Зайдя однажды в бакалейную лавку, я стал свидетелем такой сцены. По проходу
между прилавками шла женщина, нагруженная какими-то коробками. Она наталкивалась
на покупателей, задевала своей ношей полки и стеллажи. И застряв, наконец, между
своими коробками и стеной, вздохнула и произнесла: “Сама себе загородила
дорогу”.
Я рассказываю здесь об этом потому, что эпизод, который я наблюдал — точное
выражение довольно распространенной ситуации, когда человек как будто бы и
стремится к духовному росту, но, не отдавая себе в том отчета, сам создает на
этом пути трудно преодолимые препятствия. К числу таких барьеров причисляю
нежелание людей здраво анализировать собственные мысли и поступки.
Почему это происходит? Я понял причину на курорте, когда лечился, пытаясь
избавиться от хронической боли в пояснице.
В первый день процедур меня отвели в небольшую кабинку и поместили в ванную,
оборудованную воздушным и гидро- массажем. Я испытал непередаваемые ощущения,
расслабившись в теплой воде, в то время, как упругие струи мягко массировали
мышцы моего тела. Я обрел покой, и ничто на свете не могло его нарушить.
Примерно через пять или шесть приятнейших минут я вылез из бассейна и сказал
санитару, что процедура мне очень понравилось. И, к моему удивлению, услышал в
ответ: “Вам еще нельзя вылезать. По предписаниям, вы должны оставаться в ванной
двадцать пять минут”.
Я вернулся в воду, однако приятные ощущения исчезли. Каждая минута
казалась болезненной вечностью, а через пять минут мне и вовсе стало
невмоготу. Когда я попытался покинуть кабину вторично, санитар предупредил меня:
если я не выдержу положенные двадцать пять минут, то не смогу приступить к
следующей фазе лечения. Не желая потерять заплаченные за лечение деньги, я
вернулся в ванную. Уже для того, чтобы подвергаться пытке...
Чтобы убить время, я принялся размышлять над ситуацией, в которой оказался.
Отправляясь на курорт, я был уверен, что остро нуждаюсь в покое и тишине. Я и в
самом деле устал от своей тяжелой работы. Переполненное отделение скорой помощи
круглые сутки принимает пострадавших. Моя психиатрическая лечебница рассчитана
на 300 тяжелых больных. За все, что происходит в клинике, я несу постоянную
ответственность. Да еще бесконечные телефонные звонки — родственников моих
пациентов, адвокатов, полицейских, государственных чиновников, работников
всевозможных служб социального обеспечения... И вот теперь, когда меня на время
освободили от этих забот, я не смог вынести более пяти минут покоя. Почему?
Я постарался проанализировать свои мысли и действия, и через некоторое время
нашел ответ.
Все мы считаем себя специалистами в сфере приятного времяпрепровождения. Но
одно дело — умение “изобретать” новые и новые виды развлечений, совершенно
другое — умение расслабляться. Многие из нас совершенно не представляют, как это
делается. Мы занимаем себя чтением, просмотром телепрограмм, игрой в гольф,
разговариваем с друзьями, слушаем музыку... Это — развлечения, подразумевающие
переключение с одного вида деятельности на другой. Когда же все способы
переключения истощены, мы остаемся наедине с собой, вступаем в прямой контакт с
собственной личностью, с теми недостатками, которые тревожат нас. Как раз в этот
момент и начинаются трудности.
Я понял — именно это со мной и произошло. Когда меня оставили одного в
лечебной кабине, поговорить там было не с кем, ни книг ни телевизора тоже не
было. Заняться абсолютно нечем. Я остался наедине с собой... Известное дело:
когда человек остается наедине с не очень-то приятной личностью, он испытывает
мучительные ощущения и острое желание немедленно покинуть комнату.
Я задал себе следующий вопрос: что мне не нравится в себе, почему я не мог
вынести собственное присутствие?
Я предположил, что обладаю такими чертами характера, от которых мне хотелось
бы избавиться. Но если мое внимание занято чем-то извне, я вполне могу с ними
мириться. Самоанализ помог обнаружить, что я ревнив и завистлив и часто
раздражаюсь, если другие имеют то, чего нет у меня. И еще я, безусловно,
тщеславен. Особенно ярко это проявляется, когда хочу произвести впечатление. Я
понял, что могу страстно ненавидеть тех, кто меня задевал. Во мне скрывались
искушения и желания, которых, по моему собственному мнению, не должно быть у
порядочного человека. Наверное, если бы люди разглядели мою сущность,
скрывающуюся за внешним “фасадом”, они, скорее всего, отвернулись бы от меня. И
как я мог
рассчитывать на благоволение Всевышнего, если я был таким вот человеком?
Однажды я нашел в Талмуде отрывок, который заставил меня иначе взглянуть на
вещи. Там (трактат Шаббат, лист 89) дается объяснение, что
заповеди Торы, определяющие поведение человека, были даны ему именно потому, что
он изначально руководствуется животными инстинктами. И отличается от животных
тем, что может обуздать эти импульсы и побуждения. Иными словами, то, что я
обнаружил в себе “животные” черты, еще не повод считать себя “плохим”
человеком.
Небольшое исследование, которое я провел, наблюдая моих пациентов подтвердило
гипотезу: многие люди просто не способны себя выносить, потому что в них таятся
негативные чувства, направленные против них самих. Их недовольство собой может
быть настолько весомым, что они используют самые разные методы, чтобы забыть о
своей сущности, точнее будет сказать — о собственном ее восприятии.
Считаю, что столь плачевное положение дел — результат искажения человеческой
самооценки. То есть большинство людей вполне могло бы причислить себя к числу
хороших, милых и обаятельных. Проблема в том, что сами они об этом не
подозревают. Вместо того, чтобы видеть свою подлинную сущность, они каким-то
образом вырабатывают искаженное представление о себе, и именно этот искаженный
образ становится для них непереносимым.
Понятно, что алкоголизм и другие болезненные пристрастия часто — следствие
попыток человека заблокировать самосознание, которое ему неприятно и которое
основано на ложном и безосновательном образе собственной личности.
Духовность открывает сокровенное в людях и учит их преодолевать животные
инстинкты. Это требует обоснованного и четкого самовосприятия, которое
соответствовало бы действительности.
Для того, чтобы достичь более высокого уровня духовности, необходимо
научиться трезво анализировать все аспекты человеческой природы и по-настоящему
их ценить.