Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


К РАЗМЫШЛЕНИЮ | Не оставь нас в старости нашей…

Почему человечество ненавидит евреев и как нам на это реагировать?..

ДУХОВНЫЕ КОРНИ АНТИСЕМИТИЗМА

Сара-Йохевед Риглер

Эскалация анти-еврейских настроений сегодня — одна из наиболее часто обсуждаемых в мире тем. Статьи об этом публикуют, к примеру, такие непохожие друг на друга издания, как Ю.Эс. Ньюз энд Уорлд Репорт, Тиккун, Комментарии, Форин Полиси и т.д. Недавний опрос общественного мнения, продемонстрировал, что 59 процентов европейцев считают, что Израиль — основная угроза мировой стабильности. Это встревожило и рядовых граждан разных стран и экспертов в области социологии и психологии, заставив их в очередной раз задуматься над причинами существования «самой древней в истории человечества ненависти».

Антисемитизм, по своей сути — чрезвычайно парадоксальное явление. За что же ненавидят евреев?

1. За то, что они якобы — «ленивы», и принадлежат к «низшей расе, — отмечали участники семинара. «Почему — евреи». — И одновременно за то, что они прибрали к рукам мировую экономику и постепенно завладевают мировой политической ареной.

2. Евреям вменяют в вину их капиталистическую, эксплуататорскую природу, а также — социалистическое и даже коммунистическое прошлое.

3. Евреев осуждают за их менталитет «избранного народа», а также — за раболепие и комплекс неполноценности.

К перечисленным «пунктам обвинения» можно добавить еще один, связанный с событиями новейшей истории: в течение двух тысячелетий евреев презирали за то, что у них не было собственной родины. Теперь же их презирают за то, что родина у них есть.

В своей внушительной статье, опубликованной в свое время в журнале Комментари, Натан Шаранский прослеживает все метаморфозы, которые претерпел антисемитизм со времен Римской империи до наших дней. Согласно его теории, главная причина возникновения феномена антисемитизма — неприятие евреями нравов, религии и морали тех народов, среди которых им доводилось жить. В качестве доказательства он цитирует римского историка Тацита: «Все те вещи, которые мы чтим как священные и неприкосновенные, для евреев не имеют никакого значения. С другой стороны, они приветствуют все, что в нашем обществе считается — безнравственным… Они относятся ко всем народам с такой ненавистью, которая достойна разве что злейших врагов. Они не только не заключают браков с людьми, не принадлежащими к их племени, но даже никогда не предлагают им поесть… Они ввели обычай обрезания для того, чтобы наглядно продемонстрировать свое отличие от всех других наций… Они считают преступлением убийство любого новорожденного».

Ну а что же происходило с евреями, которые целиком и полностью перенимали образ жизни и этику окружавших их народов?

В сущности, немецкая еврейская община вплоть до начала Холокоста считалась одной из самых «акклиматизировавшихся» еврейских общин в мире (за исключением, разумеется, современной американской еврейской общины). До вступления в силу Нюрнбергских законов, запретивших совместное проживание евреев и арийцев, количество браков между этими двумя народами составляло 42 процента. Кроме того, количество обратившихся в христианскую веру евреев, в числе которых — всемирно известный поэт Генрих Гейне, не менее известные композиторы Феликс Мендельсон и Густав Малер, было также непомерно высоким. Тем не менее, это не помешало нацистам сжигать труды Гейне и отправлять сотни тысяч его потомков в газовые камеры.

Причины ненависти к тем евреям, которые «переходили на сторону» других народов Натан Шаранский объясняет так: «Еврея считали выходцем из такой расы, ценности и мораль которой были запрограммированы глубоко в его сознании. Уподобление другому народу, сопровождавшееся или не сопровождавшееся принятием доминирующей веры, могло всего лишь замаскировать этот коренной недостаток, но — не изжить его полностью».

Проблема же — гораздо глубже, чем говорит об этом господин Шаранский.

Что именно намертво «запрограммировано в еврейском сознании», заставляя антисемитов изгонять евреев из своего общества даже в том случае, если они выглядят, одеваются и ведут себя точно так же, как неевреи? Что представляет собой эта «коренная» сущность, которую не в силах разрушить, отвергнуть и стереть даже обращение в другую веру? У иудаизма на этот вопрос — один ответ: «еврейская душа».

 

МЕХАНИКА ДУШИ

Еврейская душа, представляющая собой частицу всеобщей души еврейского народа — вечна и неизменна. Если человеческому существу дарована еврейская душа — при рождении от еврейской матери или же в результате гиюра (перехода в еврейство) — отказаться от нее так же невозможно, как и от ДНК. Дело в том, что души людей между собой — не схожи. Еврейская душа, как и душа представителя любого другого народа, имеет свои отличительные, только ей присущие качества. Это — способность к сопереживанию, альтруизм и стыд (источник еврейского чувства вины, кстати). В Талмуде сказано: если вам встретится еврей, не умеющий сострадать другим людям, вы имеете полное право поставить под сомнение наличие у него еврейской души.

