В течение последних десяти лет в
религиозной еврейской общине возникло
множество организаций
В течение последних десяти лет в
религиозной еврейской общине возникло
множество организаций, способствующих
решению социальных и медицинских проблем...
В
НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ ГРАНИЦАХ
Яир Шелег
Религиозные еврейские психологи работали
в негритянской общине одного из городов США.
Однажды пациент сказал им, что его соседей-евреев,
видимо, поразил какой-то непонятный недуг. У
евреев был праздник, рассказывал пациент,
они ходили вокруг синагоги с сухими ветками
в руках и кричали: “Я знаю, я не знаю, откуда
мне знать...”. Психотерапевт, который
принимал этого пациента, был знаком с
еврейским миром и понял, что тот говорит о
празднике Суккот. В своем рассказе он на
свой лад пытался интерпретировать слова “Ана
Гашем ошиа на” (“Пожалуйста, Творец,
спаси нас”), произнесенные с идишистским
акцентом.
Этот анекдотический случай рав, доктор
Мордехай Гальперин, специалист по
медицинским вопросам ѓалахи (еврейского
закона), директор институт медицинско- ѓалахических
исследований им. Доктора Фалька Шлезингера
в Медицинском Центре иерусалимской
больницы Шаарей Цедек, привел, чтобы
подчеркнуть, насколько важно, чтобы
терапевт был знаком с уникальным
культурным миром своих пациентов.
Если пациент — религиозный еврей, это
требует, прежде всего, тщательного
взвешивания методов психотерапии, которые
могут противоречить с еврейским законом
или религиозными нормами общины. Даже если
психотерапевт — тоже религиозный еврей,
добавляет Гальперин, он не должен сам
устанавливать, что разрешено и что
запрещено его пациенту. Ему, скорее, надо
дать
такому пациенту возможность
посоветоваться с раввином.
Чувствительность к уникальным культурным
кодам религиозного человека, который
пришел за психологической помощью... Эта
тема нередко обсуждается в иерусалимской
больнице Шаарей Цедек. И
была, в частности, одной из основных на
двухдневной конференции, которая проходила
здесь весной текущего года. Заметим, кстати,
что конференция посвящалась годовщине
создания израильского отделения
организации “Нефеш”, которая уже
несколько лет существует в США и, объединив
религиозных еврейских психологов и
психиатров, помогает им решить проблемы
душевного здоровья религиозного населения.
По оценке организации “Нефеш”, есть три
круга религиозных психотерапевтов. Первый
— религиозные сионисты. Второй — баалей
тшува —
те, кто родился в нерелигиозных семьях, но
потом избрал еврейский образ жизни, а также
традиционно соблюдающие евреи, которые
приехали из Европы или англосаксонских
стран, где академическое образование
распространено для этой группы населения.
Третий круг —уроженцы Израиля,
принадлежащие религиозной общине и не
получившие академическое образование.
Представители третьей группы, не имеют
официального медицинского образования, но
практикуют в религиозных еврейских общинах
как консультанты или советники по вопросам,
связанным с психическим здоровьем.
Благодаря самообразованию (изучению
специальной литературы), различным курсам и
опыту, они получили весьма основательные
знания.
В отличие от “физиологической” медицины,
психотерапия и психиатрия в гораздо
большей степени зависит от культурных “кодов”,
принятых в среде еврейских религиозных
общин. Недооценка этого фактора может стать
источником конфликта между врачом-психотерапевтом
и пациентом.
Здесь нет мелочей. Важно, как врач
одевается, как он “вписывается” в мир
своего пациента. Важно следить за оборотами
речи. Язык религиозной общины, заведомо
предполагает чрезвычайную деликатность.
Например, психотерапевт не должен
говорить — “нижнее белье” или “исподнее”.
Следует просто сказать — “белье”... Если
психоаналитик не в состоянии понять
основные “коды” своих пациентов, они не
смогут довериться ему и не станут
рассчитывать на его помощь.
Намереваясь работать с религиозными
пациентами, психолог должен научиться
хорошо ориентироваться в их культурных
ценностях. Чтобы, как минимум, не предлагать
им методики, противоречащие еврейским
законам, законам Торы.
