Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Еврейский календарь — великолепное решение проблемы подсчета времени. Однако он, конечно же, сложнее того календаря, по которому принято исчислять время в западном мире…
ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Ларри Файн
Когда древний человек осознал необходимость подсчета времени, перед ним раскрылись несколько возможностей. Солнечный цикл показался самым очевидным. Солнце ежедневно всходит и заходит, поэтому день, видимо, следует определять по солнцу. Но как фиксировать более длительные периоды?
Как случилось, что все человечество приняло семидневную неделю, хотя семидневный цикл не имеет в природе аналогов? Нет в природе такого цикла, который мог бы дать человеку идею «создать» семидневную неделю, сделав ее единицей времени. Почему в неделе не пять дней? Или, скажем — не десять? Ответ можно найти только в Торе, где сказано, что Всевышний создавал мир в течение шести дней и на седьмой день отдыхал. Эта информация из Торы, которая оказала влияние на все человечество, и стала источником исчисления времени по неделям.
Месяц и год
Циклы человеческой жизни определялись сезонами — по солнцу. У человека возникла необходимость измерять время более длинными периодами — месяцами и годами. Исчисление времени по годам требовалось не только для того, чтобы отслеживать время, но и для лучшей ориентации в природных изменениях, что, безусловно, было связано с земледелием. Отсчет времени по месяцам был важен, чтобы не пропускать праздники.
Сегодня в западном мире для определения продолжительности года принято использовать цикл движения земли вокруг солнца. Затем этот цикл делят на двенадцать почти равных единиц, получивших название — «месяцы». Лунный цикл в таком календаре полностью игнорируется.
Цикл вращения земли вокруг солнца — 365.24 дня, а год обычно составляет 365 дней (если он не високосный). Поэтому месяц составляет 30.4 дней (1/12 годового цикла). В солнечном календаре — семь месяцев по 31 дню, четыре месяца по 30 дней и в еще одном месяце, в феврале, может быть либо 28, либо 29 дней (когда год — високосный).
Некоторые цивилизации использовали для отсчета времени лунный цикл. Поскольку полный оборот луны вокруг земли (лунный цикл) составляет 29.5 дней, то лунный месяц может быть либо 29, либо 30 дней. Как известно, мусульманский календарь имеет 12 месяцев, поэтому длительность года по мусульманскому календарю составляет 29.5 х 12 = 354 дня, что на 11 дней короче солнечного года. Это ведет к тому, что мусульманские праздники каждый солнечный год передвигаются на 11 дней назад. Если в один год праздник падает на весну, то через пять лет он будет выпадать на зиму (в данном случае отсчитывается 55 дней назад), а еще через несколько лет — на осень.
Еврейский способ отсчета времени
Евреям удалось решить проблему соединения солнечного и лунного циклов. Но как?
Прежде всего, надо отметить, что сделать это евреям повелел Всевышний в Его Торе, указав, что праздник Песах они должны отмечать весной. Выполнение этой задачи означало, что евреи не подходил мусульманский календарь, праздники в котором в течение года сдвигаются. Более того, в Торе сказано, что празднование Песаха падает на 15-е число лунного месяца Нисана. И этим определено, что евреям следует вести отсчет дней и лет по луне.
Решение состояло в том, что еврейский календарь учитывает оба, солнечный и лунный циклы. Солнечный цикл важен для определения сроков сельскохозяйственных работ, а по лунному — определяются праздники.
Еврейский календарь зависим от фаз луны. Каждый месяц начинается с появлением молодого месяца. Когда евреи жили Эрец Исраэль, начало каждого нового месяца определялось простым наблюдением за луной. Когда люди видели появление новой луны, они передавали эту информацию в Санѓедрин (Верховный Суд). Получив два свидетельства о появлении новой луны, Санѓедрин объявлял о наступлении нового месяца (см. на сайте, к примеру, ответ «Зачем вне Израиля празднуют 2-й день?»).
