Нериа и его друзья получили свои открытки
от членов организации, цель деятельности
которой - вдохновлять солдат ЦАХАЛа, давать
им определенные знания по еврейской
истории и еврейской традиции.
Как и зачем организация создана?
Излагая основные задачи, ее инициаторы
пишут: «Молодые израильские солдаты
ежедневно рискуют жизнью. Многие из них
задаются вопросом, насколько справедливы
их действия. У них, к сожалению, нет глубокой
связи с еврейским наследием, поэтому они не
понимают, что такое «право еврейского
народа на Землю Израиля» и откуда оно. Это в
значительной степени снижает их боевой дух
и решимость защищать свою родину. Наша цель
- решать эту проблему... потому что от
боевого духа солдат, от их морального
состояния зависят их жизни».
Еще недавно служба в Израильской армии
считалась делом чести. Сегодня в среде
израильской молодежи растет число людей,
которые предпочитают уклониться от
армейской службы. В июле этого (2004-го) года
опубликованы данные, согласно которым
около 40 процентов юношей, пригодных к
воинской службе, идти в армию не хотят. При
этом религиозные юноши, освобожденные от
армейской службы, как учащиеся иешив,
составляют лишь 8% от численности
военнообязанных в Израиле.
Возникшая ситуация, когда треть
нерелигиозной молодежи не желает рисковать
своими жизнями, вызывает опасение. Но они не
хотят рисковать, прежде всего, потому, что
не знают во имя чего стоит идти на риск...
Даже те, кто идет служить в армию, в своем
большинстве не имеют для этого глубокой и
серьезной мотивации.
Ноах Эфрон, житель Тель-Авива,
преподаватель Бар-Иланского университета.
Вдохновленный идеями сионизма, он
иммигрировал в Израиль из США в далекие 80-е.
На службу в Израильскую армию его призвали
в 1984 году. Вначале он служил рядовым в
регулярных частях, позднее был резервистом.
В 2000-м году он вышел в отставку. В своей
книге «Настоящий еврей» Ноах Эфрон пишет,
что в его времена моральный дух Израильской
армии был очень силен, «честь мундира»
считалась неоспоримой ценностью.
На страницах книги Ноах Эфрон размышляет
и о причинах, которые привели к снижению
боевого и морального духа израильских
солдат. «Конечно, непросто сохранять
гордость, патрулируя вверенную территорию,
- пишет он. - Скучное патрулирование чужих и
пугающих холмов делает патриотизм
абстрактным даже для тех, у кого нет ни
малейших сомнений в том, что такая служба
необходима для обеспечения безопасности…».
До 80-х годов никто и не помышлял о том, что
по вызову на резервную службу можно не
явиться. Сегодня, по крайней мере - в
определенных израильских кругах, отказ от
прохождения резервистской службы стал едва
ли не «правилом хорошего тона». Многие
резервисты находят всевозможные поводы (иногда,
конечно - реальные, а по большей части -
фиктивные), чтобы уклониться от призыва. Это
объясняется, в первую очередь, тем, что за
два десятилетия приводящей в уныние службы
многие израильтяне - и правые и левые -
утратили иллюзии. И относительно службы в
армии, и относительно правительства, и
относительно государства в целом. «Пусть на
этот раз в кого-нибудь другого бросают
камни», - думают они, оправдывая свой отказ
явиться по призыву.
«Израильтяне 2003 года деморализованы, -
пишет Ноах Эфрон. - Они устали, устали от
палестинцев, от Арафата, от взрывов бомб,
которым, кажется, не будет конца, устали от
заявлений неизменно осуждающей Израиль
Организации Объединенных Наций, от
порицаний со стороны Европейского Союза.
Израильтяне изнурены огромными налогами,
которые необходимы для приобретения новых
и новых вооружений и ракет. Они устали от
окружающей их ненависти, от тяжких для
восприятия новостей и не хотят видеть по
телевидению, как дети умирают на руках
отцов и матерей. Устали от жизни и от себя
самих».
Несомненно, говоря о патрулировании «чужих
и пугающих холмов», автор имеет в виду Иудею
и Самарию. А ведь это - места, которые
постоянно упоминаются в Танахе и напрямую
связаны с еврейской историей.
