Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Иногда я воображаю, что работаю телефонистом в отеле, и моя
обязанность — будить евреев, которые крепко спят в своих номерах, с головой
укрывшись одеялами…
ПИСЬМО БРАТУ
Давид Харрис
…
Представляю такую картинку: я настойчиво звоню по телефону, они — не снимают трубку. Наконец первый раунд выигран: трубку сняли. Но для того лишь, чтобы прекратить звонки. Выиграю ли я второй раунд — удастся ли мне привлечь их внимание, убедить выйти из мира грез и посмотреть, что происходит вокруг?..По правде сказать, 90-е годы 20-го века можно считать комфортным десятилетием, которое усыпило многих евреев. Если не считать единичные тяжкие моменты, это время был периодом необычайного подъема для Америки, Израиля, и для всего мирового еврейства.
Вырос американский международный престиж. И не только благодаря распаду Советской империи, но и благодаря проведенной США успешной военной кампании по изгнанию Ирака из Кувейта.
Демократия распространилась на страны Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки, ряд стран Азии и Африки. Лишь Ближний Восток остался непроницаемым для нарастающей демократической революции.
С распадом Советского Союза упал и железный занавес. Это лишило Египет, Сирию и другие страны третьего мира возможности продолжать политические игры, сталкивая в своих интересах супердержавы. Кроме того, террористические группировки Ближнего Востока, активно использовавшие страны Варшавского договора для поддержки и размещения тренировочных баз, лишились прибежища. Возродилась жизнь еврейских общин, которая до того систематически подавлялась коммунистическим режимом.
Израиль в 90-х годах стал свидетелем еще более эктраординарных перемен.
Война в Персидском заливе лишила Ирак, мечтавший уничтожить Израиль, стратегического арсенала. По крайней мере, временно.
Израильское общество заметно оживилось с приездом миллиона евреев из бывшего Советского Союза. Массовая алия вызвала большой подъем и воодушевление в сионистском движении. Израильская наука, инженерия, медицина и искусство получили новый импульс. И действительно,
мировой бум высоких технологий 90-х годов вывел Израиль в число ведущих стран, расширяющих горизонты науки.И вдруг мы стали свидетелями подписания договора Осло. Многие отнеслись к нему скептически, но большинство надеялось, что это — прорыв, который наконец-то разрешит израильско-арабские проблемы.
Осло положило начало ошеломляющим новостям
.В 1994 году подписан договор с Иорданией, подтвердивший де-факто мирные отношения, которые уже существовали между двумя странами.
На Ближнем Востоке и в Северной Америке провели экономические конференции, которые собрали за круглым столом бизнесменов Израиля, арабских и других стран. Здесь говорили о том, как использовать экономическую заинтересованность сторон для того, чтобы сделать мирный процесс реальным.
Несколько арабских стран, а именно Оман, Катар, Марокко и Тунис установили формальные отношения с Израилем. Мавритания пошла дальше, объявив об установлении с еврейской страной дипломатических отношений. Впрочем, некоторые арабские лидеры предпочли контакты с израильской стороной не афишировать.
Индия, Китай, Япония, Южная Корея, вновь созданные демократические страны Центральной и Восточной Европы и огромное число других государств вскоре установили с Израилем дипломатические отношения. Израиль чрезвычайно вырос в общественном сознании, но на самом деле был слишком мал, чтобы всем оказывать внимание.
В то время процветало и американское еврейство.
Некоторые еврейские лидеры заговорили даже о том, что антисемитизм остался где-то в отдаленных районах Айдахо и Монтаны и что дискуссии об антисемитизме — не более, чем уловка еврейских организаций, чтобы собрать побольше средств.
В то же время, некоторые израильские лидеры заявили американским евреям, что больше не нуждаются в их помощи и предложили заняться внутренними проблемами, с которыми сталкивается американское еврейство. Например — обратить внимание на ассимиляцию, которая грозит исчезновением.
Влияние, которое оказывали американские евреи на политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь страны, достигло новых вершин. Исчезли какие бы то ни было дискриминационные препятствия, и евреи вскоре оказались на ключевых позициях иерархической лестницы наиболее важных секторов американской жизни. Это явление достигло кульминации, когда Джозефа Либермана объявили кандидатом на пост вице-президента от Демократической партии (2000-й год). Либерман, открыто декларирующий, что соблюдает еврейские традиции, гордый своим происхождением еврей, внесен в список кандидатов...
Не могу не думать о разной реакции разных поколений на такое событие.
Если бы были живы мои дедушки и бабушки (классические демократы времен Рузвельта), они, уверен, голосовали бы за Буша и Чейни. Почему? Потому что, по их мнению, если бы ситуация в стране ухудшилась, во всех бедах обвинили бы евреев.
Американские евреи моего поколения были явно воодушевлены.
Мои дети не понимали нашей эйфории — “Подумаешь, большое дело! Евреи и так занимают высокие посты. Почему бы их не включать и в списки кандидатов на пост вице-президента...”.
В самом деле, число евреев, назначенных на высокие посты при администрации Клинтона, включая тех двоих, кто занял вакансии в Верховном Суде, было реальным доказательством нашего успеха.
В течение прошлого благословенного десятилетия, политики искали связи с еврейскими общинами, поднимая и подтверждая наше чувство уверенности и осознания нашего особого места в Америке. Мы знали, что в решении принципиальных вопросов, касающихся Ближнего Востока, мы можем положиться на наших друзей в Конгрессе.
