«Претензия на то, что религиозные женщины по доброй воле
приводят в мир по двенадцать детей, так же верна, как и то, что другие женщины
добровольно становятся проститутками или выбирают суррогатную мать. Если бы не
эмоциональное унижение, не социальное давление, не ужасная нищета, в которой они
живут, религиозные женщины никогда бы не выбрали эту рабскую жизнь. Сомнительно,
может ли хоть одна из них что-нибудь выбрать в своей жизни…», - написала в своей
статье о больших религиозных семьях журналистка Орит Шохат.
Рассказ получился достаточно впечатляющим. Однако, мне кажется,
что Шохат ни разу в жизни не довелось по-настоящему поговорить с такой женщиной.
Вероятно, она считает, что религиозные женщины вообще не способны обстоятельно
что-либо объяснить.
Исследования и опросы израильского общества постоянно
показывают, что наиболее светские и, соответственно, левые политические круги -
то есть типичные читатели и авторы Гаарец - слишком мало знакомы с
жизнью тех, кто ведет еврейский образ жизни.
Те, кто причисляет себя к израильской интеллигенции,
предпочитают общение с «аналогично мыслящими» людьми и, как правило, не пытаются
узнать что-либо о представителях других слоев общества, даже если они становятся
объектами их, скажем, журналистского «внимания». Израильский феминизм, похоже,
сегодня тоже следует отнести к вещающему «просвещенному» меньшинству, которое
берется судить о жизни «менее просвещенных» женщин.
Жизнь женщины, соблюдающей еврейские традиции, состоит из
постоянной череды решений и испытаний, начиная с момента, когда она утром
открывает глаза. С рождения она сориентирована на очень высокие стандарты
совершенства, и главная проблема для нее - соответствовать этим стандартам.
Иногда она должна принять очень важное решение - признать, что в
данный момент такие стандарты для нее не достижимы. Если она будет чувствовать
собственную вину, вспоминая известные в иудаизме примеры альтруизма,
проявленного ее предшественницами, это не пойдет ей на пользу и может отразиться
на ее семье.
Ежедневных решений и мудрости требует воспитание каждого
ребенка.
Доктор Ицхак Кадмон, исполнительный директор Национального
Совета Ребенка, недавно назвал миф о том, что в многодетных религиозных семьях
дети растут «сами по себе» - «абсолютной нелепостью». А профессор Бар Иланского
университета Менахем Фридман высказал мнение, что в религиозной среде дети
получают «исключительное» воспитание. Быть может, это преувеличение. Однако
отметим, что религиозная община уделяет воспитанию подрастающих поколений очень
много внимания и прилагает к этому немало усилий.
Надо сказать, что религиозная община включает в себя и женщин,
которые самостоятельно, на всю жизнь, приняли ответственное решение о соблюдении Заповедей, хотя и не
воспитывались в домах, где соблюдают еврейские традиции.
Известный социолог Дебора Рени Кауфман, работая над книгой
«Дочери Рахели», проинтервьюировала сто пятьдесят женщин, которые сделали
тшуву (выбрали религиозную жизнь). И честно выслушала все, что они ей
рассказывали.
То, что она услышала, совсем не напоминало эмоциональную
примитивность, униженность или образ жизни, подобный домашнему скоту, как это
изображает газета Гаарец. На пути к соблюдению традиций, всем этим
женщинам пришлось преодолеть немало трудностей. И все они сходятся в том, что
самое ценное в их жизни - то, что они могут «жить в религиозной еврейской
общине». Ни одна не выразила сомнения в своем «теологическом равенстве» или в
том, что для нее (только потому что она - женщина) не достижима духовная связь с
Творцом.
Войдя в религиозную общину, совершившие тшуву женщины,
прежде всего, обнаружили, что здесь, как нигде, высоко ценятся главные «женские
добродетели» - скромность, способность занять центральное место в доме и семье,
умение найти общность интересов. Все отмечали, что теперь могут предъявлять к
мужчине, к мужу, отцу своих детей, такие требования, которые в светском обществе
обычно вообще не принимаются в расчет.
Соблюдение заповедей дает силы, - в один голос говорили
опрошенные социологом Кайфман. «До того, как я стала религиозной, - сказала одна
из женщин, - я ориентировалась на мужские качества и не могла найти себя. А
теперь вместе с другими женщинами постоянно занята общественной деятельностью, в
тех сферах, где женщины доминируют».
Многие обнаруживают, что их дружба с другими женщинами теперь
глубже, чем в прошлом, потому что «они больше не соперничают, не воюют за
внимание мужчин». Преподавательница еврейских законов рассказывает, что
некоторые женщины просто плакали от счастья, осознав, что могут не думать
теперь о том, что их каждое движение станет объектом оценки подруг и знакомых
мужчин, что они обретают истинную свободу, позволяющую им быть собой.
Законы семейной чистоты сложны и со стороны могут показаться
ограничениями. Но почему же опрошенные женщины воспринимают их как положительную
сторону религиозной жизни?
Вот что говорит одна из них: «Законы семейной чистоты защищают
женское достоинство. В религиозной общине в тебе видят человека, не так как в
светском, где каждая из нас рискует стать лишь объектом сексуальных притязаний…
Есть и еще одно очень ценное преимущество: ежемесячно на две недели религиозная
женщина имеет возможность отстраниться от мужа (так диктует Закон), побыть
наедине с собой. Зато потом в интимных отношениях с мужем ты ощущаешь
обновление…».
Идя в микву (специальный бассейн, окунаясь в который
человек духовно очищается), религиозные женщины чувствуют свою связь с историей
своего народа.
Кауфман обнаружила, что сексуальные чувства у женщин,
совершивших тшуву, усилились и углубились. Опрошенные рассказывали ей,
что даже много лет прожив в браке, они, возвращаясь из миквы, всякий раз
ощущают себя невестами, которые идут к жениху.
Звучит неплохо. Настолько, что, может быть, госпоже Шохат и
другим «просвещенным» людям ее круга захочется встретиться с несколькими
соблюдающими еврейские традиции женщинами?..