Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Тора — не кодекс законов, но — Книга, ориентирующая каждого еврея на жизненном пути в этом мире. Погоня за удовольствиями не приближает человека к Творцу, даже если он технически точно выполняет заповеди, но при этом лишает себя высокой духовности…

ПРОБЛЕМА КАШЕРНОГО ГЕДОНИЗМА

Рав Шмуэль Янкловиц

Осталось ли в мире что-то, на что мы еще не успели поставить печать кашерности?

Очень многие в американской религиозной общине настолько сосредоточены на еврейских законах, что в стремлении выполнять их, забывают об истинных еврейских ценностях.

На первый взгляд, все выглядит вполне благопристойно. Статистические данные свидетельствуют, что религиозная еврейская семья, живущая в США, тратит в среднем от 25 до 35 процентов от своего дохода на мероприятия, связанные с еврейством. При том, что средний заработок такой американской семьи — ниже среднего уровня доходов «светской» еврейской семьи в Америке.

Эта информация отражает общую тенденцию, однако не объясняет, что происходит сегодня в религиозной еврейской общине. Что включает в себя понятие «мероприятия, связанные с еврейством»? Можем ли мы на основании факта, что религиозные семьи имеют меньший доход, заключить, что религиозной части американского еврейства чуждо потребительство, столь характерное для Америки в целом?

Ответы на эти вопросы находим в эссе рава Аарона Лихтенштейна «Глатт-кошерный гедонизм», в котором он выражает обеспокоенность по поводу того, что в современной религиозной среде в Америке широкое распространение получили гедонические ценности, облаченные, по его выражению, в «кашерные и суперкашерные одежды».

В прошлом, как отмечает рав Лихтенштейн, возможности религиозного еврея, если бы он захотел «убить» время, были весьма и весьма ограничены. Кашерных ресторанов почти не было, не было кашерных ночных клубов и прочих увеселительных заведений. В обычные заведения такого рода религиозным евреям ходить — запрещалось.

За последние двадцать лет в США возникла целая индустрия, плодами которой религиозные евреи вполне могут пользоваться. Девиз этой индустрии — «наслаждайся, получай удовольствие!», ведь на всем в ней стоит печать кашерности, а для особо строго соблюдающих — и суперкашерности. Люди получают послание: «все, что есть у неевреев, теперь есть и у нас».

Неевреи любят ездить на Виргинские острова в Карибском море, и мы тоже будем ездить туда же. И т.п. и т.д.

В результате произошло некое смещение ценностей: скрупулезно соблюдая галахические правила (что, безусловно, очень важно), евреи начали забывать о том, что чрезмерное желание наслаждаться материальными благами — противоречит сути еврейских законов. Ведь цель жизни каждого еврея — приблизиться к Творцу, а это означает — наполнить свою, столь короткую жизнь в этом мире высокой духовностью, стремлением к истинным, возвышенным еврейским идеалам, воплощая их в повседневной жизненной практике.

Еврейская традиция никогда не была аскетической. Но теперь появилась реальная опасность подмены еврейских ценностей — погоней за удовольствиями. А это, как отмечает в своей книге «Ховот а-левавот» («Обязанности сердца») рав Бахье Ибн Пакуда (11 век, Испания) способно разрушительно воздействовать на личность.

Инстинкты могут пробудить в человеке жажду обогащения. И тогда неизмеримо возрастает опасность, что он, потакая своим прихотям и желаниям, превратится в раба собственного неуемного стремления к роскоши и высокому положению в обществе. Что, в конце концов, ведет к тому, что такие люди тонут в глубинах бескрайнего моря удовлетворения низменных потребностей, сокрушенные его волнами. Материальный мир притупляет их слух и зрение. И они уже не видят и не слышат ничего, кроме стука собственного очерствевшего сердца, которое постоянно зовет их на поиск новых и новых удовольствий и наслаждений. Этот поиск становится их законом, их религией — уводя от Всевышнего. Сказано, «Зло твое накажет тебя, — говорится в Танахе, в книге пророка Ирмиягу, — и необузданность твоя обличит тебя» (гл. 2 ст. 19).

Галаха (свод еврейских практических законов) дает нам правила поведения во всех жизненных сферах. Однако главная сила в ней — преданность идеалам еврейской духовности. У еврейского образа жизни есть цель, смысл и своя этика. Поэтому выполнение наших практических законов предполагает, что будут соблюдаться ее внутренние ценности. Чрезмерное следование «букве закона» (икар адин), в ущерб его духовной составляющей, ведет к грубому упрощению еврейской традиции и к потере ее сути.

В своем комментарии к недельной главе Кедошим, Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), говоря о такой опасности, называет данное явление — «наваль бе-решут а-Тора», что в сущностном переводе означает, что человек скрупулезно выполняет технические детали заповеди, не вкладывая в это душу, не думая о духовных задачах, реализация которых приближает нас к Творцу. Тогда как именно они, эти задачи, лежат в основе еврейской этики и должны быть ориентиром в жизни каждого еврея и всей еврейской общины в целом.

Настало время восстановить ценности, утерянные американской религиозной общиной. Для этого надо чаще говорить о наших приоритетах и смысле нашего существования в этом мире. И это не только долг раввинов, проводящих беседы с членами общины. Не только обязанность педагогов и воспитателей. Это — обязанность всех родителей, которые собственным поведением должны давать детям пример, как еврею надо использовать свое свободное время. Это — обязанность всех членов общины, которым следует всерьез задуматься, что такое истинно еврейский образ жизни, приложить усилия, чтобы вернуться на правильный путь, и помогать в этом другим евреям.

Раздел «Образование» портала yahoo
Перевод с английского