Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


В общественной дискуссии об исторической (с точки зрения редакции сайта) роли в судьбе так называемого «советского еврейства» событий прошлого и деятельности еврейских активистов в СССР в 50-е – 70-е годы зазвучали «новые нотки».
Предлагаем посетителям сайта прочесть еще два материала объединения КСИВА (см. также размещенный ранее материал того же объединения — «Алия из СССР и поселенческое движение»)…

Письмо первое

СТАРИКИ НА УБОРКЕ ХМЕЛЯ

(Сочтёмся славою, ведь мы свои же люди)

Единица-вздор, единица – ноль.

Один, даже если очень важный,

не подымет простое пятивершковое бревно,

 а тем более, дом пятиэтажный.

Но если в партию сгрудились малые – сдайся враг, замри и ляг.

Партия – рука миллионопалая,

Сжатая в один громящий кулак.

В. В. Маяковский

Сейчас многие говорят о необходимости усиления работы по разъяснению позиции Израиля, его населения и руководства, по существенным проблемам внешней политики. Обычно считают, что это обязанность министерств — иностранных дел и «пропаганды», коих нещадно критикуют за промахи и упущения. Мне же всегда казалось, что и один в поле воин, в некотором несогласии с известным мнением поэта. Силу такого воина несказанно увеличивает Интернет. Пиши знакомым, открывай им глаза на то, что считаешь правдой. Они дальше разошлёт твои соображения, если сочтут убедительными. Это не требует особых затрат ни времени, ни денег. Хотя, разумеется, и успех не больший, чем у отдельной капли в трудном долблении камня. И, тем не менее…

Можно посылать бумаги и в ответственные организации, адресуя их от чиновников и местных министров до премьеров и президентов других стран, включая сюда и ООН. Сила воздействия подобных бумаг увеличивается несказанно, если под бумагой стоит подпись не малоизвестного или попросту никому не известного индивида, но организации, пусть даже и не очень известной и влиятельной. Я задумался об этом ещё раз, когда получил письмо по поводу так называемого «самолётного» дела - уголовного процесса, осуждавшего тех, кто попытался угнать самолёт из Ленинграда сорок лет назад. Цель угонщиков состояла в переезде на жительство в Израиль. Учитывая, что угон не состоялся, никто не пострадал, приговор, включавший расстрел двоих из несостоявшихся угонщиков был особенно суров. Властям вскоре под давлением международных протестов этот приговор пришлось существенно смягчить, убрав смертную казнь.

Итак, я случайно получил письмо в связи с сорокалетием события от одного из участников «самолётного дела» и счёл нужным на него ответить. Ответ привожу ниже. Из-за него меня пригласили выступить на заседании Клуба Сионистских ветеранов 15 июня с.г., посвящённом сорокалетию ареста обвиняемых в угоне самолёта. Ниже привожу текст своего выступления, которое, по моему мнению, идёт шире проблемы юбилея и некоей завышенной оценки происходившего много лет назад. Оно во многом касается того, что общество вправе ждать от организаций ветеранов сегодня, именно организаций, а не отдельных лиц, целый ряд которых нашли своё достойное место в сегодняшней несправедливейшей и лживой информационной войне, ведущейся против Израиля. Ниже привожу примерный текст моего выступления.

«В полученном письме одного из участников «самолётного дела» написано, среди прочего, следующее: событие это, на мой взгляд, может быть приравнено по своему историческому значению к итогам Шестидневной войны или операции «Энтеббе»...

Думаю, что все наши судебные процессы (как над теми, кто принял участие в операции, так и над теми, кто так или иначе был к ней причастен) явились одной из причин развала Союза.

Полагаю, что ваше сравнение несомненно важнейшей операции по угону самолёта с Шестидневной войной или Энтеббе — сильное преувеличение. Конечно, участники «самолётного дела» шли на подвиг, который не остался незамеченным множеством людей в СССР и за его пределами, евреев и не евреев. Но сравнение со знаменитой израильской войной и блестящей контртеррористической операцией неуместно. Да и к развалу СССР привязка не убедительна.

Сравнение несправедливо в первую очередь по отношению к государству Израиль. Не правильней ли было бы считать, что ваше и многих других евреев желание переехать в Израиль объяснялось реальными (или воображаемыми тогда?) качествами этого государства, возникшего в результате огромных усилий, созданного буквально потом и кровью его создателей? Именно их победы показали многим евреям, привыкшим безответно сносить унижения и обиды, что есть иной путь в жизни и иной тип еврея — не галутно-покорного. Разве за то, что вы и ваши друзья оказались здесь не следует в первую очередь поблагодарить Израиль, а уж затем говорить, что это дало Израилю? Это тем более уместно на фоне решительной смены акцентов ветеранами Великой Отечественной войны, которые вдруг стали, если не основателями этого государства, так важнейшей предпосылкой его создания. Большинство из них об этой стране, весьма вероятно, вовсе не думало ни когда принимало определённое участие в победе над нацизмом, ни много после этого. Я говорю "определённое участие", но не решающее просто в силу абсолютной малочисленности евреев в армиях антигитлеровской коалиции.

