Никто из нас не способен постичь реальность во всей ее полноте и глубине. Это связано с многими факторами. С ограниченностью наших органов чувств, с ограниченной скоростью нашего восприятия, с ограниченным объемом нашей памяти. И, может быть, самое главное — с тем, что каждый из нас воспринимает окружающий мир сквозь призму собственного воспитания, своих предыдущих знаний, предыдущего жизненного опыта.
Поэтому каждый из нас всегда имеет дело не с миром как таковым, но — с картиной мира, существующей в нашем сознании, которая в большей или меньшей степени соответствует реальности. Причем, у каждого эта картина будет иметь некие отличия. Вследствие чего, кстати, людям иногда бывает непросто понимать друг друга. Некоторые доходят до того, что утверждают, что объективной реальности совсем нет.
И это, конечно же — глупость. Потому что мы видим, что люди, когда хотят, все-таки понимают друг друга. Значит, реальность, стоящая за их картинами мира — во многом одинаковая.
Из-за несоответствия наших индивидуальных картин мира объективной реальности, действительность время от времени преподносит нам сюрпризы. Иногда — весьма неприятные.
Реакция людей на такие сюрпризы бывает двух видов.
Человек, который старается улучшить свою картину мира, приблизить ее к реальности с учетом новой информации, и, если нужно, корректирует собственное поведение, делая его более адекватным — в Танахе назван
мудрым.
Тот, кто новую информацию не приемлет, отмахивается от нее, закрывает на нее глаза, не желая соотноситься с действительностью — в Танахе определяется как
глупец.
Как написано: «Глупец живет не реальностью, но — плодами собственного воображения» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 18, ст. 2).
Вряд ли существуют на свете люди, которые были бы мудрыми во всем или во всем глупыми.
Когда речь идет о хлебе насущном — все проявляют, как правило, завидную мудрость.
Однако есть люди, для которых пристальное внимание к происходящему — жизненный принцип. Они стараются придерживаться его всегда и во всем.
К сожалению, таких людей, как известно с давних пор — очень мало.
Чем опасен глупец
Мудрый склонен к осторожности. Ведь он знает, что его картина мира несовершенна.
С глупцом — иначе.
В Танахе читаем: «Мудрый боится и сторонится плохого, глупец наполняет себя уверенностью» (Мишлей, гл. 14, ст. 16)
.
В результате глупец, в первую очередь, конечно, опасен самому себе. Ведь сюрпризы реальности могут быть все более и более неприятными.
Во вторую очередь, глупец опасен своим родным и близким — тем, кто с ним связан и вынужден страдать из-за того, что страдает он.
Путь глупцов — это путь конфликтов. Ведь у каждого из них — своя картина мира, отличная от картины мира другого. Естественно, они конфликтуют с окружающими, особенно — друг с другом.
Об этом в Танахе сказано: «Уста глупца приносят ссоры» (Мишлей, гл. 18, ст. 6).
Еще больше зла может причинить глупец, когда у него есть возможность как-то влиять на реальность. И он пытается искусственно подогнать ее под свою картину мира. Порой, проявляя в этом невероятную смекалку и добиваясь большого успеха.
Тут он может быть очень опасен для окружающих. Как написано: «Лучше встретить потерявшегося детеныша медведя, нежели глупца, увлеченного своей глупостью!» (Мишлей, гл. 17, ст. 12).
Как опознать глупца
Мудрый слишком мудрым себя не считает. Мудрый в принципе готов на основании вновь поступившей информации изменить свою картину мира — в любой момент и в любом аспекте. Соответственно, мудрый выслушать любую критику.
Впрочем, не совсем любую. Если она преподносится в какой-то совсем уж оскорбительной форме — мудрый может решить, что за потоком оскорблений никакой содержательной информации нет, и не станет слушать. Мудрый, как правило — довольно занятый человек.
Не то глупец.
Глупец по определению — уверен в своей правоте.
«Увидел человека, считающего себя мудрецом, — наставляет царь Шломо, — заподозри в нем глупца» (Мишлей, гл. 26, ст. 12).
Типичная для глупца черта — наглость. Ибо, как сказано — «Уверен в себе дурак» (Мишлей, гл. 28, ст. 26).