И здесь требуются достаточно глубокие
знания. К примеру, один психотерапевт
порекомендовал своему пациенту надевать
ботинок сначала на левую ногу, чтобы эта
маленькая перемена стала воплощением общих
перемен в его жизни. Он даже не подозревал,
что такой совет проблематичен для
религиозного еврея, потому что еврейский
закон ясно указывает, как именно следует
надевать обувь.
Психологу следует иметь в виду, что
религиозные общины в принципе с
подозрением относятся к психологии, считая
ее “философией с определенными
культурными допущениями”.
Религиозный психолог, профессор Стэнли
Шнайдер, который несколько лет назад
основал в Иерусалиме Summit
Institute (Центр
умственного здоровья для нерелигиозной и
религиозной молодежи с проблемами),
добавляет, что общая подозрительность
еврейских религиозных общин к психотерапии
вызвана теориями Фрейда, которого больше,
чем кого-либо другого, связывают с миром
психологии и психотерапии.
“Эта подозрительность основана на
предположении, что позиции Фрейда являются
теоретической основой деятельности всех
психологов”, — говорит он.
Еще один, очень важный момент. Порой
психотерапевты рассчитывают на полную
конфиденциальность в отношениях с
пациентами, не подозревая, что те делятся со
своими раввинами всем, что с ними
происходит. И этот факт в процессе лечения
нельзя не учитывать. Если, скажем, за
помощью к психологу обратился подросток, и
врач обнаружил, что он — в состоянии
глубокой депрессии, рекомендации следует
отправить, прежде всего, не родителям, а
раву общины.
Вообще в работе с религиозными
подростками требуется особая осторожность.
Здесь мало понимать и уважать нормы
религиозного поведения. Нужно еще и
осознавать, какую неоценимую помощь может
оказать в процессе лечения подростков
раввин, который способен дать
специфическую ѓалахическую
консультацию.
Доктор Нафтали Фиш занимается проблемами
наркомании в среде религиозной молодежи. Он
считает, что религиозные подростки
достаточно легко могут стать наркоманами,
ибо их привлекают соблазны светской жизни,
а наркотики представляются им элементами
светской культуры.
Чувствительность религиозной еврейской
общины к психологическим проблемам
становится еще более острой, когда речь
идет о серьезных нарушениях и необходимо
вмешательство психиатра, а то и —
госпитализации. Доктор Шулем отмечает, что
структура религиозной общины имеет
определенные преимущества. Здесь легче на
ранних стадиях распознавать психические
расстройства и депрессии.
Рав Хаим Перкель, основатель организации
“Алей сиах”, которая занимается детьми-аутистами
в религиозной общине, отмечает
необходимость создания особых религиозных
медицинских учреждений. Проблема в том, что
на протяжении многих лет в этой общине не
принято отдавать своих детей в общие
лечебные институты, где религиозный стиль
жизни не соблюдается.
Есть и другая проблема. В религиозной
среде нередко скрывают, что кто-то из членов
семьи страдает серьезными умственными,
особенно — генетическими расстройствами.
Из боязни, что такой факт (если откроется)
помешает вступить в брак их братьям или
сестрам.
Надо сказать, что в последнее время, в
отношении к душевнобольным детям в общинах
произошла подлинная революция. Идет
процесс осознания необходимости
профессионального лечения и организации
собственных институтов.
В течение последних десяти лет в
религиозной еврейской общине возникло
множество организаций, способствующих
решению социальных и медицинских проблем.
Среди них — институты защиты детей, которые
подвергались насилию (для девочек и для
мальчиков); реабилитационный центр,
занимающийся проблемами наркомании в среде
религиозной молодежи; кризисный центр с “горячей
линией” — для религиозных женщин;
организации помощи проблемным детям и т.п.
Это свидетельствует, что помощь
психотерапевтов и психиатров
воспринимается в религиозной среде все
более естественно. Немалую роль в этом
сыграл факт, что большое число
психотерапевтов совершили тшуву, вошли
в религиозную среду и развеяли подозрения,
которые испытывали здесь к представителям
этой профессии.
Из газеты Гаарец
|