Мир изменился
Нас непрерывно мучают вопросы, на которые мы не в состоянии найти ответ. Но
они, эти ответы — совсем рядом. И мы знаем их. Остается лишь научиться
пользоваться заложенной в нас информацией…
ЧЕМУ НАУЧИЛ ТЕБЯ АНГЕЛ
(фрагменты из книги)
Рав Ноах Вайнберг, рав Яаков Соломон
Семь способов прожить жизнь, исполненную смысла
В этом мире творится что-то странное.
— Чем больше мы узнаем, тем сильнее наше замешательство.
— Чем больше всяческих приспособлений для облегчения наших будней мы
изобретаем, тем меньше у нас остается свободного времени.
— Чем больше развлечений мы придумываем, тем сильнее в нас чувство тревоги и
постоянной неудовлетворенности.
Вокруг нас вырастает бескрайний лес вопросов. А ответы кажутся расплывчатыми
и неуловимыми. И мы спасаемся бегством. Временами наше бегство носит физический
характер. Но бывает оно — и духовным. Мы прячемся. Или, по крайней мере,
пытаемся спрятаться. Однако в большинстве случаев семена вопросов, ответов на
которые — нет, проникают даже в самые надежно защищенные укрытия. И начинают
грызть наше сознание, не позволяя забыть о том, что покой — лишь хрупкая
иллюзия, результат самовнушения.
Когда наш мозг разрывают на части непримиримые противоречия, мы начинаем
лихорадочно шарить в темноте, пытаясь определить, куда нам двигаться и как
прозреть.
Эти вопрошающие внутренние голоса никогда не исчезают. Мы можем отключить
звук, можем постараться заглушить их шумом внешнего мира, но все равно где-то на
границе сознания продолжают бродить сомнения.
Когда же я наконец-то буду по-настоящему счастлив?
Могу ли я доверять своим убеждениям?
Как мне узнать, правильны ли решения, которые я принимаю?
Что такое “любовь”?
Как добиться того, чтобы желания, которые я излагаю в молитвах, были
исполнены?
Почему увеличение количества денег не приносит мне больше радости?
Предопределена ли моя судьба изначально, или я сам выбираю свой путь?
Есть ли в этом мире абсолютные истины, или — только субъективные взгляды
каждого отдельного человека?
Поверите вы этому или нет, но еврейская традиция учит, что ответы на мучающие
нас вопросы — рядом. Мы их уже знаем! Они — гораздо ближе, чем мы
думаем...
В Талмуде говорится, что еще до рождения, когда наше тело надежно защищено
стенками материнской утробы, мы имеем доступ к источнику высочайшей и абсолютной
правды. К каждому еще не родившемуся ребенку Всевышний “приставляет” ангела (на
иврите — малах, некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с
землей), и тот сидит рядом с ним в утробе, и учит его мудрости, необходимой для
того, чтобы жить в этом мире. Он учит его всему .
А потом, за мгновение до рождения, ангел легонько ударяет стремящегося наружу
младенца по верхней губе, и все, чему его научили, немедленно забывается. Вот
почему у всех людей между носом и верхней губой есть небольшая впадинка,
известная в анатомии как фильтрум .
В чем же смысл учебы?
“Очень странная история”, — говорите вы. И в самом деле — странная.
Во-первых, откуда мы знаем, что ангелы действительно существуют?
Во-вторых, зачем Творец посылает нам “педагога”-ангела, который учит
необходимым вещам, а потом заставляет нас все это забыть? В чем же смысл?
Доказать существование ангелов — задача не из легких. Но, если мы верим в
Творца, предположение о наличии у Него своеобразного “кабинета министров”,
воплощающего в жизнь Его замыслы — вполне рационально.
Второй вопрос еще сложней. Зачем чему-то учить нас, если вся полученная
информация, в конце концов, стирается из памяти?
Ответ на него, как и на большинство вопросов — очень прост. Самое глубокое и
надежное знание — это знание, полученное человеком самостоятельно, путем
исследования внутреннего и внешнего мира. Мы по-настоящему разбираемся и
преуспеваем только в том, что постигли сами, сами поняли и испытали. Мудрость,
полученная из вторых рук, сильно проигрывает в ясности и функциональности.
Поэтому было бы неразумно позволить человеку сохранить ту информацию, которую
нашептал ему ангел в материнской утробе.
Тогда зачем вообще учить нас чему бы то ни было еще до рождения?
А затем, чтобы во второй раз, когда мы будем постигать истины самостоятельно,
нам легче было запомнить и усвоить пройденное. Жизнь чрезвычайно сложна. Для
того, чтобы прожить ее благополучно, с удовольствием и пользой для себя и для
других, необходимо разобраться в таком количестве запутанных вопросов, что у
человека могут опуститься руки. Вот Всевышний говорит каждому из нас: “Давай Я
немного помогу тебе. Узнай о пункте назначения до того, как тронешься в путь.
