Если все предыдущие конфликты,
столкновения с арабскими странами, проходили на поле
боя, на этот раз линия фронта оказалось прямо у нас
дома. Израиль подвергается ежедневным атакам
террористов, взрывающих себя в центре городов. И едва ли
не каждый раз - десятки убитых, сотни раненых.
В течение многих лет израильская армия
могла противостоять мощным армиям противника. И они
покорялись силе. Конечно же, за каждую победу
приходилось платить немалую цену. Но побеждал Израиль
всегда.
На сей раз израильская армия
противостоит группе террористов, несравнимой с ней ни по
мощи, ни по численности. С этой точки зрения, ситуация
как будто бы выглядит детской игрой. Чтобы покончить с
палестинской войной, израильской военной авиации хватило
бы несколько часов. И при этом, ни один израильский
солдат не был бы убит или даже ранен.
Но если другие армии именно так и
поступают в подобных ситуациях, убивая по ходу действий
тысячи людей, включая женщин и детей, то для еврейского
народа такого выхода не существует. Еврейское сознание
устроено иначе. Еврей не может позволить себе убивать
невинных людей (пусть даже, не столь невинных). Поэтому
евреи платят за победы высокую цену. Понятно, что при
подобных обстоятельствах любой другой народ не стал бы
себя сдерживать.
Более того. Мы чувствуем, что происходит
что-то такое, что словами не выразить. Евреи Израиля и
многих стран ощущают, что на этот раз мы оказались в
необычайно трудном положении. И дело вовсе не в том, что
израильская армия не в состоянии справиться с врагом. Но
израильтяне осознают, что правила изменились, песок под
ногами начинает проваливаться, и еврейский народ - в
большей опасности, чем когда-либо.
Появилось тяжелое чувство, что мы,
евреи, перестаем быть такими, какими должны быть, и что
наша способность к выживанию, которая поражала мир
четыре тысячи лет, начинает истощаться.
Мы сознаем, что слабость обнаруживает не
только наша армия, но и наше правительство, которое
возглавляет Ариэль Шарон, один из самых опытных в
современной истории Израиля людей. Сейчас даже он - в
растерянности и, по всей видимости, не знает, как выйти
из сложившейся ситуации.
В свое время еврейский народ отличала
сила духа, и он был способен противостоять крупнейшим
империям мира. Сегодня уверенность перешла в некую
истерию, сегодня мы даже не знаем, что с нами
происходит, не знаем, к кому обратиться и от кого
получить хоть какой-то ответ.
Рецептов у меня, естественно, нет. Могу
лишь скромно предложить вниманию читателей свои
наблюдения. При этом хочу предупредить, что делать
какие-то выводы из них очень рискованно. Ответа на
вопрос - почему все так происходит - не знает никто.
Изучение истории показывает, насколько спекулятивны и
несерьезны ее интерпретации. Мы, разумеется, не пророки,
нам не достает знаний, чтобы полностью охватить
проблему. Известно одно: религиозным людям полагается
искать в мировой истории более глубокий смысл, ибо одна
из основ нашей веры - принятие факта, что ход
исторических событий определяет Творец. Чтобы раскрыть
глубинный смысл происходящего, мы консультируемся с
источниками - Танахом и Талмудом. Исследуя их, мы
приходим к конкретным выводам. Но надо сказать, что в
этом кроется и серьезная опасность.
Порой текстам источников дают
разнообразные интерпретации, которые нередко
противоречат друг другу, оставляя нас в недоумении.
Поэтому не будем преувеличивать свои возможности и
признаем: тот, кто на основе этих текстов приходит к
выводу, что ему удалось раскрыть «пути Всевышнего»,
слишком много на себя берет. Подобная самонадеянность
способна лишь спровоцировать ответный огонь А результаты
могут оказаться разрушительными.
С другой стороны, мы получили эти
тексты, чтобы применять то, что сказано в них, на
практике. Если это не так, они становятся бесполезными,
теряют всякий смысл.
Поэтому у нас остается только одна
возможность. Мы должны изучать их, понимая,
что
они даны нам на все времена, а, следовательно, актуальны
и в наши дни. Наша задача - попытаться извлечь из них
моральные уроки, которые вдохновят нас, заставят
совершенствоваться.
Имея это в виду, рассмотрим несколько
вопросов.
Прежде всего, попробуем разобраться:
какой смысл можно усмотреть в том, что мы попали в эту
ужасную кризисную ситуацию? Как люди религиозные, мы
должны отстраниться от политики и вести поиск в более
глубоких пластах понимания.
Спросим себя: что хочет сказать Творец,
поставив нас перед лицом столь серьезной опасности? Что
в связи с этим следует предпринять? В чем заключаются
наши обязанности?
