Когда римляне объявили
христианство вне закона, раби Элиэзера
обвинили в ереси (причастности к этому) и
привели на суд к римскому наместнику.
Наместник спросил:
— Зачем ты, такой мудрый старец,
занимаешься всякой ерундой?
Раби Элиэзер ответил:
— Считаю, Судья заслуживает
доверия
Раби Элиэзер имел в виду Небесного
Судью, и его слова означали: “видимо, Он
счел меня виновным и вынес мне наказание”.
Но римлянин подумал, что слова раби
обращены к нему и воскликнул:
— Клянусь, раз ты доверяешься моей
справедливости, я тебя освобожу!..
И раби Элиэзер невредимым вышел на
свободу. Но освобождению своему он не
радовался. Он не понимал, в чем его обвиняют,
и поэтому не мог раскаяться.
Ученики пришли в его дом утешить
его. Однако их усилия оказались тщетными.
Тогда раби Акива спросил учителя,
может ли он повторить то, чему сам его учил.
И спросил:
— Может быть, вы получили
удовольствие, советуясь с еретиком, и
поэтому вас обвинили в ереси перед
римлянами?
Иными словами, раби Акива намекнул
учителю, что он, возможно, заслужил какое-то
наказание. И недолгое страдание,
которое он перенес, обернулось для него благом
искупления за проступок.
И раби Элиэзер ответил:
— Да. Ты напомнил мне один эпизод.
И рассказал:
Однажды на рынке в галилейском
городке Ципори я встретил еретика Якова из
Сахнии, который спросил: “В вашей Торе
сказано, что на деньги, полученные
блудницей за ее работу, нельзя покупать
жертвенных животных. А можно ли на них
построить туалет для первосвященника в
помещении, где он проводит неделю перед
праздником Йом Кипур?”
Я не знал, что сказать, а тот
продолжал: “Я бы ответил так: деньги из
нечистого можно потратить на нечистое, как
сказано: “...она собрала их из даров
блудницы, и в дары блудницы они превратятся
опять” (Миха, 1). Мне понравилось его
толкование. Но, тем самым, я нарушил
предписание, в котором сказано: “Удались от
ее (ереси) путей” (Мишлей