У американцев принято праздновать даты рождения двух величайших президентов:
Джоржа Вашингтона и Авраама Линкольна. В эти дни в Соединенных Штатах проводятся
гражданские праздничные церемонии, которые объединяют американцев и призваны
разбудить воспоминания о том, какой огромный вклад внесли эти люди в развитие
американской демократии.
В отличие от американцев, израильтяне отмечают не вехи жизни, но — дату
смерти премьер-министра Ицхака Рабина, что еще больше обостряет и без того
глубокие разногласия в обществе. Каждый год мы мысленно возвращаемся к периоду,
когда было выдвинуто обвинение в убийстве, бросающее тень на религиозные круги
израильского общества.
Наивно было бы полагать, что народ скорбит о том, что Рабин, уйдя из жизни,
не успел воплотить идеи Осло в реальность. Сегодня большинство израильтян
понимает, что попытки установить мир на Ближнем Востоке «ратификацией»
соглашений Осло — беспочвенные, вредные иллюзии. Однако убийство Рабина
оказалось кнутом, которым продолжают стегать правых. Иначе говоря, «левые»
беспардонно пользуются ситуацией, чтобы навязать израильтянам мысль о том, что
они (включая так называемые «светские» слои населения) олицетворяют собой
сплошные добродетели. В то время как религиозная часть населения Израиля состоит
из «опасных фанатиков», способных, как утверждается, «не дрогнув», пойти на
кровопролитие. Убийцу Рабина, заметим, подчеркнуто называют — «евреем, который
носит кипу».
Но обратимся к нашей истории и убедимся, что в ней нет столь резкого
разделения на «темные силы» и «силы добра». Факты свидетельствуют, что
политическое насилие и убийства никогда не были, да и не могли быть, «прерогативой»
исключительно правых сил.
Еще в 1924 году «министр иностранных дел» старого, преимущественно
религиозного и антисионистского ишува (еврейское население Палестины до
провозглашения государства Израиль), профессор Яаков Израэль Дехаан, стал первой
жертвой в скорбном списке убийств. Жизни его лишил Авраам Техоми (настоящая
фамилия — Зильберг). Много лет спустя, незадолго до своей смерти Техоми в
интервью по израильскому телевидению, сказал, что этот приказ был отдан с
одобрения Ицхака Бен-Цви, который тогда был крупной фигурой в Гистадруте (главный
оплот левого светского сионизма), позднее стал вторым президентом Израиля.
Еще один весьма показательный пример из израильской истории — обстрел
«Альталены». Уже после того, как корабль поднял белый флаг и был полностью
выведен из строя, солдаты Пальмаха (прообраз спецназа) по приказу Ицхака Рабина
продолжали стрелять в людей, прыгающих в воду. Целью такого обстрела, в ходе
которого погибли десять человек, было уничтожение Менахема Бегина. В своих
воспоминаниях командовавший данной акцией Ицхак Рабин писал: «…Евреи убивали
евреев. Но я был согласен с этим решением Бен-Гуриона (в то время — руководитель
исполкома Всемирной еврейской организации)».
«Подстрекательство» заслуживает наказания. Это — «второй урок», который
должны усвоить граждане Израиля, анализируя факт убийства Рабина и последовавшие
за этим события. Вся хитрость здесь состоит в том, что только одна сторона
израильского политического спектра «способна на подстрекательство» — поскольку
именно она представлена «опасными фанатиками».
Одновременно нам «разъясняют», что высказывания представителей левого лагеря
следует воспринимать как «безобидное осуществление права на свободу слова». И
незачем задумываться над тем, что некоторые из них разжигают ненависть и
культивируют рознь. Но можно ли назвать «безобидными» слова депутата Кнессета (от
партии Труда) Эфраима Снэ о том, что «гражданская война может принести пользу
израильскому обществу и оказать на него благотворное влияние»? Или —
прозвучавший из уст Йонатана Гефена (писатель, любимец левого светского
истэблишмента) призыв беспощадно бороться против политических и религиозных
противников?..
Громы и молнии обрушились на юридического советника правительства Мени Мазуза,
когда он посмел сказать, что обвинения в подстрекательстве стали в руках левых «дубинкой,
которой они пользуются при каждом удобном случае».
Если одна часть общества понимает, что система государственной власти против
ее воли добивается чего-то обманным путем, что в национальных дебатах имеет силу
лишь один голос (или несколько голосов), остальные — в расчет не принимаются,
это свидетельствует о том, что правящим кругам удалось «подмять под себя»
демократию. Если в стране можно достичь «национального консенсуса» в приказном
порядке или — «взятками», значит, руководство этой страной осуществляется
недемократическими методами. И если это так, подавление свободы слова становится
опаснее самих слов.
Именно об этом нам следует думать сегодня, анализируя ситуацию, которая
сложилась в последние годы в Израиле…