Уместно было бы спасибо сказать стране, которая дала им, многим уже нетрудоспособным, возможность провести в разумном достатке и с достойной медицинской помощью перестроечный, да и послеперестроечный периоды в СССР и СНГ. Куда там! Звеня орденами и медалями, в значительной части юбилейными (да простят меня считанные реальные герои — не о них речь; у них-то скромности всегда в избытке), сообщество ветеранов доказывает, что это их подвиг открыл дорогу созданию государства Израиль. Скоро выйдет фильм о ветеранах-евреях «Опалённые войной». А чем опалены другие ветераны той же войны? Чем занимались солдаты, офицеры и генералы Армии обороны Израиля все эти неспокойные и чисто военные десятилетия? Оладушки пекли?

Помню, как после Второй Ливанской войны одна журналистка далеко нелестно сопоставляла то, как воевал СССР в годы Великой Отечественной войны с осторожными, подчас неуверенными действиями командования армии Израиля во Второй ливанской. «В СССР всё было для фронта, всё для победы, а здесь!?» — негодовала журналистка. Интересно, согласилась ли бы она положить «для фронта и победы» 20% населения Израиля, как это сделал СССР? Кстати, согласились бы на это и другие граждане? Сильно сомневаюсь.

Ничего, кроме раздражения, это ветеранское «наступление» и ненужный «решительный бой» у истинных создателей этого государства и их потомков, не вызовет. Зачем же «самолётчикам» идти по сходному пути? А намёк на выбор пути виден во фразе того же полученного мною письма: «люди, совершившие подвиг, незаслуженно не удостоены той чести, которой должны быть удостоены». На мой взгляд, не это должно быть предмет юбилейной дискуссии, тем более, что истинные участники битв за Израиль отнюдь не перегружены орденами и медалями. Неплохо, говоря о себе, упомянуть и их.

Но вот что читаешь вместо этого: «Благодаря Победе в 45-м — сегодня, в 2010-м, их внуки и правнуки живут в этой стране. Воспитанные на фронтовых рассказах, сегодня они повторяют подвиги своих дедов, защищая государство Израиль». Или другой пассаж: «Специально в Берлин приедут 400 ветеранов войны со всей Германии, сообщил 07.05.10 председатель европейской секции ВКРЕ Дмитрий Фельдман. «Немецкому народу, всем жителям Германии эти люди приходятся не оккупантами, не нахлебниками, а освободителями. Политика, блоки, пакты, Гитлер-Сталин, союзники... Это все в прошлом. А в настоящем — мир, благополучие и достойная жизнь. И вот за это наши отцы и деды за нас, ныне живущих, заплатили по самому страшному счету», — сказал он. Разумеется, разумные люди в сегодняшней Германии не считают стариков, бежавших от нужды и лихолетья оккупантами. Но считать себя освободителями, приехавшими по праву победителей в 1945 – это ли не хлестаковщина, лишь приехавшим за помощью мешающая.

У нас, физиков, сложилась традиция — юбилеи проводить не в стиле «бойцы вспоминают минувшие дни», а в основном сконцентрироваться на сегодняшнем вкладе и состоянии науки — что мы делаем в этом направлении сейчас. Вот и я задаю более широкий вопрос — что делают сейчас ветеранские организации, именно организации, а не индивиды, в помощь Израиля?

Что делает Всемирный конгресс русскоязычных евреев сейчас, когда Израилю нужна международная разъяснительная поддержка? Но не слышно борцов с украинским антисемитизмом и замалчиванием роли России в победе над нацизмом — организация во главе с российским сенатором Б. Шпигель, с биографией которого советую познакомиться по линии единства семейной еврейской традиции и раннего членства в КПСС. Как-то я уподобил эту организацию знаменитым «Рогам и копытам» из-за несколько странной новоэтнической общности, которую она объединяет — русскоязычные евреи. Это что, те, кто не выучил языка аборигенов? Вижу, что в критическом отношении к ВКРЕ был недалёк от истины. Г-н Шпигель сообщил, что высказался через неделю после перехвата «Флотилии провокации». Я его выступления не читал. Но почему оно появилось через неделю, а не сразу? Уже спустя часы на Интернете была необходимая информация, свидетельствовавшая о бандитизме заметной доли «миротворцев». Да и с учётом заявленной любви г-на Шпигеля, российского сенатора, к Израилю и знания реалий этой страны, об истинном характере происходившего при остановке судна «Флотилии провокации» в зоне морской блокады, объявленной Израилем, можно было заявить ранее, чем через семь часов, не то, что дней, после происшествия.