Еврейский год
В еврейском календаре 12 месяцев. В високосном году последний месяц года, Адар — удваивается. Когда это случается, то первый месяц Адар называется «Адар-алеф», а второй — «Адар-бет». В еврейском календаре високосный год добавляет к обычному году 30 дней.
Еврейский календарь — «гибок». Он может длиться 353, 354, 355, 383, 384 или 385 дней. Это и показано в помещенной ниже таблице:
Классификация лет в еврейском календаре |
|||
Неполный год |
Обычный год |
Полный год |
|
Обычный год |
353 |
354 |
355 |
Високосный год |
383 |
384 |
385 |
Три типа лет
Разная продолжительность года продиктовала необходимость дать названия типам лет. Это — Хасер, Кесидра и Шалем.
Хасер — это год, продолжительность которого либо 353, либо 383 дня. В таком году месяц Кислев имеет всего 29 дней. Слово хасер переводится с иврита как — «недостающий» или «неполный». Для краткого обозначения года Хасер используется ивритская буква хет.
Ивритское слово кесидра обозначает годы, продолжительностью в 354 или 384 дня. Продолжительность месяцев в таком году не меняется. Термин кесидра означает — «регулярный», «нормальный» или «обычный». Для краткого обозначения «обычного» года используется ивритская буква каф.
Шалем — это год, продолжительностью в 355 или 385 дней. В году Шалем к месяцу Хешван добавляется один день. Слово шалем означает — «полный». Для краткого обозначения полного года используется ивритская буква шин.
Еврейский год |
|||
Название месяца |
Количество дней в неполном году |
Количество дней в обычном году |
Количество дней в полном году |
Тишрей |
30 |
30 |
30 |
Хешван |
29 |
29 |
30 |
Кислев |
29 |
30 |
30 |
Тевет |
29 |
29 |
29 |
Шват |
30 |
30 |
30 |
Адар алеф* |
30 |
30 |
30 |
Адар бет * |
29 |
29 |
29 |
Нисан |
30 |
30 |
30 |
Ияр |
29 |
29 |
29 |
Сиван |
30 |
30 |
30 |
Таммуз |
29 |
29 |
29 |
Ав |
30 |
30 |
30 |
Элуль |
29 |
29 |
29 |
Всего: |
353 или 383 |
354 или 384 |
355 или 385 |
*
Примечание: Для високосного года месяц Адар-алеф идет сразу после месяца Шват, он продолжается 30 дней. За ним сразу следует месяц Адар-бет, имеющий продолжительность 29 дней. В невисокосный год Адар имеет продолжительность 29 дней.
Дни в месяце |
|||
1. Тишрей | 30 | 7. Нисан | 30 |
2. Хешван | 29* | 8. Ияр | 29 |
3. Кислев | 30** | 9. Сиван | 30 |
4. Тевет | 29 | 10.Таммуз | 29 |
5. Шват | 30 | 11. Ав | 30 |
6. Адар | 29*** | 12. Элуль | 29 |
Примечания:
Девятнадцатилетний цикл
Еврейский календарь имеет 19-летний цикл. Это — 12 лет, каждый год из которых состоит из 12 лунных месяцев, плюс семь лет, в течение которых каждый год состоит из 13-ти лунных месяцев. Всего в цикле — 235 лунных месяцев (12х12 + 7х13).
Этот 19-летний цикл носит название — Махзор катан, что означает «малый цикл». В те времена, когда существовал Санѓедрин, его члены по каждому конкретному году принимали решение — будет ли он високосным (на иврите — шана меуберет, что в дословном переводе означает — «беременный год»). В постоянном календаре было определено, что високосными всегда будут третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы цикла (то есть эти годы будут состоять из 13-ти месяцев).
