3.1. Пусть не думает человек: поскольку в вожделении, честолюбии и т.п. нет
ничего хорошего, ибо они сживают человека со свету, избавлюсь от них совершенно,
приблизившись к противоположной крайности. Эти мысли могут довести его до того,
что перестанет он есть мясо и пить вино, не женится, не будет жить в удобной
квартире и не станет надевать удобную одежду, но (будет использовать) одеяния
только из мешковины и грубой шерсти, и тому подобное, как христианские монахи.
Но это — тоже плохой путь, и нельзя себя так вести.
3.2. Тот, кто так себя ведет — грешит. Ведь сказано о назире (человек,
который берет на себя обет не пить вино, не стричь волосы и не прикасаться к
источнику духовной нечистоты — прим. ред.): «…и искупит его (назира)
коэн (служитель в Храме) от проступка из-за умершего (в буквальном переводе
оригинала на иврите — «из-за души»)…» (Бамидбар, гл. 6, ст.
11-12). Говорили наши Учителя: если даже назир, который (из земных благ)
не отказался ни от чего, кроме вина, должен приносить искупительную жертву, тот,
кто отказался от любого другого земного блага, должен искупить себя — тем более.
3.3. Поэтому постановили мудрецы, чтобы человек не отказывался ни от чего,
кроме того, что запрещено Торой, и не изнурял себя ограничениями и клятвами на
разрешенное. Так сказали мудрецы: недостаточно тебе того, что запретила Тора,
что ты запрещаешь себе другие вещи?
3.4. Неправильно поступают, в частности, те, кто постоянно постится. И
запретили Учителя людям изнурять себя постом. И на все это и подобное указывал
царь Шломо, написав: «Не будь слишком большим праведником, и не слишком
мудрствуй. Зачем уходить от мира?» (Танах, Коэлет, гл. 7, ст. 16).
3.5 (2). Во всех своих поступках, без исключения, человек должен стремиться к
одному — приблизиться к Всевышнему. И каждое его действие, и отдых, и разговор
должны соответствовать этой цели. Каким образом? Когда он торгует или трудится
для заработка, пусть не будет в сердце его только мысль о том, как скопит он
деньги. Должен он делать это для того, чтобы обеспечить себя всем необходимым,
что требуется его «физической оболочке» — едой, питьем, домом для жилья,
возможностью создать семью.
3.6. Также, когда он ест и пьет или вступает в интимные отношения, не должен
он думать лишь о том, чтобы получить удовольствие. В противном случае окажется,
что он ест и пьет только сладкое, а женится — только для того, чтобы
удовлетворить физические потребности. Он должен думать о том, что ест и пьет
только для того, чтобы снабдить энергией тело и отдельные его части.
3.7. Поэтому не должен он есть все, что захочется, как собака или осел, но —
только такие продукты, которые полезны ему: как горькие, так и сладкие. И не
должен он есть то, что вредно для тела, даже если это приятно на вкус.
3.8. Например, полнокровному человеку не следует есть мясо и мед и пить вино…
Пусть пьет такой человек настойку цикория, хоть и горькая она. Но зато получится,
что он ест и пьет в лечебных целях, чтобы оздоровить свой организм и остаться
совершенным физически. Ибо человек может жить, лишь питаясь и утоляя жажду.
3.9. И также вступать в интимные отношения должен он для того, чтобы
оздоровить тело и произвести на свет потомство. Поэтому не делают это всякий раз,
когда возникло такое желание. Но — только в тот момент, когда человек знает, что
это «по медицинским показаниям» необходимо ему или — когда он собирается
произвести на свет потомство.
3.10 (3). Тот, чье поведение обусловлено лишь врачебными рекомендациями, ибо
заботит его только собственное телесное здоровье, равно, как и тот, кто хочет
иметь детей, чтобы они выполняли за него работу и трудились, чтобы полнее
удовлетворялись его нужды, выбирает не лучший путь. Всегда следует иметь в виду,
что человеческое тело должно быть здоровым и сильным, чтобы душе было легче
познавать Мудрость Всевышнего. Ведь невозможно изучать и понимать мудрость, если
человек болен или какая-то часть его тела — болит. И если хочет человек иметь
сына, должен он, прежде всего, желать, чтобы стал он мудрецом и принес пользу
своему народу.
3.11. Тот, кто всю свою жизнь ведет себя так — всегда служит Всевышнему. Даже
в момент, когда заключает торговую сделку, даже в минуты интимной близости. Ибо
главная мысль его во всем — забота о физическом состоянии тела, чтобы можно было
полноценно служить Всевышнему.
3.12. И даже в момент сна, если человек засыпает с намерением дать отдых телу
и душе, чтобы не заболеть, не потерять возможность служить Всевышнему — его сон
будет служением Всевышнему. Эту мысль подчеркивали Учителя, говоря: «Да будут
все дела твои посвящены Небесам». Об этом царь Шломо писал в мудрости своей: «На
всех путях твоих познавай Его, и Он выпрямит дороги твои» (Мишлей
— Притчи, гл. 3, ст. 6).