Критики он не слышит и не воспринимает ее. Более того, не только критика — информация, которая не укладывается в его картину мира, воспринимается им с отрицанием, иногда в агрессивной форме, порой — и в форме проклятий и оскорблений в адрес носителей этой информации.
Глупец часто — неисправимый оптимист (см. выше).
«Глупец многословен» (Коэлет, гл. 5, ст. 2; эта книга тоже составлена царем Шломо; подробнее — см. на сайте в ответе
«Почему книга Коэлет вошла в Танах?»). И вообще, от глупца обычно — очень много шума.
Дурак очень любит веселиться и дурачиться — «Как звон вложенных друг в друга горшков, смех глупца» (Коэлет, гл. 7, ст. 6).
Впрочем, и мудрый — тоже любит веселье. Но у него на это меньше времени.
Когда глупцу становится совсем плохо — он частенько винит Творца, который, видите ли, сотворил мир не так, как ему хотелось бы.
«Недоумие глупца испортит ему жизнь, а в сердце своем он разгневается на Всевышнего» (Мишлей, гл. 11, ст. 3).
Почему можно ошибиться с опознанием глупца
Во-первых, как уже было отмечено, голод не тетка. В своей узкой профессиональной области глупец частенько — совсем не дурак. Поэтому, если IQ позволяет — может добиться очень высокого положения.
Во-вторых, признать свою картину мира несовершенной глупцу уж очень не хочется. Поэтому, подгоняя под нее реальность, он, если IQ позволяет, может продемонстрировать недюжинные способности.
Об этом в Танахе читаем: «Как так много удалось получить глупцу, и при этом не приобрести ни мудрости, ни сердца?» (Мишлей, гл. 17, ст. 16).
Мудрость и высокий IQ — разные вещи.
Как помочь глупцу?
Никак.
С глупцом бессмысленно спорить, бессмысленно что-то ему объяснять. Ведь он, по его мнению — всегда прав.
«Не говори в уши глупца, он будет издеваться над твоими доводами» (Мишлей, гл. 23, ст. 9).
Спорить с ним может быть даже опасно (см. выше).
В дополнение ко всему в Танахе находим совет — «Не отвечай глупцу соответственно его глупости, чтобы не опускаться на его уровень» (Мишлей, гл. 26, ст. 4).
Что можно сделать с глупцом?
Во-первых — не выказывайте глупцу почет и уважение. Этим можно лишь увеличить наносимый им вред.
Как сказано: «Как камень в катапульте, оказывающий уважение глупцу» (Мишлей, гл. 26, ст. 8).
Во-вторых, глупца не надо жалеть — «…это народ без мудрости, поэтому не будет его жалеть Всевышний» (книга пророка
Йешаѓу, гл. 27, ст. 11; см. также трактат Талмуда Берахот, лист 33).
Можно и нужно стараться минимизировать вред, который способен причинить глупец окружающим.
Можно и нужно от глупца защищаться. Старайся быть осторожным, чтобы глупец не спровоцировал тебя на преступление.
Что же касается глупца — остается только ждать. Может быть, жизнь сама его научит.
Недаром написано: «Предостережение, которого достаточно для умного — глупцу может заменить только сотня тычков» (Мишлей, гл. 17, ст. 10).
Как глупцу поумнеть?
Предположим, вы пришли к выводу, что до сих пор строили свою жизнь как глупец, и решили поумнеть, но не знаете, как.
Очень просто — то, что мешает — поможет.
Что же нам мешает больше всего, на что у нас уходит больше всего времени, сил и нервов?
Это — забота о хлебе насущном («В поте лица будешь есть хлеб свой»).
Так вот. Вспомните, какими умными вы бываете в своей узкой профессиональной деятельности. Какие проблемы вам удавалось решать, каким Вы иной раз оказывались ценным специалистом. Ведь там вы не верили всем подряд, не тянулись слепо за толпой, не полагались на свое «мне кажется…». Вы вникали, разбирались…
Все правильно?
Значит, вы, как минимум — не полный глупец и умеете, когда хотите, строить жизнь обдуманно.
А теперь — просто попробуйте применить тот же подход не только к Вашей узкопрофессиональной сфере, но и ко всему остальному в своей жизни — к политике, религии, отношениям в семье и т.д.
Уверен, вы сразу почувствуете результат…