***
Для начала вспомним приведенный в
Талмуде рассказ о юридической претензии потомков Кенаана
(обитателей Израиля до прихода еврейского народа из
Египта под руководством Иегошуа ), предъявленной ими в
«международном суде» Александра Македонского (трактат
Сангедрин, 91а).
Кенаанейцы, которые к тому времени жили
в Африке, подали жалобу на евреев Александру
Македонскому, заявив: «Страна Кенаан принадлежит нам!».
И сослались на определенный фрагмент Торы (Бамидбар,
гл. 34, ст. 2). Их заявление выглядело вполне логичным.
Ведь в Торе говорилось: «Когда вы (евреи) придете в
Землю Кенаана…».
Что же ответили на это евреи?
Их представителем в суде был
малообразованный еврей, по имени Гвия бен Псиса. Он сам
предложил мудрецам Израиля свою кандидатуру, высказав
такой аргумент: «Если кенаанейцы победят меня, скажете:
вы победили невежду среди нас. А если я одержу победу,
тогда вы скажете им: Закон Моше победил вас».
- Откуда у вас доказательство, что эта
земля принадлежит вам? - спросил он кенаанейцев на суде.
- Из вашей Торы! - ответили они и
привели упомянутую здесь фразу.
- Но в Торе, там, где написано о Ноахе,
есть другое доказательство, - сказал Гвия бен Псиса.
Он имел ввиду такую историю. Однажды
Ноах напился допьяна и разделся. Его сын Хам, также
названный Кенаан, увидел его голым и позвал братьев,
чтобы вместе посмеяться над ним. Но Шем и Йефет, не
глядя на отца, укрыли его, чтобы спасти от позора. Ноах
проклял своего сына Кенаана и сказал: «Проклят Кенаан,
рабом рабов будет он у своих братьев» (то есть у Шема и
Йефета).
- Таким образом, вы, - продолжал Гвия
бен Псиса, - наши рабы, поскольку мы - потомки Шема. И
есть закон, что имущество раба принадлежит его хозяину,
поскольку сам раб - собственность хозяина.
Соответственно, и земля эта тоже принадлежит нам…
Александр Македонский потребовал, чтобы
кенаанейцы ответили на столь убедительный аргумент. Те
попросили на раздумья три дня. Но так и не нашлись, что
ответить…
Маѓарша (раби Шмуэль Элиэзер бен Йегуда
Алеви Эдельс, 1555-1631 гг.), один из крупнейших
комментаторов Талмуда, очень внимательно анализирует
этот отрывок и задает глубокие вопросы.
Как, спрашивает он, могли кенаанейцы
обратиться к Торе, как к доказательству, если,
перевернув страницу, они бы увидели, что эта страна
могла принадлежать им, но Творец мира отдал ее Аврааму и
всем евреям? Они оторвали цитату от контекста и
проигнорировали ясные факты.
Еще труднее понять ответ Гвии бен Псисы.
Почему вдруг он обратился к истории Ноаха? Почему не
привел слова Торы, в которых прямо выражено обещание,
данное Аврааму?
Маѓарша дает ясный ответ. Кенаанейцев не
обвинишь в невнимании к тексту - они хорошо
ориентировались в Торе и знали, что Творец обещал
евреям. Но они утверждали, что обещания эти больше не
актуальны.
Они знали, что были изгнаны из своей
страны за неэтичное поведение, включая насилие и
коррупцию. Знали, что приход евреев в дни Иегошуа был
исполнением данного Аврааму, Ицхаку и Яакову обещания.
Равно как и то, что эта земля давалась им на условии,
что они будут жить по законам Торы. Но теперь,
утверждали кенаанейцы, евреи осквернили эту землю и
поэтому потеряли право на нее, поскольку не верны
заключенному с Творцом союзу…
Поэтому, продолжает объяснение
Маѓарша,
Гвия бен Псиса не обратился к тем строкам, где земля
завещана Аврааму. Он сознавал, что логика кенаанейцев
справедлива, поэтому привел доказательство из истории о
Ноахе.
Дорогие друзья! В Израиле очень много
хорошего. Нигде в мире не делают столько добра, как в
нашей стране. И все же будем честными. Как бы болезненно
это ни было, мы обязаны спросить себя: не напоминает ли
приведенная здесь история сегодняшнюю ситуацию?
Возможно, мы действительно теряем
прекрасные качества, характеризующие евреев прошлого. И
именно потому, что нарушаем условия, на которых дана нам
эта земля.
Возможно, чужеземцы, которые в тот или
иной период жили в этой стране до создания нового
Государства Израиль, с ужасной жестокостью напоминают
нам, что для того, чтобы закрепить за нами эту землю,
нам следует измениться, стать лучше?
Знать это нам не дано. Но что мешает нам
со всей серьезностью отнестись к рассказу Талмуда? Быть
может, он подразумевает и ту ситуации, в которой мы
оказались сегодня…