Принцип раби Акивы подходит не только
для самоутешения
Принцип раби Акивы подходит не только для самоутешения, но и для утешения окружающих .
КАК УТЕШАТЬ
Основано на учении великого мудреца раби Акивы
Моше Гольдберг
Почему мудрецы, отвечая раби Акиве, пользуются словом нехама — утешение (специальным термином в выражении нихум авелим —утешение скорбящих)?
В законах траура (Шульхан Арух, раздел Йоре деа, 376) сказано о том, как следует утешать скорбящих. Здесь (ѓалаха 5) говорится: тому, кто оплакивает своих близких, можно сказать: “Все, что делает Всевышний — к лучшему, мы должны со смирением принять волю Всевышнего...”.
Отсюда понятно, что принцип раби Акивы подходит не только для самоутешения, но и для утешения окружающих .
Обратимся к Талмуду, к опыту рава Хуны (трактат Брахот, 60б), от имени которого приводится здесь этот принцип.
У соседки рава Хуны было семеро сыновей. Один из них умер, и она не могла придти в себя от горя даже после того, когда период траура окончился. Тогда рав Хуна попросил, чтобы ей сказали: “Не предавайся чрезмерной печали”.
Но она его не послушала.
Тогда рав Хуна снова отправил ей послание: “Если будешь так убиваться, готовь траурные одеяния и для следующего сына...”.
На еврее лежит обязанность оплакивать близкого родственника во время дней траура, но он также должен в надлежащее время прекратить траур.
Давать — значит, брать
Все, что делает Всевышний – для блага. В свете этого учения следует воспринимать и всю Тору, которая содержит Учение Творца — высшее Благо из всех благ!
Любая заповедь демонстрирует, что она во многих отношениях приносит человеку благо.
Например, хорошо ли давать цдаку — жертвовать деньги на благотворительность?
Раби Акива отвечает на этот вопрос в мишне Авот, 3:17: “Отделение десятой части доходов ограждает богатство”
Если за каждые десять долларов, которые вы отдаете, вы будете получать сто, хорошо это или плохо?
Давать цдаку – заповедь, которую мы должны исполнять. Но нам необходимо еще и развивать в себе способность давать с радостью, осознавая, что “тем самым я и себе делаю благо”.
Наши мудрецы говорят: “Отдавай десятину (в помощь бедным), чтобы разбогатеть (Ошер – “богатство” – состоит из тех же букв, что и эсер – “десятина”).
Возможно, кому-то может не понравиться такая логика. Быть может, кто-то скажет: “Я, например, не собираюсь становиться богатым” .
Таким людям мы советуем проанализировать идею раби Акивы, выраженную в Талмуде (трактат Бава батра , 10).
Злодей-римлянин Турнус Руфус спросил раби Акиву:
— Если ваш Бог любит бедных (что ясно из заповеди давать цдаку), почему Он Сам их не поддерживает?
Раби Акива ответил:
— Чтобы спасти нас от геинома (ада)! Давая цдаку, помогая людям, мы обретаем заслуги, которые спасут нас в будущем и обеспечат Вечную Награду.
Раби Акива сам служил как габай цдака (собирал деньги, чтобы раздавать их бедным).
|