Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Главная задача человека в нашем мире — раскрывать проявление Воли Всевышнего, заглядывая за «фасад» повседневности. Как и чем это достигается?..
МОГУ ЛИ Я ИЗМЕНИТЬ МИР?
Сара-Йохевед Риглер
Девятнадцать лет назад, когда еще и месяца не прошло с момента моего переезда в Израиль, я ехала в автобусе по главной улице Иерусалима, Яффо. На красный свет светофора автобус остановился, и я посмотрела в окно. И увидела — немолодая полная женщина медленно поднималась в гору, неся в каждой руке по нескольку больших пакетов. На тротуаре перед ней с протянутой рукой сидел нищий. Пожилая дама остановилась, один за другим опустила на землю пакеты, выудила из недр своей сумочки кошелек, и подала нищему монету. В этот момент загорелся зеленый свет, и мы проехали мимо.
На прошлой неделе я второпях выбежала из дома, опаздывая на встречу. Нагруженная пакетами, я зашагала к своей машине, припаркованной в Еврейском квартале, в пяти минутах ходьбы от моего дома. Недалеко от парковки мне встретилась нищенка, просящая подаяние. За неделю до этого я уже давала ей деньги, однако в тот момент я спешила, и руки у меня были заняты. Пробегая мимо женщины, я бросила ей: «На этот раз не могу. Простите...».
Отдалившись от нищенки на пять-шесть шагов, я вдруг вспомнила ту пожилую даму на Яффо. Она была явно старше и полнее меня, и ноша ее была тяжелее… Уж если она справилась с собой, чтобы дать нищему деньги, я тем более смогу сделать это. Я вернулась, подошла к просящей подаяние женщине, опустила пакеты, достала кошелек, и протянула ей шекель. Она улыбнулась и осыпала меня словами благодарности.
Трехмерные действия
Последствия любого поступка распространяются на три измерения. Во-первых, каждый поступок влияет на того, кто его осуществил. Это можно представить в виде точки, появившейся на чистом листе бумаги. Во-вторых, этот поступок воздействует на человека или людей, которых он непосредственно касается, превращая точку в линию или квадрат. В-третьих, тот же поступок влияет на тех, кто при этом присутствовал, а в конечном итоге — на все общество. В этот момент квадрат обретает объем и становится кубом.
Например, если субъект А крадет деньги у субъекта Б, А оказывает влияние на собственную личность — присущий ему уровень честности и целостности снижается. Он также влияет на Б, который лишается не только какой-то суммы денег, но и доверия к окружающим. Кроме того, поступок А имеет последствия для тех, кто наблюдал момент кражи или слышал об этом: теперь к известному списку негативных человеческих проявлений добавляется воровство. Чем чаще человек слышит о воровстве, тем скорее «возможное» поведение становится «нормой».
В сущности, это третье измерение охватывает не только непосредственных свидетелей происшествия, но и общество в целом. В 1950-1960-е годы в Америке в магазинах не ставили электронные системы для защиты от краж. Пластиковых датчиков, которые прикрепляют сегодня ко всем товарам, продающимся в магазине, в то время просто не было. Люди могли расплатиться за покупки чеком, и никто при этом не требовал удостоверение личность. Что же за эти годы произошло?
Американцы начали воровать. С каждой отдельной кражей общественный «стандарт честности» в США становился все ниже. То, что некогда считалось исключением из правил, постепенно превратилось в правило. Именно таким образом дурной поступок, совершаемый отдельным индивидуумом, оказывает медленное, но верное воздействие на общество в целом.
В еврейском мировоззрении оценка человеческих поступков укладывается в два понятия — Кидуш а-Шем (те действия, которые подтверждают участие Всевышнего в делах мира сего) и Хилул а-Шем (действия, которые отдаляют Присутствие Всевышнего в этом мире).
Каждый раз, когда человек демонстрирует честность, доброту, способность сопереживать и жертвовать собой, он тем самым подтверждает присутствие Воли Творца в мире. В дословном переводе кидуш а-Шем — «освящение Имени Всевышнего». Это понятие чаще всего используется, когда речь идет о великих деяниях — еврей, к примеру, решил умереть, но не отрекаться от Творца. Однако оно применимо и к другим, даже самым, казалось бы, незначительным поступкам, раскрывающим участие Всевышнего человеческих делах.
Пожилая женщина, подавая нищему деньги на Яффо, совершила кидуш а-Шем. Она дала цедаку (пожертвование), несмотря на то, что в тот момент для нее это было связано с определенными неудобствами. Вслед за ней и я, вспомнив о ее поступке спустя много лет, предпочла милосердие собственному сиюминутному комфорту. Это она заставила меня переосмыслить ответ на вопрос: «На что я готова решиться, чтобы помочь ближнему?». Поскольку Милосердие — одно из основных качеств Творца, то, чем больше добрых дел совершает общество, полнее оно раскрывает Его Присутствие в мире.
И, наоборот, когда человек демонстрирует подлость, жестокость, жадность, малодушие или эгоистичность, он скрывает Присутствие Творца в мире. Слово «хилул» в переводе с иврита означает — «пустое место». Дурные поступки в той или иной степени лишают мир Присутствия Всевышнего.