Одно из свойств еврейской души — ее неспособность соединиться с любым другим видом душ. Вот почему брак с представителем другой национальности влечет за собой, по сути дела, отречение от собственной глубинной сущности. Брак — это не только союз тел и сердец, но и — слияние душ. Еврейская душа не может вступить в союз в любой другой душой, так же как атом гелия не образует связей с атомами других элементов. Причем происходит это не потому, что гелий «замкнут, высокомерен и несговорчив», и не потому, что он «хуже атомов других газообразных веществ». Но — просто потому, что одно из основных его качеств — химическая инертность.

 

ЗАВЕТ

Слияние с другим народом представляет собой отказ от еврейской сущности и заимствование чужих привычек и ценностей — будь то католических или коммунистических, протестантских или просветительских. В Торе сказано, что Творец предназначил евреям быть «нацией, обитающей в одиночестве и отличающейся от всех других» (Бамидбар, гл. 23, ст. 9).

Евреям предназначено служить «светом для других народов» (Танах, книга пророка Ишайи, гл. 42). Свет никогда не смешивается с теми предметами, которые освещает. Высшее призвание евреев заключается в том, как говорится в Торе, чтобы стать «царством священников и народом святым» (Шемот, гл.19, ст. 6). И нет у нас права отказаться от этой миссии, ибо она возложена на нас самим Всевышним и увековечена в условиях Союза, заключенного между Ним и народом Израиля.

Завет, принятый еврейским народом на горе Синай (где присутствовали все еврейские души всех времен), содержит следующие положения:

Всевышний, со Своей стороны, обещал, что:

— еврейский народ никогда не прекратит свое существование и полностью никогда не откажется от еврейского народа, как написано: «…и Я не разрушу Союз и помнить буду всегда, для чего вывел вас из рабства египетского…(Ваикра, гл. 26, ст. 44-45).

— сыны Израиля унаследуют Эрец Исраэль (Берешит, гл. 12, ст. 7 и гл. 15, ст. 18).

Еврейский народ, со своей стороны, обязался хранить верность Всевышнему и соблюдать заветы дарованной Им Торы (Шемот, гл. 24, ст. 7-8).

В отличие от большинства соглашений, этот договор — неизменен. Даже если Израиль отступится от своего слова, Всевышний, в праотцев и праматерей наших, никогда не аннулирует Союз, заключенный с народом Израиля.

В своей недавно опубликованной книге под названием «Новый антисемитизм» писательница-феминистка Филис Чеслер пишет:

«Меня убивает коварное и умышленное молчание прогрессивных деятелей и ученых всего мира по поводу антисемитизма и терроризма. Я называю это — «молчанием», чтобы не высказаться слишком жестко. На самом-то деле речь идет о том, что западные интеллектуалы предали евреев, причем некоторые из них сами — выходцы из этого народа. Они, возможно, так же, как я, не хотят отказываться от всего остального мира даже для того, чтобы сохранить свою еврейскую религиозную и культурную самобытность. В конце концов, кто по доброй воле согласится пришить на грудь желтую шестиконечную звезду?».

Госпожа Чеслер осознает наличие миссии, возложенной на наш народ Заветом Творца. Вслед за приведенным здесь высказыванием она называет еврейский народ — «вечным посредником между двумя мирами, глашатаем Всевышнего». Тем не менее, отвращение, которое она испытывает к «желтой шестиконечной звезде», и увлечение «остальным миром» воплощает в себе те силы, которые на протяжении всей истории человечества вовлекали евреев в черную дыру смешения с другими народами. И вернуться из этой дыры — невозможно.

Поскольку имитация образа жизни других народов противоречит тому, что уготовано Всевышним для еврейского народа, что же Он может предпринять, чтобы сохранить наш народ на вечные времена?

Краеугольный камень еврейского монотеизма — вера, что все исходит от Творца, единственного Источника жизни. В то же время в области морали Он дал человеческим существам свободу выбора. Возможно, человек не способен руководить своим будущим, но у него всегда есть возможность выбирать между добром и злом, правильным и неправильным. Итак, что же произойдет, если все представители какого-нибудь поколения еврейского народа решат полностью ассимилироваться в чуждом для них мире?

