Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


У многих жителей Ташкента есть родственники в Израиле

У многих жителей Ташкента есть родственники в Израиле. Однако демонстраций солидарности с израильтянами здесь не бывает. Зато на улицах еврейских районов — много полицейских, защищающих население от происков исламских фундаменталистов...

 

УЗБЕКСКИЕ ЕВРЕИ: ОГРАНИЧЕНИЯ В ОБМЕН НА БЕЗОПАСНОСТЬ

Майкл Джордан

Ташкент, Узбекистан

Здесь, в Узбекистане, большинство населения которого составляют мусульмане, евреям не приходится видеть столь популярные на Западе демонстрации в поддержку палестинцев или Ирака, с плакатами и лозунгами, сравнивающими израильскую военную политику с методами нацистов, а Ариэля Шарона или Джорджа Буша – с Адольфом Гитлером.

Но в то же время, несмотря на то, что создается впечатление, будто бы каждый второй житель узбекской столицы имеет в Земле обетованной близких родственников, никто из постоянных посетителей еврейского Центра имени Ѓилеля в Ташкенте не снимает со стен своего клуба израильские флаги, чтобы, размахивая ими, маршировать по главной площади города в знак солидарности с израильскими евреями...

Почему не бывает здесь митингов в поддержку Израиля?

Мой вопрос вызывает скептические улыбки.

— Мы не успели бы и добраться до площади, — говорит 20-летний Евгений Шавзис, — как оказались бы сначала — в полицейском участке, потом — в тюрьме либо в сумасшедшем доме. Не обратили внимание, что через каждые сто метров стоит постовой?..

— Здесь запрещают и плохое и хорошее, — добавляет Борис Недосеков, директор Ташкентского еврейского Центра.

Способ правления узбекского президента Ислама Каримова местные жители называют “мягкой диктатурой”. Когда международные аналитики обвиняют Вашингтон в том, что на алтарь войны с международным террором в жертву принесены демократия и права человека, то как пример, чаще всего, они приводят Узбекистан. Год назад Узбекистан впустил на свою территорию американский военный контингент, разместившийся вдоль южной границы — с Афганистаном.

Каримов пресекает любые проявления демократии, заставляя забыть о самом понятии “свобода слова”. Узбекская полиция вездесуща и безжалостна. Согласно оценкам международных организаций по защите прав человека, в узбекских тюрьмах находится сейчас около 7 тысяч политзаключенных.

Однако это не вызывает эмоций у местной еврейской общины, насчитывающей, по разным данным, от 10 до 45 тысяч человек. Евреи, живущие вдоль отрезка древнего Шелкового Пути, связывающего Ташкент, Самарканд и Бухару (сегодня это крупная автомагистраль, на которой через каждые 100 километров установлены полицейские контрольные пункты — для выявления террористов и угонщиков автомобилей) благодарны Каримову за то, что его жесткое правление не позволяет исламским фундаменталистам поднять голову.

В великолепной древней синагоге Бухары 65-летний раввин Аарон Сейянов прерывает занятия Торой, чтобы выразить поддержку режиму Каримова.

— Нам здесь нечего бояться, — говорит он. — Никакой враг не проникнет во врата Узбекистана...

Однако подъема исламского фундаментализма избежать здесь не удалось. Его распространению способствует обнищание народа. Бедность бросается в глаза. Окна домов без стекол, развороченные дороги и тротуары, детишки в грязной и рваной одежде, пожилые люди, выстраивающиеся в длинные очереди, чтобы получить бесплатную еду (помогает Америка).

В стране процветает коррупция. Самые популярные места работы — государственная автоинспекция и налоговая полиция, где, по словам местных жителей, можно брать взятки, исчисляемые астрономическими цифрами.

Будучи не в состоянии противостоять бедности и коррупции, некоторые узбеки с головой уходят в исламское движение, находя в нем утешение и поддержку. Именно на него правительство возлагает вину за взрывы, прогремевшие в Ташкенте в феврале 1999 года, в результате которых погибло 16 человек, а так же за нарушение порядка в соседних Таджикистане и Киргизстане.