Каждый поступок подобен камню, брошенному в безбрежный водоем: круги от него расходятся все дальше и дальше, в вечность. Девятнадцать лет назад пожилая дама остановилась на Яффо и опустила на землю пакеты, чтобы подать нищему милостыню. Она понятия не имела, что кто-то за ней наблюдает. Но я точно знаю, что она внесла в мир положительные изменения. Девятнадцать лет спустя, вдохновленная ее примером, я не поленилась вернуться назад, опустить на землю свои пакеты и дать нищенке монету. Не знаю, наблюдал ли за мной кто-нибудь…
Царский пир
Раскрытие и сокрытие Воли Всевышнего в мире достаточно ярко иллюстрирует история Пурима (см. на сайте материалы, посвященные этому празднику).
Пурим обычно ассоциируется в нашем сознании с основными участниками событий того времени: Эстер, Мордехай, Ахашверош и Аман. Однако истребление, угрожавшее тогда еврейскому народу, как подчеркивают наши Учителя, было спровоцировано «рядовыми» евреями, совершившими хилул а-Шем.
Мегилат Эстер (Книга Эстер в Танахе) начинается с описания великолепного пира, устроенного Ахашверошем для своих подданных. На этот пир пришли и еврейские жители царства. Указ Амана об истреблении евреев, скрепленный царской печатью, — говорят Учителя, — стал следствием решения евреев посетить пир.
Талмуд сообщает, что царь Ахашверош праздновал семидесятую годовщину со дня изгнания евреев из Иудеи. Так как пророк Иермиягу предсказал, что вавилонское изгнание продлится семьдесят лет (с момента разрушения Первого Храма, а не с момента начала самого изгнания), Ахашверош пришел к заведомо ошибочному выводу, что теперь победа над евреями может считаться полной и окончательной. Во время праздничного пира еду подавали в священных храмовых сосудах, а сам царь вышел к своим подданным в одеждах Первосвященника.
Еврейским гражданам подавали кошерную еду, — отмечают Учителя. — Ни один закон Торы не был нарушен во время пира. Но почему же тогда тот самый указ об уничтожении евреев был наказанием за их присутствие на пиршестве?
Потому что сам факт посещения евреями пира, устроенного царем Ахашверошем, расценивается как хилул а-Шем. Ведь Храм и хранившиеся в нем сосуды предназначались для того, чтобы духовно возвысить обыденные аспекты человеческого существования. Пир, на котором использовалась храмовая утварь, произвел обратный эффект: употребление священных сосудов, обладавших высочайшей концентрацией духовности, в мирских целях, неизмеримо снизило ее духовный уровень. Евреям следовало отреагировать на варварский поступок Ахашвероша и его приспешников скорбью. И уж, конечно же — прекратить любые контакты с теми, кто это сделал. Однако их желание посетить пир во дворце царя оказалось сильнее верности Творцу. Присутствуя на пиршестве, евреи, быть может, и не желая того, как бы приняли мировоззрение Ахашвероша, в котором не было места Всевышнему.
Поступки, которые еврейская традиция определяет, как хилуль а-Шем, — наставляет Талмуд, — имеют особую природу, а потому их очень трудно исправить и искупить.
Последствия поведения евреев Персии оказались столь глобальными, что ликвидировать их можно было лишь при участии Творца.
В самом деле. Если бросить в водоем камень, по воде пойдут круги. Кто из людей способен остановить это движение?
Как приблизиться к Творцу
Свиток Эстер – единственная книга Танаха, в которой ни разу не упоминается Имя Всевышнего. В те времена, сразу же после разрушения Первого Храма, — разъясняют Учителя, — Творец фундаментальным образом изменил «качество» Своей связи с нашим миром. Местом «обитания» Его Шехины был Храм, где Он являл Свою Волю. Когда Храм был разрушен, Всевышний в каком-то смысле «отдалился» от людей. В сущности, Воля Творца определила и историю Пурима. Однако она в тот исторический момент была скрыта. Реализация Воли Творца воспринималась как «совпадение», «удача» или «невезение». То есть все события как будто бы имели свое «естественное развитие».
«Скрытость» — основная характеристика пребывания Творца в нашем мире. Со времен Пурима и до наших дней главная задача человека — раскрыть проявление Воли Всевышнего, заглянув за «фасад» повседневности. И этого мы можем достичь делами кидуш а-Шем — каждый день, проявляя щедрость, честность и другие положительные качества, помогаю окружающим, мы раскрываем присутствие Творца в мире, реализуем Его Волю и приближаемся к Нему.
Всякий раз, делая выбор в пользу подлости, мелочности или лжи, мы «отталкиваем» от себя Творца, и делаем Его присутствие в мире менее ощутимым. Это провоцирует хилул а-Шем. Мы создаем такую вселенную, в которой Всевышнего как будто бы и нет вовсе — ни для нас, ни для других людей.
В любой момент жизни мы способны раскрывать Присутствие Всевышнего — определяя, в чем заключается Его Воля и подражая Ему. Чтобы двигаться к цели, осознавая, что во всем, что происходит с нами и окружает нас, непременно участвует Творец, не надо быть знаменитым или великим человеком. Для этого надо научиться обуздывать свои негативные наклонности и развивать ростки хорошего, заложенные Всевышним в каждого из нас. Нужно заботиться об окружающих, иногда — даже в ущерб собственному удобству.
Такое отношение к людям и продемонстрировала мне пожилая женщина, не поленившаяся опустить на землю свою ношу, чтобы дать пожертвование неимущему...
Материал сайта международной еврейской религиозной организации Эш а-Тора
aish.com
Перевод с английского