Может ли служение Творцу унизить человеческое достоинство?..
РАВНОЦЕННОСТЬ ИЛИ РАБСТВО?
Раввин Давид Аарон
ЗАЧЕМ СЛУЖИТЬ ВСЕВЫШНЕМУ
В Торе написано: «…Потому что сыны Израиля — служители Мои. Они — Мои
служители, которых Я вывел из земли Египетской. Я — Всевышний их» (Ваикра,
гл. 25, ст. 55).
«Живи здесь и сейчас», — наставляет восточная пословица. В еврейской традиции
она звучит иначе — «Служи Всевышнему, здесь и сейчас».
В данном высказывании заключен смысл человеческого существования. Осознание
этого принципа открывает перед человеком возможность жить полноценной жизнью.
Всевышний хочет присутствовать в среде Своего народа, — говорят Учителя. — И
наша обязанность — служить Ему, реализуя это Его желание. Ибо реализация Его
устремлений во многом зависит от нас.
Таким образом, мы приходим к выводу, что служить Творцу означает — наполнять
свою жизнь Его присутствием. Иными словами, каждому из нас следует почаще
задавать себе вопрос: «Как я могу служить Творцу в данный момент?».
Это служение нетрудно осуществить в любое мгновение. Если, скажем, в данный
момент рядом со мной — друг, ребенок, мать или кто-нибудь еще, у меня есть
возможность служить Всевышнему, демонстрируя этим людям свою любовь и уважение.
Ибо Он, Творец — Источник этих чувств. Он создал во мне способность испытывать
такие ощущения, наполнил их смыслом и силой. Он — Хозяин любви. Я — лишь ее
«служитель». Проявляя любовь, я открываю канал проявления Его любви к нам, Его
созданиям. Здесь и сейчас.
Мое служение Всевышнему заключается в том, чтобы привносить в жизнь Его
Любовь, Его Милосердие, Справедливость и Мудрость. То есть — высшие в мире
ценности. Важно определить момент — какую из этих ценностей можно проявить в той
или иной ситуации.
Именно в этом и выражается полнота нашего существования на земле. Цель жизни
заключается в том, чтобы служить Творцу здесь и сейчас, помогая Ему проявить
Себя в нашей жизни.
Тора наставляет, что в жизни нет большей радости, чем служение Всевышнему. Он
хочет, чтобы мы сделали Его присутствие в этом мире как можно более ощутимым.
Служение Ему — наша высшая награда, достижение и радость. Это — ключ к нашему
счастью.
САМООТРЕЧЕНИЕ И СПОКОЙСТВИЕ
Человек, осознающий присутствие Творца, перестает сосредотачиваться на себе.
Он серьезно относится к служению Ему. Единение с Ним дарует таким людям радость.
Если вы, играя в какую-то игру, спрашиваете себя, «нравится мне эта игра или
нет?», можете быть уверены — игра вам не нравится. Ибо в случае, если бы она
нравилась вам, вы были бы полностью ею поглощены, и времени на подобные
размышления у вас не осталось бы.
Если, сидя на берегу моря и прислушиваясь к завораживающему шуму волн,
задаете себе вопрос, «ощущаю ли я тот покой в душе, которым, как говорят,
наполняет людей море», знайте — что-то отвлекает вас, и вы не в состоянии
сосредоточиться на красотах природы. Если бы вам удалось забыть обо всем и
наслаждаться равномерным раскачиванием волн, подобный вопрос не возник бы в
вашем сознании.
Примерно то же самое происходит и в процессе служения Творцу.
Если вы спрашиваете себя, «хорошо ли я молюсь?», это в большинстве случаев
означает, что ваша молитва в этот момент не исходит из самого сердца.
С позиций еврейской традиции, наслаждение, которое доступно человеку,
приходит в моменты самоотречения. Если я сосредоточен на себе, следовательно, я
тем самым лишаю себя возможности полноценно отдаться служению Всевышнему. Это —
как чтение книги. Если книга меня увлекает, я забываю о себе, я растворяюсь в ее
«пространстве», «дышу» переживаниями ее героев.