Это даст тебе возможность с самого начала выбрать правильное направление”.
Да, вы как будто бы ничего не помните из прошлых “внутриутробных” объяснений.
И все же, самостоятельно постигая мир, вы испытываете ощущение, что все в нем,
пусть самую малость, но — знакомо. Вместо того, чтобы начинать с ноля и
прорубать путь в нехоженом
лесу, вы будете, образно
говоря, двигаться по тропинке, которую вам уже когда-то показывали.
Воистину новаторский подход к проблеме! Возможно, именно это имел в виду царь
Соломон, когда написал в своей книге Коэлет (Экклезиаст): “Нет
ничего нового под солнцем”.
Родившись и заняв свое место “под солнцем”, мы вступаем в мир, о котором нам
уже все рассказали. Поэтому все, что мы узнаем, для нас уже не ново.
Почему это важно?
Прежде чем пытаться ответить на вопросы о счастье, убеждениях, любви,
молитве, абсолютных истинах и т.д., мы должны найти путь, ступив на который
человек сможет полностью раскрыться и утвердить свою природу. Путь, который
позволил бы нам объективно и беспристрастно исследовать правду. Для этого нам
необходимо рассмотреть, из чего складывается существование человека.
На Земле живет пять миллиардов человек. Среди этих пяти миллиардов не
найдется и двух людей, полностью похожих друг на друга. Разнообразие характерно
для всех аспектов нашего существования. Но, тем не менее, некоторые приемы
изучения человека — универсальны. Землянами управляют законы, одинаковые для
всех расовых и этнических групп, культур и типов характера. Исследуем эти
фундаментальные законы, не забывая о том, что на самом деле мы сталкиваемся с
ними не в первый раз, а вновь узнаем их, исходя из того опыта, который дарован
нам до рождения.
Основы жизни
Первый принцип понимания человеческой природы — это определение того, откуда
берет начало наша система ценностей и представлений о жизни. Нам всем хотелось
бы верить, что каждый человек сам формирует свои взгляды на окружающий мир, беря
за основу независимый и объективный опыт и умение мыслить. В конце концов, разве
можно позволить чьему-либо предвзятому мнению или идеалам повлиять на
формирование ядра своей личности?
Но в действительности дело обстоит иначе. Грустная правда жизни заключается в
том, что человек, в первую очередь — социальный продукт. Внешние обстоятельства
оказывают на наше мировоззрение и образ жизни огромнейшее влияние, и никуда от
этого не деться.
Чем мы руководствуемся, решая, что — правильно и что — неправильно?
Что считается “допустимой нормой поведения”?
Как мы расставляем приоритеты: что надо делать в обязательном порядке и
сейчас, что — можно отложить на “потом”, в крайнем случае — вообще не делать?
Что реально определяет нашу манеру одеваться, стиль жизни и выбор занятий?..
Список вопросов можно было бы продолжить.
Дело в том, что коллективное сознание в рамках любой культуры передается всем
членам сообщества (то есть нам, конкретным людям) через книги и газетные
издания, радио и телевидение, систему образования, через социально-экономические
и политические ценности, которые пропагандируются в той или иной стране.
Некоторые ценности провозглашаются открыто и публично, другие — неявно,
ненавязчиво. Однако и те и другие оказывают на людей огромное влияние. Любые
попытки человека оградить себя от воздействия этих сил и сохранить объективность
в восприятии мира, обречены на провал.
Что касается формирования склада человеческого ума, это, чаще всего, напрямую
зависит от места его рождения. Разумеется, бывают и исключения. Однако велика
вероятность того, что в случае, если бы вас угораздило родиться в религиозной
гаитянской семье, сейчас вы прилежно втыкали бы иголки в куклы “вуду”. Если бы
вашим родным городом оказался Тегеран, вы вполне могли стать яростным
приверженцем какого-нибудь аятоллы. Разумеется, свои экстремисты найдутся в
любой стране, но, тем не менее, каждый человек чаще всего следует определенному
курсу, обусловленному обществом, к которому он принадлежит от рождения.
До чего же плачевно это положение! Неужели мы не можем претендовать на
объективную оценку окружающего мира? Как может уважающий себя индивидуум понять,
кто он на самом деле, и во что ему следует верить?
(продолжение — 29.08.04)
Материал сайта международной еврейской религиозной организации
Эш а-Тора
aish.com
Перевод с английского
Раввин Ноах Вайнберг,
Основатель и глава организации Эш а-Тора
Живет в Иерусалиме
Раввин Яаков Соломон,
преподаватель Эш а-Тора
|