«Перестань выживать. Начни жить» — так называется книга рава Б.Шафиера, фрагмент из которой мы помещаем в этом выпуске нашего раздела…
НАЧНИ ЖИТЬ
Рав Б. Шафиер Многие люди живут с чувством постоянной неудовлетворенности, повторяя себе: «Если бы у меня было то-то, если бы я мог достичь того-то, я стал бы счастливым человеком».
У каждого — свои мечты, свои желания. Кто-то полагает, что будет счастлив, если ему удастся приобрести шикарную машину. Кто-то связывает «счастье» с покупкой собственного дома. Или — со встречей с «той самой, единственной» («с тем самым, единственным), с кем можно будет создать семью, с поступлением в престижное учебное заведение, с возможностью модно одеваться, получением высокой должности и т.д. и т.п. И во всех таких случаях, без исключения, обнаруживается зависимость счастья от тех или иных конкретных жизненных обстоятельств.
Но вот мечта — осуществилась. То, что должно было сделать человека «счастливым», он уже приобрел. Но… ощущение счастья почему-то не появилось. Удовлетворенности, как не было, так и нет. В чем же дело?
Основная причина неудовлетворенности, которая гнездится в душах многих людей, в том, что они живут не так, как планировал их жизнь Всевышний.
Если вы попытаетесь хирургическим скальпелем открыть, к примеру, застрявшее в раме окно, вы, скорее всего, сломаете лезвие, не добившись желаемого эффекта. Точно также, используя не по назначению «набор инструментов», которыми снабжает каждого человека Творец, невозможно наполнить жизнь содержанием, способным приносить нам истинную радость.
Когда-нибудь, наступает момент, и человек начинает понимать, что деньги для души ничего не значат. Что всякого рода житейские удовольствия, материальные приобретения, должности и т.п., хоть и выглядят соблазнительно — не утоляют жажду души. В погоне за ними мы тратим массу усилий. И все — ради кратких мгновений восторга, который очень быстро обрушивается в пустоту внутри нас, рождая желание чем-то заполнить эту бездну…
Хорошо, если такое прозрение приходит, когда еще многое в жизни можно изменить.
Всевышний создал человека, чтобы он выполнял в мире определенные задачи. И наделил — потребностью в духовном росте. Стремление духовно расти — естественное состояние человека. И ничто не приносит такого удовлетворения, как реализация этой потребности.
Если человек выполняет духовную работу, порученную Творцом, и достигает на этом пути успехов, в нем устанавливается некий внутренний баланс, его существование более гармонично. Тогда и окружающий мир воспринимается им иначе. Солнечный свет, пение птиц, живые и яркие краски пейзажа… — все наполняет его ощущением возвышенной радости.
Возможно, для кого-то это прозвучит как парадокс, но, чем больше человек сосредотачивается на цели и смысле своего существования, чем больше усилий прилагает к выполнению стоящих перед ним высоких задач, тем благосклоннее к нему судьба, тем щедрее мир вокруг него. И чем больше он концентрируется на стремлении «ничего в этой жизни не упустить», чем больше сил тратит на поиски удовольствий, тем меньше он наслаждается ими.
Существование по формуле гедонистов (людей, полагающих, что жизнь должна состоять из сплошных удовольствий) — «ешь, пей, веселись, ибо жизнь — коротка», никому еще не приносило настоящей радости. Такая жизнь превращается в бесконечные гонки за удовольствиями в попытках заполнить бездонную пропасть, что по определению — невозможно. В результате возникает лишь ощущение, что жизнь — «не удалась».
И это — не какой-то дефект системы и не случайность. Это — часть «дизайна картины», в которую по замыслу Всевышнего помещен человек.
Удовольствия, безусловно — необходимы. Как инструмент для достижения высоких целей. Комфорт поднимает настроение и даже возвышает — если правильно к этому относиться. Когда насущные потребности человека удовлетворены, он с большей отдачей способен служить Всевышнему.
Человек может трансформировать данные ему земные блага в нечто возвышенное, и это качество помогает ему реализовать его жизненную миссию.
Используя то, что дает нам окружающая среда, человек улучшает этот мир, стремясь к цели, которую поставил перед нами Всевышний.
Так, наслаждаясь этим миром, мы приобретаем мир Грядущий…
Творец помещает нас, каждого — на свой срок, в «пятизвездочный отель», называемый жизнью. В этом «отеле» есть все — роскошь, наслаждения, масса приятных вещей. Он создал для нас мир невиданной красоты. Растения радуют глаз разнообразием и великолепием. Голубое небо, солнечные восходы и закаты, горы, воды рек, озер и морей поражают воображение своим величием. И все это удивительное богатство природы — для нас.
Всевышний сотворил для нас кисло-сладкие апельсины с освежающим соком, упругие, сочные яблоки, персики, бананы и многое другое. И наделил нас способностью наслаждаться вкусом, ароматом, изысканностью всего, что Он для нас приготовил.
Он вложил в наш мир глубочайшую мудрость, чтобы мы могли пользоваться тем, что Он нам дает. Это — часть Его замысла, но — не цель нашего существования.
Самое трудное для нас — не потерять ориентиры, не ошибиться, гоняясь за преходящим, земным и пропуская вечное, не сбиться с дороги и следовать пути, который Всевышний указал нам.
Главная причина, по которой человек не может найти в жизни истинную радость и вдохновение — непонимание, для чего он создан, зачем пришел в этот мир. Если этого понимания нет, если люди живут с мыслью, что их жизнь начинается и кончается в земном мире, они тщетно пытаются погасить шевелящуюся внутри неудовлетворенность — иллюзиями. Утратив истинный жизненный смысл — они заменяют его суррогатами радости, вступая в противоречие с собственной природой.
И наступает момент, когда человек «почему-то» ни в чем не может найти удовлетворения. Тогда он снова начинают погоню за иллюзорными радостями, и опять — не там, где он может обрести внутреннее равновесие...
Если человек действительно хочет прожить достойную и полную смысла жизнь, он должен понять себя, понять потребности своей души. И единственный способ сделать это — осознать, в чем истинный смысл человеческой и зачем Всевышний сотворил его и поместил в мир, который мы называем «жизнью». Всемирное еврейское обозрение Перевод с английского рав Б. Шафиер, корреспондент Всемирного еврейского обозрения
|