И действительно, самые святые еврейские
места - Котель (Западная Стена или, как ее
называют - Стена Плача), Пещера Махпела в
Хевроне, могила праматери Рахели в Бейт-Лехеме…
Все это - за «зеленой чертой». Как же
случилось, что эти территории стали «чужими»
в сознании израильтян, мыслящих подобно
Ноаху Эфрону? Что же произошло с извечной,
жившей в еврейских сердцах, любовью к Земле
Израиля - главной еврейской ценности, на
которой был построен сионизм? Той самой
ценности, за которую первые еврейские
сионисты готовы были пожертвовать жизнями.
Великая еврейская ценность - любовь к Эрец
Исраэль - как и другие еврейские ценности,
была намеренно уничтожена так называемым «пост-сионизмом»
- согласованными усилиями нерелигиозных
израильских академиков, деятелей от
литературы и средств массовой информации.
Они направили свою энергию на то, чтобы
заменить еврейские ценности другими, так
называемыми - «универсальными», «как у
других».
«Сам факт, - писал вскоре после заключения
договора в Осло руководитель
Иерусалимского исследовательского центра
«Шалем», Йорам Хазони, - что Голанские
высоты, Бейт Лехем и Иерусалим могли стать «объектом»
переговоров, и это не вызвало огромного
возмущения в народе и не вывело на
израильские улицы толпы людей,
свидетельствует о почти полном крушении
еврейской идеологии, на которой строилось
государство Израиль. Такие уступки
означают отказ от борьбы за возвращение к
еврейской истории… Непостижимая, огромная
по своим масштабам катастрофа...».
В своей книге «Еврейское государство:
борьба за израильскую душу», Хазони
приводит множество свидетельств влияния
постсионизма на культурную, юридическую,
образовательную и военную сферы
израильской жизни. Он цитирует профессора
одного из израильских университетов,
который предлагает добавить на еврейском
национальном флаге арабскую символику.
Описывает он и такой пример: политик
выдвигает идею, чтобы европейские суды
могли отменять израильские законы.
В 1994 году армейское руководство
сформировало специальную комиссию для
разработки текста морального кодекса
израильских солдат. Комиссию возглавлял
профессор Тель-Авивского университета Аса
Кашер, а созданный ею черновой вариант
назывался «Дух Армии Обороны Израиля». Этот
документ должен был стать «моральным и
нормативным» удостоверением Израильской
армии. Однако нем не было даже упоминания о
еврейском государстве, еврейском народе,
еврейской традиции и Земле Израиля. Эти
традиционные еврейские ценности были
заменены - «общечеловеческими». «Израильские
солдаты, - говорилось в документе, - должны,
не щадя жизни, защищать универсальные
ценности, такие как человеческая жизнь.
Должны проявлять упорство и твердость воли,
быть ответственными и честными,
дисциплинированными, вести себя так, чтобы
их поступки были примером для товарищей…».
Когда этот документ был передан офицерам
израильской армии, единственным их
возражением было бросающиеся в глаза
отсутствие «пункта» о любви к Земле Израиля
- ценности, которая, по сути, составляет
сущность всего сионистского движения. «Именно
любовь к Земле Израиля, - пишет Йорам Хазони,
- составляла основу многих образовательных
программ в армии. Именно благодаря этой
любви, солдаты могли осознать историческое
значение тех мест, которые они должны
охранять».
Однако члены комиссии (авторы черновой
версии морального кодекса) отказались
делать эту вставку. И представили
объяснение: никто не может учить другого «любить»,
а, кроме того, введение пункта о любви к
Земле Израиля - это «фетишизация объекта».
Не удивительно, что десятилетие, в течение
которого солдаты должны были
ориентироваться на составленный комиссией
документ, сформировало инертность,
депрессию и страх, которые солдаты
испытывали в Зайтуне, оправляясь в
бронетранспортере на задание.
Призываясь в армию резервистом, Хазони
много беседовал с солдатами. Вот что он
говорит о своих впечатлениях, которые он
вынес из этих бесед: «Евреи в Израиле
запутались, потеряли направление. Их
угнетает ощущение бесконечной усталости.
Нельзя сказать, что израильтяне не хотят
воевать. Они, по их словам, готовы ринуться в
бой, если понадобится. Но ведь между
готовностью воевать, жертвовать собой и
способностью понять, почему и во имя чего
они должны это делать - огромная пропасть.
