Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Как расценивает еврейское мировоззрение медицинское вмешательство? Что это: этический императив или — нежелательное, но неизбежное зло?..
ЛЕГИТИМНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА
Арье Марголин
Добро и зло в этом мире, — наставляют наши Учителя, — исходят из одного
Источника. Поэтому болезнь может быть либо наказанием, либо испытанием. Но в
любом случае она ниспослана нам Всевышним.
Данное объяснение закономерно порождает вопрос о легитимности медицинского
вмешательства. Ведь врач, получается, нарушает естественный порядок вещей и
«принуждает» пациента уповать на медицину, вместо того, чтобы надеяться на
Творца и обращаться к нему с просьбой об исцелении.
С другой стороны, в Торе есть заповеди, предписывающие каждому человеку беречь
свою жизнь и оказывать ближнему необходимую помощь, в том числе — и медицинскую.
Что же предлагает еврейская этика?
Попробуем разобраться в проблеме, исследуя позиции наших Учителей — Рамбама
(великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного Кодекса еврейских
законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) и Рамбана (Рабейну Моше бен Нахман
— Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль,
конец 12-го – начало 13-го вв.), которые были известными врачами своего времени.
Изложенные ими идеи, являясь основой принятия галахических решений, могут
послужить фундаментом для современного обсуждения этой серьезной темы.
Речь, прежде всего, пойдет о статусе медицинского вмешательства — в контексте
еврейской традиции.
Тора рассматривает вопрос о правомерности медицинского вмешательства с двух
точек зрения. С одной стороны, о пострадавшем в результате насилия сказано, что
«ударивший его... полностью вылечит его» (Шемот, гл. 21, ст. 11). То есть — тот,
кто нанес другому человеку увечье, должен полностью компенсировать все расходы
на лечение.
С этой точки зрения врачебная помощь — полностью легитимна.
С другой стороны, в Торе дается немало примеров, когда болезнь проходила либо в
результате раскаяния и непосредственного обращения больного к Творцу, либо после
вмешательства пророка. В обоих случаях исцеление происходило без медицинского
вмешательства. И в Торе написано: «Я — Всевышний, целитель твой» (Шемот, гл. 15,
ст. 26).
До наших дней все галахические дискуссии о правомочности медицинского
вмешательства проходят в рамках одного из этих подходов, первый из которых был в
полной мере развит уже в сочинениях Рамбама, а второй, соответственно — в
комментариях Рамбана. Попытаемся же вычленить предпосылки каждого из этих
подходов и сравнить практические выводы, которые сделаны на основе каждого из
них.
Рамбам придавал огромное значение изучению законов природы. Эти законы, —
говорил он, — гарантируют стабильность Вселенной, не позволяя ей вернуться в
состояние первоначального хаоса. Дарование Торы, среди прочего, имело целью
установить пределы возможного, дабы человек сохранил полную свободу воли. Ибо
люди не могут свободно жить в мире, где нельзя предсказать последствия тех или
иных действий из-за неожиданных изменений в естественном порядке вещей. В такой
ситуации было бы невозможно сказать, что «все действия человека, вне всякого
сомнения, зависят от его свободной воли... Поскольку все заповеди и
предостережения Торы касаются лишь тех поступков, которые человек может
совершить или не совершить по собственному выбору» (Рамбам. «Путеводитель
колеблющихся», гл. 3:32).
Существование свободы воли, — писал Рамбам во введении к своему комментарию к
трактату Мишны Пиркей Авот («Наставления Отцов»), — ограничивает проявление
«чудес» нарушающих законы природы. «Всевышний не меняет природу человека
посредством чудес... — отмечает он. — Именно на этом принципе основываются
заповеди и предостережения, награда и наказание».
Абсолютная свобода воли, которой обладает человек, — продолжает Рамбам, —
гарантируется, в том числе, постоянством законов природы, которое позволяет
человеку планировать и рассчитывать свои действия. Способность человека поступать
абсолютно свободно и по своей воле не требует изменения естественного порядка
вещей или человеческой природы. «Фундаментальный принцип Учения Моше состоит в
том, — подчеркивает он в «Путеводителе колеблющихся» (гл. 3), — что человек по
своей природе, воле и выбору обладает способностью совершить любое действие без
непосредственного божественного вмешательства».
По Рамбаму, абсолютная свобода выбора — одна из фундаментальных идей, лежащих в
основе всей еврейской системы ценностей.