Подобное отречение от себя в служении Творцу дарит нам радость единения с
Ним.
Эту идею весьма наглядно иллюстрирует история юноши, учащегося йешивы,
который молился с таким рвением, что, не замечая того, во время молитвы отчаянно
топал ногами. И не было бы в этом ничего страшного, если бы юноша не страдал
врожденным заболеванием — от незначительных даже физических нагрузок у него
появлялись боли в ноге.
Увидев как-то раз, как этот юноша молится, и, зная о его болезни, жена
раввина сказала мужу:
— Ты должен сказать этому юноше, чтобы он не топал больной ногой. В молитве
он забывается и причиняет себе вред.
— Если бы я заметил, что он осознает, какой ногой топает, — ответил жене
раввин, — я бы обратил на это его внимание. Но он настолько поглощен молитвой,
что даже боли, которые должны появляться у него всякий раз, когда он топает
больной ногой, похоже, его не тревожат…
РАДОСТЬ СЛУЖЕНИЯ
Есть во всем этом один очень важный психологический момент. Люди нередко
полагают, что служение Всевышнему может унизить их человеческое достоинство.
Ибо, по их мнению, любое служение предполагает неравенство в отношениях: кто-то
— хозяин, кто-то — слуга. Однако такое представление — ошибочно, тем более —
если мы говорим о служении Всевышнему. Возможность служить Творцу — величайший
дар, благодаря которому человек обретает дополнительную силу и право совершать
поступки от Его имени. И это — большая честь.
Подобно человеку, который подходит к огню, чтобы согреться, — говорят наши
Учителя, рассматривая само понятие «служение» под иным углом зрения — слуга,
приближенный к царю, приобретает частицу его царского достоинства.
Прислуга в домах состоятельных людей — садовники, повара, парикмахеры и т.д.
— живут в одном доме со своими хозяевами, питаются теми же продуктами, а во
время отдыха — пользуются теми же удобствами: сауной, бассейном или джакузи.
Жизнь придворных во многом напоминает жизнь самого царя. Кроме того,
они имеют возможность лицезреть своего властелина в неофициальной, интимной обстановке.
Они максимально к нему приближены и тем самым удостоены чести знать его лучше
всех остальных подданных.
Служение Всевышнему изначально не может унизить человеческое достоинство.
Напротив, оно подразумевает реальное повышение человеческого статуса. Если я
открываю собственное дело, имея единственную цель — получить прибыль,
обогатиться, мой бизнес — в ряду многих других подобных бизнесов. Но, если я
делаю то же самое с мыслью о Творце и начинаю анализировать свои действия в
поиске способов воплощения в этом мире Его Замысла (то есть я думаю и забочусь о
том, чтобы увеличить в мире «удельный вес» любви, добра, справедливости и
мудрости) — передо мной открываются новые, удивительные возможности. Именно в
этом и заключается секрет полноценной жизни.
Наш мир устроен так, что каждый из нас кому-нибудь (или чему-нибудь) служит.
Вопрос лишь в том — кому (или чему) мы будем служить.
Если в жизни самое главное для меня — получить чье-то одобрение, я, как
личность, всегда буду ниже тех людей, от которых я этого одобрения жду. Но, если
моя жизнь посвящена служению Творцу, «определителем» ценности моей личности
становится лишь Небо. Тогда моя жизненная миссия — выполняя заповеди Всевышнего,
преумножать в земном мире Его Свет и добро. Все остальное бледнеет перед этой
задачей. Стремление к ее реализации возвеличивает, наполняет смыслом
человеческую жизнь и делает человека счастливым.
Если у меня нет никаких обязанностей перед Творцом, а мое человеческое
«достоинство» измеряется размером суммы, поступающей на мой банковский счет,
рано или поздно я непременно буду задавать себе вопрос: «какой смысл в моей
жизни, если я ничего в ней не могу изменить?»…
Всемирное еврейское обозрение
Давид Аарон,
раввин, автор многих книг,
живет в Старом Городе Иерусалима
|