Кстати, что говорят в данный момент истории Израиля ветераны ВОВ? Почему не критикуют его недругов. На мой вопрос они ответили, что не являются политической организацией. Вот так- то.

Что написали в пользу Израиля, атакованного бандитами, гости Всемирного конгресса русскоязычных журналистов, недавно неделю столовавшиеся в Тель-Авиве? Их было триста, настоящих и будущих «защитников» Израиля. Что-то их голосов не слышно. Не считаю Латынину, Радзиховского и Новодворскую членами «русскоязычной тусовки». Или вот написал книгу проф. Файн. Половина её — философия, которой касаться не хочу — это вопрос личных преференций и мнений. Вторая же половина — «дела давно минувших дней». Читать весьма интересно. Но где тут Израиль, куда профессор стремился столь упорно? Или «оскорблён мой идеал. Тот же член мочу сливает и потомство продлевает»? А ведь израильский период - это примерно сорок лет зрелой жизни автора. Оказывается, just fine (просто хорошо) — только и всего. Петицию против одностороннего отделения он не подписал: «я верю Шарону!». Но ведь тот не был богом.

В начале террористической войны Осло я видел необходимость коллективного выступления в поддержку Израиля и его детей. Видел большие возможности для бывших отказников образовать активную лоббистскую группу. Об этом говорил с покойным Я. Сусленским — «Вы как организация можете влиять на правительство.- помогите стране в борьбе за общественное мнение». Ничего из этих разговоров не вышло. Война со Щаранским и борьба за собственное материальное благополучие, что тоже важно, всё заслонила. А можно ли вообще что-то делать? Несомненно. Можно обращаться к президенту России Медведеву, протестуя против якшания с Хамасом, поставок бандитам зенитных ракет. Вот смогли же Буковский, Илларионов и ещё трое других своим обращением к польскому народу привлечь внимание к нестыковкам в деле расследования гибели президента Качиньского.

Я пошёл на заседание участников попытки угона самолёта, состоявшееся в день их ареста сорок лет спустя. Кое-что мне было интересно, но общий настрой «бойцы вспоминают минувшие дни» вызывал протест. Слишком многого, в чём столь остро нуждается Израиль по линии информационной защиты, эта организация могла бы сделать. Могла, но не сделала. Об этом я и сказал в своём выступлении. Ответ «делай сам» серьёзно не воспринял, ибо самолёта не угонял. Да и вес индивида несопоставим с весом активно работающей организации.

Нельзя жить, на мой взгляд, пусть яркими, но давно прошедшими делами, этакими преданьями старины глубокой. Нельзя жить с головой, повёрнутой назад, в шестидесятые и семидесятые, а то всё становится похоже на наяривание темы Победы в ВОВ, усиливающееся год от года, поскольку нет свершений, да и высоких задач в современном мире. Ситуация в Израиле совершенно иная. Страна с момента образования вынуждена бороться за своё существование буквально ежедневно. Неучастие в этой борьбе общественных организаций репатриантов несправедливо. Не заслужил Израиль у отказников, ветеранов и самолётчиков такого отношения.

 

Мирон Я. Амусья,

профессор физики

Иерусалим

 Письмо второе

Уважаемый Мирон!

Я высоко ценю Ваш еврейский патриотизм и готовность бороться за Израиль. Восхищаюсь Вашей публицистической плодовитостью. Ваши статьи пылают любовью к нашей стране и призваны воспламенить ею читателя.

Нельзя не согласиться с тем, что Израиль «столь остро нуждается» во многом. И (это уже мои слова) важно и нужно приложить больше усилий и действовать более эффективно и победоносно в борьбе за спасение Израиля от полчищ врагов — и снаружи, и внутри.

Но упрекать в пассивности именно «самолётчиков»?

Я никак не могу согласиться с упрёками в адрес ветеранов «самолётного дела». В особенности — с Вашим сравнением этих ветеранов с теми ветеранами ВОВ, которые, (Ваши слова), «звеня орденами и медалями, в значительной части юбилейными»,  получили (благодаря Израилю) «возможность провести в разумном достатке и с достойной медицинской помощью перестроечный, да и послеперестроечный периоды в СССР и СНГ», приехав сюда «уже нетрудоспособными». 