В Кодексе законов Мишне Тора (раздел «Законы раскаяния», гл. 5) читаем: «Человек
обладает свободой воли. Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником — ему
это дано; пожелает пойти по пути зла и быть грешником — у него есть и такая
возможность... Этот принцип имеет основополагающее значение для всей Торы и всех
заповедей».
И еще: «Если бы человек был несвободен в своих поступках, тогда все заповеди и
все предостережения Торы не имели бы смысла, поскольку выбор не зависел бы от
человека... Однако истина заключается в том, что человек, вне сомнения, сам
выбирает свой путь, и если он хочет сделать что-то, он делает это, а если не
хочет, то не делает, безо всякого насилия и принуждения» (указанное выше
введение к его комментарию на Пиркей Авот).
И там же Рамбам разъясняет истинный смысл фразы из Талмуда — «Все в руках Небес,
кроме страха перед Небесами» (трактат Берахот, лист 33).
Ошибочно полагать, — пишет он, — что, к примеру, женитьба на конкретной женщине
или решение оставить у себя украденные деньги — предопределение Небес. Ибо,
когда человек берет в жены женщину по еврейскому закону, этот союз позволяет ему
выполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь». Но выполнение заповеди — не
предопределено Творцом. Если же он взял себе жену вопреки закону, тогда его
действия квалифицируются как нарушение заповеди. И мы понимаем, что Всевышний не
может предначертать невыполнение заповеди.
Иными словами, все действия человек совершает по собственной воле. И все
заповеди и предостережения Торы касаются только поступков, которые человек может
совершить или не совершить. Говоря, что «все в руках Небес...», Учителя прошлых
поколений подразумевают лишь естественные условия, неподвластные человеку.
Система заповедей, — говорит Рамбам, — осуществима лишь в мире неизменных
законов природы. Только так человеку гарантирована свобода воли. Более того, в
этих законах проявляется Воля Творца.
«Знай, — пишет он в «Путеводителе колеблющихся (гл. 2), — что в том, что
касается причин… нет никакой разницы между естественными причинами и
случайностями... И даже в тех случаях, когда причиной послужила воля живого
существа, то все это можно отнести к Всевышнему. В пророческих книгах нередко
говорится, что эти действия совершены Творцом или — по Его велению».
То есть предсказания пророков могут осуществляться и без прямого вмешательства
Творца, но — посредством естественных законов природы.
Из приведенных текстов очевидно, что Рамбам придает изучению законов природы не
только научное значение. Это, — подчеркивает он, — и изучение Воли Всевышнего,
позволяющее человеку «приблизиться» к Нему.
«Пока ты занят изучением математики и логики, — пишет он в «Путеводителе
колеблющихся» (гл. 3), — ты как бы ходишь вокруг дворца. Познав физику, ты
входишь в зал. Когда же ты освоишь основы естественных законов и займешься
постижением духовного наследия, можешь считать, что попал во внутренние покои
царя».
Итак, изучение законов природы — важный шаг в постижении Истины. Отсюда следует,
что оказание помощи ближнему на основе того багажа, который приобретает человек,
изучая естественные науки, не противоречит, согласно Рамбаму, еврейской
традиции.
Соответственно, человек, обращающийся за помощью к врачу, не нарушает еврейские
законы. Напротив, «поступая так, — пишет Рамбам в своих комментариях к трактату
Песахим, — человек выражает благодарность тому, кто создал исцеляющие
лекарства».
Рамбан жил на поколение позже Рамбама и изучил его работы.
Как мы уже говорили, Рамбам писал, что чудеса, нарушающие естественный порядок
случаются крайне редко, ибо в мире постоянных чудес, регулярно нарушающих и
отменяющих законы природы, человек не мог бы действовать свободно. А в этом
случае «все заповеди и все предостережения Торы не имели бы смысла».
Иную грань Истины, исследуя этот вопрос, открыл Рамбан.
Реализация всех благословений (обещанная Торой в случае, если сыны Израиля будут
соблюдать заповеди Всевышнего), — писал он в своих комментариях к Торе (Ваикра,
гл. 26) — ни что иное, как чудеса. Поскольку, к примеру, обильные дожди (в
нужное для хорошего урожая время) или победа в войне с врагами, как следствие
соблюдения законов Торы — не заложены в естественном порядке вещей.
То же самое можно сказать и о болезнях. Ибо подлинные причины их возникновения
лежат вне естественного порядка вещей.