Вот тут-то и вступает в силу закон антисемитизма. Антисемитизм — это своеобразный защитный механизм, дарованный нам Свыше. Цели которого совпадают с задачей родителей ребенка, больного диабетом — они намеренно, чтобы ребенку не стало хуже, прячут от него конфеты и печенье. Еврей, который жил в 15 веке в Испании, в 20-м — в Германии, или в 21-м — в Америке, может всей душой хотеть раствориться в «среде обитания». Но на его пути встает непреодолимая преграда — антисемитизм, мощная чугунная дверь, отрезающая ему доступ к остальному миру и заставляющая его вести обособленное существование. Попытка объяснить происхождение антисемитизма изолированностью и кастовостью евреев, из чего следует, что слияние с окружающими народами — единственное лекарство от антисемитизма, не более чем искажение правды. Смешение с другими народами — не моет стать средством борьбы с антисемитизмом. Скорее, антисемитизм представляет собой дарованное нам Свыше противоядие, излечивающее желанию раствориться в чуждой среде.

 

ИСПАНСКАЯ ИНКВИЗИЦИЯ

Изгнание евреев из Испании в 1492 году — яркий пример действия такого противоядия. Через пять веков политического и экономического процветания испанские евреи внезапно были высланы из Испанского Королевства, что до начала Холокоста считалось величайшей катастрофой в истории еврейского народа. «Несчастье, поразившее самую благополучную, утонченную и стабильную часть еврейской нации, — пишет раввин Берел Уэйн, — ввергло все остальные еврейские общины мира в глубокое уныние».

Общепринятая версия изгнания такова: год от года росла неприязнь католиков к евреям, пока не превратилась в лютую ненависть, вынудившую короля Фердинанда и королеву Изабеллу в апреле 1492 года издать вердикт, согласно которому евреям предложили выбрать один из трех вариантов: обратиться в христианство, покинуть страну или быть сожженными заживо. Так началась эпоха инквизиции.

Однако это — лишь одна из версий. На самом же деле в 1391 году, то есть за целое столетие до высылки евреев из страны, в Испании поднялась настоящая волна насилия, направленного против еврейской диаспоры. Для того, чтобы спасти собственную жизнь и жизнь своих родных, многие представители диаспоры, включая и некоторых ее лидеров, перешли в католическую веру. «В конце концов, кто по доброй воле, — как пишет Чеслер, — согласится пришить на грудь желтую шестиконечную звезду?». В течение следующих пятидесяти лет более половины испанских евреев стали католиками, если не по сути, то — по форме. Ибо многие из них тайно продолжали придерживаться еврейской традиции.

«Угрозам в сочетании с обещаниями интеграции в испанское общество было действительно чрезвычайно сложно противиться, — пишет о периоде до изгнания историк Морис Кригель. — Члены еврейской интеллектуальной элиты, весьма безразличные к внешним проявлениям религиозности, могли таким образом оправдать свое крещение…В результате, к середине 15 века число новообращенных евреев-христиан превысило число тех, кто продолжал исповедовать иудаизм, несмотря на жестокие гонения и постоянный соблазн отказаться от борьбы и купить себе безопасность ценой перехода в христианство».

Как инквизиция, так и изгнание были призваны решить проблему тех членов еврейской общины, которые стремились слиться с местным, испанским населением, проблему обращенцев, которых подозревали в тайном совершении обрядов, соответствовавших их прежней вере. По информации, представленной в книге «Истории евреев» Пола Джонсона, все 700 человек (по другим сведениям их было 2 тысячи), сожженные испанской инквизицией между 1481 и 1489 годами, были именно такими «обращенцами». По словам Джонсона, «мараны, таким образом, пользовались даже меньшей популярностью, чем евреи, открыто соблюдающие еврейские законы, так как они, образно выражаясь, отбирали хлеб у местных торговцев и ремесленников, и представляли собой серьезную экономическую угрозу для испанского общества. Более того, испанцы были склонны подозревать маранов в тайном следовании религии своих предков, что делало их в глазах остального населения лицемерами и диверсантами».

Цель высылки евреев из Испании заключалась в том, чтобы избавить «обращенцев» от влияния верных традиции своего народа евреев. Приведем еще одну цитату из Кригеля: «Они (испанские инквизиторы) считали, что до тех пор, пока в Испании существует влиятельная еврейская диаспора, любые попытки инквизиции выявить и наказать тайно практикующих иудаизм христиан не будут иметь должного успеха». Таким образом, «обращенцы» стали той последней каплей, которая переполнила чашу терпения испанских католиков, и привела к изгнанию евреев из Испании.

С одной стороны, изгнание с корнем вырвало испанскую еврейскую общину из земли, к которой они успели привыкнуть, и принесло несчастья тысячам семей. С другой стороны, в духовном и этническом смысле, именно оно и спасло испанское (сефардийское) еврейство от ассимиляции. В 1492 году из 200 тысяч «правоверных» испанских евреев 150 тысяч предпочти покинуть страну. Именно им было суждено основать новые общины в Северной Африке, Турции, Голландии и Палестине. Эти общины со временем стали процветающими, самобытными и активными центрами еврейской культуры. К примеру, загадочная община города Цфат целиком состояла из потомков испанских евреев-изгнанников. Неизвестно, что произошло бы с этими евреями, если бы они остались в Испании.