Конечно же, все они знают, что страна - в
состоянии войны... Но, как только в разговоре
проскальзывал мотив - что стоит за этой
войной, почему она необходима,
обнаруживалось, что люди сбиты с толку. У
многих из них не было ясных и однозначных
ответов на вопросы, что такое еврейский
народ, чего можно достичь в борьбе, почему
нужно жертвовать собой во имя еврейского
народа… Лишь единицы сумели хоть как-то
объяснить, для чего вообще существует
еврейское государство? Но с другой стороны,
ни одна армия мира, пожалуй, не в состоянии
вести столь длительную, казалось бы,
бесконечную войну».
Стандарты и — еврейская традиция
По иронии судьбы, отцы
сионистского движения собственными руками
создали основу этой сложной и запутанной
ситуации, в которой все мы сегодня
находимся.
Побудительным мотивом,
заставившим Теодора Герцля и его
последователей посвятить свои жизни
созданию еврейского государства, был
антисемитизм, уже в те времена
распространившийся по всей Европе. Но
каковы были их устремления? Какое
государство они стремились создать?
Они сами определили
сущность государства, которое строили. По
их представлениям, евреи нуждались в «нормальной
стране» — такой же, как, скажем, Франция или
Германия. Только населять ее будут — евреи.
Сионистский конгресс, к
большому огорчению его религиозных
делегатов, объявил, что сионизм не имеет
ничего общего с «обветшалой» еврейской
традицией. Поколение Теодора Герцля, в
своей массе, отвергало «предрассудки», в
число которых включалась и религия.
Представление о еврее-ученом,
сосредоточенно изучающем Тору, Талмуд и
другие древние источники — «устарело»,
говорили они. Наступили времена этаких
загорелых и мускулистых сионистов-первопроходцев,
которые умеют одинаково хорошо обращаться
и с киркой и с ружьем.
Тем не менее, через три
десятилетия после образования государства
Израиль, «спроектированный» отцами
сионизма «новый» еврей так и не прошел
проверку на «стандартность». Что ж, в конце
концов, ни «среднестатистический» француз,
ни «среднестатистический» немец в ту
постмодернистскую эпоху уже не умели
обращаться ни с киркой, ни с ружьем.
В 1995 году, вскоре после
заключения соглашений в Осло, согласно
которым большая часть Иудеи и Самарии
должна была перейти к палестинцам,
израильский журналист Йоэль Маркус,
известный своими левыми взглядами, с
горечью писал: «Наш народ давно устал нести
на своих плечах идеалы сионизма, как он это
делал прежде — поколение за поколением. В
то время, как арабы продолжают оставаться
верными своей идеологии, заключающейся в
святости земли... Израиль готов с легкостью
оставить эту землю, колыбель иудаизма —
чтобы взамен обрести безопасную, «нормальную»
жизнь».
Другой
известный «левый» журналист, Гидон Самет,
откликаясь на статью Маркуса, радостно и
воодушевленно писал о долгожданной «нормальности»,
которая должна наполнить Израиль после
подписания «мирного соглашения» в Осло. В
его статье есть такие слова: «Мадонна и Биг
Макс будут лишь небольшой частью нашей «нормальности»,
которая, кроме всего прочего, ознаменует
собой исчезновение ужасного страха перед
всем зарубежным и неизвестным».
Йорам Хазони очень сухо
прокомментировал этот диалог между
журналистами: «Нормальные»
люди — писал он, — не живут в ежедневном
страхе, что автобус, в котором они едут,
может в любую минуту взорваться. Они не таят
злобу за преступления, совершенные против
них в прошлом. Они не участвуют в
беспорядках, чтобы не разрушали места
захоронения (неважно, действительные или
нет) их далеких предков (реальных или нет).
Нормальные люди просто ходят в пабы и едят
спагетти…».
Сегодня мы с вами
становимся свидетелями победы «нормальности»
над уникальностью евреев. Весь опыт
еврейской истории, однако, показывает, что
евреи были готовы жертвовать своими
жизнями во имя еврейских ценностей — таких,
как Тора, Земля Израиля и еврейский народ.
Но «нормальные люди», во имя универсальных
ценностей, таких, как «ответственность», «профессионализм»,
«твердость воли», к этому почему-то не
готовы.