Непосредственное обращение человека к Творцу, — подчеркивает Рамбан, — может
изменить естественный порядок. Так человек способен достичь желаемой перемены в
жизни.
Отсюда — и отношение Рамбана к медицине и галахическому статусу лечащего врача.
В Талмуде (трактат Берахот) Учителя, анализируя слова Торы — «ударивший его...
полностью вылечит его» (Шемот, гл. 21, ст. 11), приходят к выводу, что «врачу
дано разрешение лечить».
Разрешение лечить, о котором говорится в Талмуде, — пишет Рамбан, —
подразумевает, что врач не может отказывать в медицинской помощи пациенту, у
которого не хватает веры, чтобы обратиться с просьбой об исцелении к Творцу. В
идеале, заболев, еврей, должен обращаться не к врачу, но — к Всевышнему.
«Люди привыкли лечиться лекарствами, — пишет он в комментариях на книгу Торы
Ваикра (к главе 26). — Но это неправильно. Человек заболевает в наказание за
свое поведение, и может излечиться по Воле Творца… Исследуя данную фразу, наши
Учителя не говорят, что любой человек может лечиться у врача. И врач не должен
отказываться лечить его.
Тот, кто пострадал от насилия, получает компенсацию за лечение, поскольку, когда
речь идет об ущербах, Тора не рассчитывает на чудеса. В этом и заключается смысл
высказывания Учителей «врачу дано разрешение лечить».
Согласно Рамбану, во времена пророков евреи отказывались от конвенциональной
медицины. Заболевая, праведники обращались не к врачам, но — к пророкам.
В Мишне упоминается «Книга лекарств», которую запретил и спрятал царь Хизкиягу
(6 век до н.э.). И Учителя отнесли этот поступок — к его заслугам.
Рамбам объясняет это тем, что царь Хизкиягу считал, что в книге перечислялись
опасные вещества, которые можно было использовать для приготовления ядов.
Рамбам, конечно же, знал, что этот поступок имел и другое толкование: Хизкиягу
распорядился спрятать «Книгу лекарств», потому что убедился, что люди лечились
по приведенным в ней рецептам, вместо того, чтобы вести себя, как подобает в
подобной ситуации, т.е. — каяться и молиться. Однако пришел к выводу, что
предложенное им понимание текста Мишны для установления галахи (практического
закона) — следует считать основным.
И далее Рамбам приводит пример.
Если голодный человек находит хлеб и ест его, тем самым, избавляясь от мук
голода, скажем ли мы, что этот человек утратил веру в Творца?
Так же, как я благодарю Всевышнего за то, что Он создал разные виды пищи,
которые утоляют голод, укрепляют и поддерживают меня, я благодарю Его за то, что
он создал разные лекарства, избавляющие от моих болезней.
Рамбан же, открывая в вопросе выбора пути исцеления от недугов иную грань
Истины, отмечал в своей книге Торат а-Адам, что Учителя, говоря о «праве
лечить», подразумевали разрешение выполнить заповедь. Поскольку спасение жизни —
заповедь.
B своей книге Торат а-Адам Рамбан неоднократно возвращается к этой теме.
Если сделана ошибка в лечении болезни, — отмечает он, — и выбранное лекарство
убило больного (а всякая ошибка врача подобна яду), не следует беспокоиться —
ведь больной выполнял предписания врача, а врач получил дозволение лечить Свыше,
и лечение — заповедь, данная ему (врачу) Всевышним.
Развивая такую концепцию «разрешения выполнить заповедь», Рамбан ссылается на
Талмуд (трактат Бава Мециа, лист 118), где обсуждается вопрос о компенсации за
ущерб, причиненный общественному имуществу. Здесь в частности сказано, что
каждому разрешено зажигать ханукальные свечи в общественном владении, и если в
результате таких действий человека был нанесен ущерб общественному имуществу,
этот человек освобождается от уплаты компенсации.
Поскольку в случае с ханукальными свечами в общественном владении виновник
нанесенного ущерба платить не должен, — заключает Рамбан, — значит, и в других
ситуациях, когда ущерб причинен разрешенными действиями, виновник ущерба
ответственности за это не несет. Ведь в Талмуде описанные конкретные случаи —
это модель, позволяющая делать обобщенные выводы.
Открывая различные грани Истины, и Рамбам и Рамбан, не говорят, что обращение к
медикам противоречит еврейскому мировоззрению и еврейской традиции. И оба
допускают использование доступных на конкретном этапе развитии медицины средств
и методов лечения…
Перевод Евгения и Марины Левиных