Каждые 19 лет календарная «схема» повторяется. И каждый такой цикл из 19 лет может длиться 6.938, либо 6.939, 6.940, 6.941, либо 6.942 дня. Ни один из следующих друг за другом циклов не должен начинаться в тот же день недели, потому что ни одно из этих чисел (количество дней в 19-летнем цикле) не делится без остатка на 7.
Полезно знать, високосные годы никогда не следуют один за другим. Точно так же «обычный» год не сменяет «обычный», полный не предшествует полному, а неполный — неполному. Но после года в 354 дня всегда идет год в 355 дней.
Количество дней в месяцах
Хотя год начинается с Тишрея, отсчет месяцев идет с Нисана. Количество дней в месяце варьируется между 30 и 29 днями. Это видно в таблице:
Нисан 30 | Ияр 29 | Сиван 30 | Таммуз 29 |
Ав 30 | Элуль 29 | Тишрей 30 | Хешван 29 |
Кислев 30 | Тевет 29 | Шват 30 | Адар 29 |
В високосный год 30-дневный месяц Адар добавляется сразу после месяца Шват. В високосном году в Адаре-алеф — 30 дней, а в Адаре-бет — 29 дней. В не високосном году в Адаре — 29 дней. До перехода на «современный» еврейский календарь (в отличие от календаря, устанавливаемого по свидетельским показаниям) месяц мог длиться либо 29 либо 30 дней — в зависимости от свидетельских показаний. Однако после того, как люди стали пользоваться календарем (а не системой оповещения — см. на сайте ответ «Зачем вне Израиля празднуют 2-й день?»), только два месяца в году могут менять свою продолжительность: Хешван может стать 30-дневным, а Кислев — потерять один день и стать 29-дневным. Остальные месяцы (кроме Адара, как мы только что видели) имеют строго определенное количество дней.
Такая гибкость в продолжительности этих двух месяцев установлена для того, чтобы Йом Кипур никогда не совпадал с пятницей или воскресеньем.
Ведь запреты на совершение всех видов работ (на иврите - мелахот) для шаббата и Йом Кипура - одинаковы. Поэтому, если Йом Кипур совпадет с пятницей или воскресеньем, получится, что полный запрет на все виды работ будет действовать два дня подряд. А это противоречит сути шаббата(субботнего дня), установленного в память о том, что Всевышний после шести дней, в которые Он в процессе Сотворения Мира совершал определенные, так сказать, "действия", эту "деятельность" - прекратил. Всевышнего в процессе. То есть шаббат - такой день недели, когда мы не совершаем никакой работы (указанных в Торе категорий), хотя до наступления шаббата (или после него) мы не только можем, но даже должны совершать те или иные работы. - Прим. ред. сайта evrey.com).
Дальнейшее деление времени
В мире принято делить сутки на 24 равные части (часы). В каждом часе — 60 минут, а в каждой минуте — 60 секунд. Поэтому каждый час абсолютно равен любому другому часу. Дневное время в летний период может быть длиннее ночного, а зимой — наоборот.
Еврейский календарь устроен иначе. В нем день тоже длится 24 часа, но часы — не равны. Они подразделяются на две группы: дневные и ночные. День всегда длится 12 часов, такова же продолжительность ночи. И получается, что в длинный летний день час может длиться 72 минуты, в то время, как зимой час может составлять только 48 минут.
Деление дня на часы в еврейском календаре бывает двух видов: шаот зманийот («временные часы») и шаот шавот («постоянные часы»). Шаот зманийот составляют 1/12 светового дня (от восхода до захода солнца) и 1/12 ночи. Шаот Шавот — 1/24 часть суток.
Часы делятся на хелеки, каждый из которых — 1/1080 часа. Иногда выделяются минута (на иврите — дака), 1/60 часа, хелек, равный 1/18 минуты (т.е. 1 хелек равен 31/3 секунды) и регаим (1/76 хелека, что равно 44 миллисекундам). Шаот шавот и их производные используются для астрономических и календарных расчетов.
Еврейский журнал