Тем более, что в тех же строках Вами упоминается «организация во главе с российским сенатором Б. Шпигель, с биографией которого» Вы советуете «познакомиться по линии единства семейной еврейской традиции и раннего членства в КПСС».

Заклеймив это ветеранское «наступление» (тех, кто звенит «юбилейными орденами и медалями»), Вы тут же восклицаете: «Зачем же «самолётчикам» идти по сходному пути?».

Ну и параллель!

Вы упрекаете «самолётчиков» в «завышенной оценке происходившего много лет назад».

Я вынужден упрекнуть Вас в заниженной оценке происходившего 40 лет назад.  

Меня удивляет Ваша интерпретация мотивов тех, кто боролся за право на АЛИЮ в Израиль в те далёкие годы: «ваше и многих других евреев желание переехать в Израиль объяснялось реальными (или воображаемыми тогда?) качествами этого государства».

Надо ли это понимать так, что бежали из «низкокачественного» СССР в высококачественный»  Израиль? И ради этого бросали работу, учёбу, семью (которую рисковали никогда не увидеть)? И шли на риск оказаться за решёткой на многие годы? Или даже отправиться на тот свет? А если бы знали, сколько недостатков в «качествах этого государства», то сидели бы и не рыпались? И были бы патриотами СССР?

Я не был участником «самолётного дела». И не был узником Сиона. Но я начал изучать иврит, как только мне удалось раздобыть – нет, не учебник, а МАХЗОР на ЙОМ КИПУР. Это было в 1962 году, когда я был аспирантом в прекрасном научном учреждении ИТЭФ, где всё сулило мне светлое будущее.

Шестидневная война пробудила в евреях всего мира веру в наше национальное светлое будущее. Но нам в СССР по-прежнему не светила свобода выезда.

И те, кто отважно пошли на столь опасное дело, как "самолётчики", пробили одну из первых брешей в стене тюрьмы, занимавшей шестую часть земного шара.

В 1970 я знал иврит достаточно, чтобы слушать «Коль Исраэль» на иврите (его не глушили). Я внимательно следил за событиями, радовался тому, как растёт поддержка борьбы евреев СССР в свободном мире, как евреи всего мира пробуждаются как евреи, объединяясь под лозунгом «Отпусти народ мой!» — воодушевлённые мужеством тех советских евреев, которые заявили громогласно: «мы — евреи, гордимся этим и хотим соединиться со своим народом в Израиле».

И наиболее «громогласно» заявили это «самолётчики»!

Когда в декабре 1970 был отменён смертный приговор Дымшицу и Кузнецову, я понял: наша берёт! Побеждаем!

Я работал в том же ИТЭФе, условия работы там были прекрасные (не такие, к каким привыкли многие в СССР), и у меня не было никаких оснований бросать эту работу ради «материального благополучия». Я бросил работу и начал борьбу за выезд.

Я уверен, что «самолётное дело» внесло очень важный вклад в резкий рост числа евреев, добивавшихся выезда. В создание мощного еврейского национального движения в СССР. В создание мощного еврейского движения в западных странах, которое застало советские власти врасплох. Я помню, с какой нерешительностью они (власти) принимали свои решения в 1971-73, когда я был отказником. И как они сдавались под давлением объединённых еврейских сил — и наших, и западных. (Наглядно проявившийся страх властей дважды спас меня от многолетней тюрьмы, когда меч надо мною уже был занесён).

Я не сомневаюсь, что всё это, начиная с «самолётного дела» — в конечном счёте,  явилось одной из причин развала Союза.

Ваш риторический вопрос «Разве за то, что вы и ваши друзья оказались здесь не следует в первую очередь поблагодарить Израиль, а уж затем говорить, что это дало Израилю?» — мягко говоря, вызывает недоумение. Почему Вы противопоставляете Израиль — таким борцам за общее еврейское дело, как «самолётчики»? Они были на той же стороне баррикад, что и Израиль! И дорого заплатили за свою борьбу.

Сравнивать вклад разных исторических событий нелегко: для этого нужно знать, что было бы, если бы не…

Но я не считаю, что «сравнение несомненно важнейшей операции по угону самолёта с Шестидневной войной или Энтеббе» — недозволенное преувеличение.  

Дай Бог всем, кто любит Израиль и готов за него бороться, столько душевных сил и готовности преодолевать непреодолимые препятствия, как у "самолётчиков" 40 лет назад!

И дай Бог всем нам — не забывать, какой важный вклад внесли они в еврейскую историю!

Дан Рогинский