Почему, спрашивается?..
Попытаемся прежде
разобраться, почему на протяжении веков
евреи готовы были умереть во имя Всевышнего,
во имя Торы и Земли Израиля.
Исследование,
проведенное фондом «Ави Хай» под
руководством Центра Гутмана при
израильском Институте Демократии,
проливает свет на этот вопрос. По программе
этого исследования под названием «Убеждения,
обычаи и ценности израильских евреев, 2000
год» проводился опрос, в ходе которого
людям предлагалось определить свою
религиозную принадлежность. Для ответа в
анкетах были даны четыре варианта:
а) религиозный человек (на
иврите — дати);
б) нерелигиозный, но
соблюдающий некоторые еврейские традиции (на
иврите — масорти);
в) нерелигиозный;
г) убежденный атеист.
Затем людям была
предложена «таблица ценностей», где они
должны были отметить те из них, которые они
считали «очень важными».
Итоги исследования
показали, что в подходе означенных групп
опрошенных к вопросам индивидуальной
свободы — с одной стороны и гражданского
альтруизма — с другой, обнаруживается
значительный разрыв. Религиозные и
соблюдающие традицию респонденты в своем
большинстве проявили явную приверженность
к национальным духовным ценностям, в то
время, как нерелигиозные и «антирелигиозные»
на первое место выдвигали личную свободу.
Индивидуальная свобода,
взлелеянная постсионистами, не
предполагает самопожертвования. И это
понятно: ведь если человек погибает —
свобода ему уже не нужна. Духовные ценности
дают нечто большее. Идеалы, предполагающие
уникальность еврейского народа,
стремящегося выполнить свою миссию — быть
«народом священников, святым народом» на
Святой Земле — эти идеалы придают жизни
смысл, а люди, придерживающиеся этих
идеалов, после ухода в иной мир обретают
бессмертие. У солдат, имеющих такие идеалы и
ценности, есть нечто, что поднимается над их
индивидуальностью. Они понимают, ради чего
стоит жить и ради чего стоит умереть…
Тамагучи
Столь пугающее
отсутствие мотивации в среде нерелигиозных
солдат — прямой результат намеренных
усилий, направленных на удаление из
израильской культуры всего еврейского.
Частные организации должны трудиться, не
покладая рук, чтобы дать солдатам
необходимое образование, помочь им понять,
сколь велико наше наследие и вернуть им
прежнее воодушевление.
Еврейский патриотизм без
еврейской традиции — что-то вроде быстро
проходящей причуды, напоминающей увлечение
игрой в «тамагучи». Тамагучи — небольшой
компьютер, размером — с ладонь, устроенный
так, чтобы стать для его владельца
виртуальным «любимым зверюшкой». Хозяин
такого «зверька» должен ежедневно нажимать
на определенные клавиши — чтобы «покормить»,
«выгулять» его и «убрать» за ним. Если на
клавиши вовремя не нажать, тамагучи «умирает».
Трудно, наверное, найти
подростка, которому удалось избежать
эпидемии, которая захватила детей многих
стран и Израиля — в частности. Моя дочь-пятиклассница
была счастлива, когда мы, наконец, купили ей
эту игру. Несколько дней она бережно
ухаживала за своим виртуальным питомцем, но
вскоре ее энтузиазм начал заметно
ослабевать. Несколькими неделями позже,
когда ее любимец «умер», наша дочь даже не
обратила на это никакого внимания.
Сродни «тамагучи» и
сионизм, из которого выхолощена еврейская
традиция. Так же, как электронная «зверюшка»,
которая умирает — лишенная хозяйской
заботы, идеология сионизма без пульса, без
живой силы — любви к Творцу, к Его Торе и к
Земле Израиля, обречена на смерть.
Ситуация, в которой
оказалась израильская армия, содержит в
себе и трагедию и надежду.
Солдатам в Зейтуне для
того, чтобы превратить отчаяние — в порыв,
страх — в мужество, понадобилось лишь
повернуть свои сердца к Торе.
На открытке, которую
достал из кармана Нерия, есть такая строка:
«С Всевышним мы станем сильнее, и Он
попирать будет врагов наших» (Теилим,
пс. 60). Можно ли представить себе более воодушевляющие
слова?..