В 2000 году Государственный департамент США причислил Исламское движение Узбекистана к террористическим организациям, имеющим связи с Осамой бин Ладеном и Аль-Каидой. Сегодня, по данным Департамента, узбекская террористическая группировка ослаблена — многие ее члены погибли в Афганистане, воюя на стороне движения Талибан.

Израильские дипломаты тоже предпочитают существующее положение его возможной “альтернативе”.

— Легко рассуждать о демократии и правах человека, сидя в кафе Балтимора, Копенгагена или Иерусалима, — говорит еврейский дипломат, сотрудник израильского представительства в Ташкенте. — Но если вы поедете в деревню и увидите там семьи, которым нечем кормить детей, вы поймете, что демократия — это роскошь, которую они не могут себе позволить. Если бы в этой стране было введено демократическое правление, не прошло бы и полугода, как Саудовская Аравия и Иран начали бы строить здесь свои мечети и медресе (школы, где обучают основам ислама).

Живя при режиме Каримова, евреи чувствуют себя в безопасности. Они утверждают, что Каримов относится к ним гораздо лучше, чем бывшие советские руководители республики. Во времена СССР евреи страдали от официального антисемитизма. Узбекские евреи рассказывают, что в 1998 году Каримов побывал в Израиле с официальным визитом, и теперь публично поздравляет еврейскую общину Узбекистана с каждым еврейским праздником.

Лидеры узбекского еврейства, собравшись в ветхом, не отапливаемом офисе общины в Самарканде, перечисляют положительные стороны жизни евреев в этой стране.

Мы теперь живем на равных с остальных народностями Узбекистана, — говорит Яаков Габай. — Открыто посещаем синагоги, молимся, без опаски делаем обрезание своим детям. Кто раньше мог подумать, что такое возможно?.. Наверное, я иначе относился бы к происходящему, если бы родился в США. Но я родился в Советском Союзе и сегодня чувствую себя гораздо свободнее, чем при социализме.

Однако свобода вероисповедания — одно, а свобода создания различных объединений — совсем другое.

Государство одобрило и зарегистрировало несколько еврейских культурных центров, но не все.

— Согласно узбекскому закону о религиях, необходимо, чтобы религиозная деноминация имела отделения не менее чем в восьми узбекских районах, — говорит раввин Аба Давид Гуревич, — в каждом из которых должно быть, как минимум, 100 членов. Узбекские евреи в основном сосредоточены в Ташкенте, Самарканде и Бухаре. В других городах и областях проживают лишь небольшие группы евреев, которых недостаточно для того, чтобы иудаизм был официально признан властями... Думаю, что от этого страдает имидж страны, и намереваюсь поговорить об этом с президентом. Если Узбекистан — демократическая страна, в ней должен быть собственный раввинатский совет...

Наблюдатели утверждают, что ограничения на создание религиозных организаций необходимы для того, 27чтобы страну было удобнее контролировать. Кроме того, подобная политика может быть направлена на упрочение превосходства ислама, духовные лидеры которого поддерживаются государством.

Таким образом, правительство и народ заключили в Узбекистане подобие компромисса, согласно которому власти с помощью ограничения гражданских свобод пресекают рост экстремизма. Узбекские евреи заявляют, что будут и в дальнейшем добровольно поддерживать этот компромисс. По их словам, демократия придет в страну постепенно, в процессе “осторожного”, как здесь говорят, развития.

Сейчас гораздо важнее стабильность, нежели демократия, — говорит Лев Гульден, представитель Еврейского Агентства в Бухаре. — Если развязать народу руки и устроить здесь демократию, неизвестно, кто окажется во главе правительства. Может статься, к власти придут и фундаменталисты...

 

JTA — Всемирное еврейское агентство новостей