Разумеется, не берусь утверждать, что все несчастья и горести, выпавшие на долю евреев в течение двухтысячелетней истории гонений — следствие их попыток прижиться в чужом обществе. Человек не всегда способен понять, какие именно из его духовных недостатков становятся причиной его страданий. Талмуд, к примеру, недвусмысленно сообщает, что разрушение Второго Храма и последовавшее за ним изгнание евреев из Земли Обетованной, считающееся главной трагедией народа Израиля, стало следствием кощунственной ненависти евреев друг к другу. Это и сегодня — предупреждение для нас, евреев, живущих в современном мире.

Предположение, согласно которому Всевышний создает антисемитизм, чтобы обеспечить целостность еврейского народа, не освобождает ненавистников от ответственности за то зло, которое они вершат на земле. Антисемиты, как и другие люди, имеют право свободного выбора между добром и злом, и обязаны отвечать за сделанный ими выбор. Тем не менее, Мидраш отмечает, что «у Творца — много медведей и львов». Под их шкурами не обязательно должны скрываться арабские террористы-смертники. Это могут быть и европейские лидеры, ученые, писатели, рядовые граждане…

 

СВЕТ ВО ТЬМЕ

Недавно я вместе с сыном поздним вечером прогуливалась по еврейской части Иерусалима. Ночь разогнала большинство туристов по отелям. Мы направлялись домой, и наш путь пролегал мимо маленького магазинчика. Наше внимание привлек рекламный постер, на котором была надпись: «Трехмерное искусство». На краю тротуара мы заметили небольшой столик с прислоненной к деревянному ящичку картиной, изображающей Иерусалим. Ящичек излучал специальный флуоресцентный свет — белая краска на картине блестела в темноте, создавая эффект трехмерного пространства.

— Как это у вас получается? — спросил сын молодого художника.

Завязался разговор, и тот рассказал, что приехал в Израиль два месяца назад, из Южной Африки. Я поняла, что ему очень хотелось продать картину, но у нас не было с собой денег, а местная молодежь, расположившаяся за столиками у магазина, искусством явно не интересовалась.

Я открыла рот, чтобы сказать молодому человеку, что лучше продавать картины днем, когда вокруг полным-полно туристов. Но осеклась… Ведь эти картины потеряют свою изюминку, если демонстрировать их при солнечном свете. Их необычность видна только ночью, во тьме.

Антисемитизм и есть — окружающая нас тьма. Когда мы видим плакаты с лозунгом «Смерть евреям!», которые несут мирные американские демонстранты, когда читаем в Нью-Йорк Ревью оф Букс высказывание всеми уважаемого ученого, утверждающего, что Израиль не имеет права на существование, нами овладевает страх. Госпожа Чеслер дает в своей книге очень точное определение — «на нас открылся сезон кровавой охоты. Я поняла это осенью 2000 года, когда узнала, что двух израильских резервистов линчевали в Рамалле… Именно тогда я с отчетливой ясностью осознала, что история антисемитизма вошла в свой новый виток. Как глупо было с моей стороны думать, что мы наконец-то в безопасности».

Еврейская душа, как и картины иерусалимского художника из Южной Африки, покрыта защитным слоем краски, светящейся в темноте. И тьма для нас — не проклятие, но — испытание на прочность и верность, возможность засиять во всем своем величии и неповторимости. Раввин Лейб Келеман, цитируя высказывания из эссе ныне ушедшего в мир иной раввина Йерухама Левовица, однажды произнес: «Жизнь — подобна танцу во тьме. Только тьма способна выявить все те возвышенные качества, которыми обладает душа человека. А в чем же тогда состоит предназначение света? Свет существует для того, чтобы мы могли увидеть звезды, по которым нам предстоит ориентироваться в нашем нелегком и долгом путешествии. Однако истинные испытания души начинаются, когда гаснут огни».

Евреи не должны страшиться яда, ненависти и клеветы, не должны бояться гонителей. Популярность не входит в число еврейских добродетелей. А вот верность Завету, заключенному когда-то со Всевышним — входит…
 

Материал сайта международной еврейской религиозной организации Эша-Тора

aish.com

Сара-Йохевед Риглер,

Корреспондент многих периодических изданий,

В том числе — «Джуиш Уимен Спик»,

«Чикен Суп фор зе Джуиш Соул» и «Хэвен он Ерс»

Живет в Иерусалиме, в Старом городе