенты живо обсуждают любую тему, кроме морали и формирования
характера. Но вот, когда я спросил, не считают ли он себя “работоголиками”, их
лица засветились, и они заговорили все разом. Один из лидеров студенческого
самоуправлении сказал:
— Порой нам кажется, что мы — механизмы для поглощения и выдачи информации. А
это мы называем сумками для инструментов.
Он улыбнулся и указал на свой рюкзак.
Насколько мне удалось заметить, никто из них всерьез не задумывался, над тем,
что возможна какая-то иная жизни. Эти в высшей степени приспособленные юноши и
девушки так упорно трудятся не потому, что их кто-то заставляет. Они предвкушают
спрос на них на рабочем рынке. Инвестиционные банки рвутся в принстонские
кампусы в поисках подходящих сотрудников. Немало выпускников Принстонского
университета занимает высокие посты, работая в Китае или Африке. Все, с кем я
говорил, были уверены, что, закончив университет, получат хорошую работу. Но
этими студентами движет не вошедшая в кровь память о пуританской этике труда. Их
гонит не кнут, а пряник. Им кружат головы огромные возможности.
— Мне нравится эта напряженность, — поделилась своими взглядами студентка,
демонстрируя мне свой “ежедневник”, листы которого были заполнены записями.
Любой счел бы такую степень занятости тяжелейшим рабством и эксплуатацией,
если бы не знать, что студенты Принстона принимают это на себя добровольно.
Лучшее определение студенческой культуры и образа жизни дал, пожалуй,
профессор кафедры политологии Школы Общественных и Международных Отношений имени
Вудро Вильсона, Джеффри Хербст. “Это — поистине профессиональные студенты, –
сказал он. – И я говорю это без тени иронии. Просто их профессия — все четыре
года быть студентами”.
Это не значит, что будущих лидеров, которые сейчас проходят “тренировку”,
интересуют только деньги, которые они смогут заработать, получив диплом. Они,
конечно же, мечтают о карьере, но сориентированы в основном на достижение цели.
Любая деятельность – учеба, рутинная работа, или общественная деятельность вряд
ли представляет для них самостоятельную ценность. Она нужна им для
самосовершенствования, развития, для достижения успеха в будущем. Колледж –
только ступенька бесконечной лестницы продвижения, и они постоянно осознают, что
должны будут продолжить свой путь наверх.
Я побеседовал с Фрэнком Харгадоном, который тринадцать лет был председателем
приемной комиссии в Принстоне, а до этого столько же лет проработал в
Станфордском университете. Как все администраторы, с которыми мне довелось
разговаривать, Харгадон искренне любит студентов.
— Я посвятил этим детям всю свою жизнь, – сказал он.
Но при этом, как многие люди старшего возраста, он немного обеспокоен
всеобщим стремлением студенческой среды и готовностью безоговорочно принять
установленные другими нормы и ценности.
Ссылаясь на брошюру “Прием в колледж и общественный интерес” (вышла в свет в
1966 г.), автор которой, Брайнерд Олден Трешер, бывший председатель приемной
комиссии Массачусетского Технологического института, подразделяет студентов на
“благоразумных” и “романтиков”, Харгадон отметил, что сейчас большинство молодых
— “благоразумны” и воспринимают образование как средство продвижения к цели.
Они не ставят систему под вопрос, не пытаются ее изменить, а просто
взбираются по ней как по лестнице. Поэтому они не спорят. Об этом я не раз
слышал в Принстоне: если кто-то из студентов недоволен кем-то в группе, он
пытается разрешить конфликт наиболее цивилизованными и ни в коем случае не
агрессивными средствами. Принстонские студенты с неизменным уважением относятся
к администрации и профессорам.
— Не могу заставить студентов называть себя по имени, —сказал мне Дэйв
Вилкинсон, профессор физики.
Аарон Фридберг, который преподает на факультете международных отношений,
говорил мне:
— Студенты очень редко ставят что-то под сомнение или принимают позицию,
которая противоречит словам профессора.
А социолог Роберт Вутнау пожаловался:
— Они стремятся понравиться, выполнить любое требование, которое ставят перед
ними на факультете, они очень хотят быть конформистами...
Для правящего поколения, которое пришло к власти в годы Клинтона и Буша, хотя
бы минимальное участие в общественных протестах было просто нормой. Новая элита
не протестует. Юные карьеристы хорошо знают, что от них ожидают проявления
некоторого чувства вины за то, что они не участвуют, например, в общественных
маршах протеста. Но в душе они не чувствуют себя виноватыми.
Пожалуй, это характерно именно для Принстона. Он всегда отличался
практичностью. Он заработал себе репутацию тем, что большинство его выпускников
становятся консультантами и банковскими специалистами по инвестициям, и не идут
в академию, не становятся художниками или поэтами.
Эта культура мышления и поведения отражает жизнь и ценности не всех
американцев, но важной группы этого поколения — будущей правящей элиты. Это ее
характерные черты я описывал с самого начала. Но, вместе с тем, нельзя сказать,
что они принципиально отличаются от молодежи других учебных заведений или
молодежи, которая ограничилась образованием, полученным в средней школе. Они
просто — на переднем крае общего процесса растущей эффективности,
функциональности и требовательного отбора, который характерен для формирования
детей в юношеском возрасте.
По результатам
Института социальных исследований Мичиганского университета за последние 10 лет
время, которое дети в возрасте от 3-х до 12-ти проводили в играх, уменьшилось
почти на 20 процентов. Время у телевизора – на 23 процента. Вместе с тем, время,
которое отводится на учебу, увеличилось на 20 процентов, на организованный спорт
– на 27 процентов.
Сегодняшние “элитные” дети с удовольствием проводят послеобеденное время и
выходные дни, меняя различные виды деятельности, которые способствуют их
развитию. К тому времени, когда они добираются до колледжа, они воспринимают
такой образ жизни как вполне естественный.
Не только в Принстоне, но и по всей стране сегодня люди предпочитают доверять
авторитетам. Согласно опросу, проведенному институтом Гэллапа, 96% подростков
сказали, что они ладят со своими родителями, а 82% назвали жизнь дома
“замечательной” или “хорошей”. Трое из четырех сказали, что разделяют ценности
своих родителей.
Так что, пытаясь определить облик современных американских детей, мы
убеждаемся, что в Америке произошла “тихая”, незаметная, быть может, для многих
из нас революция...
Принстон во многом отражает лучшее, что есть в Америке. В конце концов, как
не раз мне напоминали, здесь собрались самые блестящие молодые люди, лучшие
выпускники американских школ. Для того, чтобы сюда пробиться, они преодолели
испытания переходного возраста и выполнили предъявленные к ним требования
общества