Даже широко рекламируемая цифра — 52% смешанных браков для многих была определенным доказательством успеха американских евреев. Ведь это свидетельствовало, что многие неевреи видели в нас желанных партнеров для брака.
Неформальный опрос, проведенный в Вестчестерском округе, показал, что евреи, вступая в смешанный брак, уже не стремились взять нееврейскую фамилию. У них не было ни малейшего опасения, что еврейская фамилия может создать определенные жизненные трудности для их детей.
В прошлом десятилетии в Вашингтоне был открыт мемориальный музей Катастрофы. А исторические сведения о ней во многих странах и в нескольких американских штатах — включены в курс обучения.
Катастрофа, казалось, была навеки начертана на совести человечества — как пример, до какого предела может дойти человеческое зло.
Подводя итог, можно сказать, что 90-е годы 20-го века сыграли особую роль в еврейской истории. Мы стали народом со своей страной, которая заявила о себе как полноправный член мирового сообщества. Голос нашего еврейского государства был хорошо слышен в общем хоре голосов. Мы стали народом, который, за редкими исключениями, на равных с представителями других народов пользовался гражданскими правами и возможностями во всех странах.
На рубеже веков мы испытывали самые приятные ощущения. Но 2000-й схватил нас за горло...
Достижения 90-х, конечно же, не исчезли. Просто мы получили напоминание, что жизнь еврея всегда непроста, что прогресс не всегда идет по прямой, как мы успели уверовать в период этого золотого десятилетия.
Некоторые евреи довольно быстро и правильно поняли это напоминание. Но многие другие предпочитали не замечать изменения к худшему.
Те, кто действительно поддерживал Израиль, не зависимо от того, к какому политическому лагерю (правому или левому) они себя относили, были ошеломлены переменами в международном положении Израиля, которые произошли после сентября 2000-го года.
Несмотря на то, что находившиеся тогда у власти левое израильское правительство было готово перешагнуть красную линию, которую оно само и установило — только бы достичь исторического мира с палестинцами — Израиль оказался мишенью для расчетливого палестинского террора. Пытаясь защитить себя, как сделало бы любое другое правительство в подобных условиях, Израиль вдруг обнаружил, что международное сообщество измеряет его “поведение” по другим “правилам”.
Эхуда Барака (в 2000-м году — премьер-министра Израиля) весьма
поощряли за его далеко идущие “мирные инициативы”, но — резко одернули за и без этого хилые усилия обуздать террор.Дошло до того, что Комитет ООН по правам человека осудил Израиль за “военные преступления” — эту формулировку сей международный орган, призванный защищать мир на земле, использует крайне редко.
Средства массовой информации, за редким исключением, обрушились на Израиль таким шквалом, что создавалось впечатление, что они только и ждали момента, когда можно будет вернуться к забытым, казалось, терминам, типа — “оккупант”, “оккупированный”, “победитель”, “побежденный”...
Выступления средств массовой информации, тем, кто следил за публикуемыми в них сообщениями, казались сюрреалистическими. Как будто бы не было никогда попыток Израиля с помощью США осуществить “мирный процесс”… Факт, что демократический Израиль воевал против коррумпированного, диктаторского режима, мировым мнением вообще не учитывался.
Теперь многие из СМИ предпочли забыть, что конфликт начался и пять месяцев продолжался в каденцию Эхуда Барака. И воспользовавшись закрепившейся за теперешним израильским премьер-министром Ариэлем Шароном репутацией “вояки”, возложили всю тяжесть ответственности за конфликт на него.
Но позвольте, Израиль не мог договариваться о мире с палестинцами в вакууме! Кто-то с израильской стороны все же делал попытки подписать договор?
Ну, а сейчас, что прикажете делать Израилю, если у него нет надежного партнера по переговорам? С кем ему заключать соглашение? Неужто с теми, у кого на уме террор, физическое уничтожение мирных израильтян?
..Пришло время задать себе важные и принципиальные вопросы.
Что мы предлагаем Израилю? Засыпая могилы своих убитых братьев, подставить другую щеку исключительно ради того, чтобы удовлетворить гуманные инстинкты исполненных благих намерений, но совершенно невежественных, сторонних наблюдателей?.. Может, мы с вами отстали от жизни и проследили, что теперь в сфере международных отношений существуют два набора правил: один — для Израиля, другой — для остальных стран?
Должны ли мы игнорировать прямое участие Арафата в терроре весь этот период и до сегодняшнего дня считать его миротворцем? Должны ли мы продолжать делать вид, что война, которую ведет Израиль — не борьба за право этого государства на существование против стран и террористических групп, отказывающих ему в этом праве?
Позволяет ли нам наша совесть оправдывать бесконечные убийства невинных граждан, как будто бы палестинцы лишены других средств для достижения своих политических целей (если, конечно, предположить, что их намерения жить в мире с Израилем могут быть искренними и серьезными)?
Вправе ли мы не замечать, как радовались палестинцы и праздновали на улицах американскую трагедию 11 сентября? Или — как они возводят в разряд святых мучеников самоубийц, взрывавших грудных детей и стариков на улицах Израиля?
Следует ли нам соглашаться с теми, для кого поведение израильтян и палестинцев за последние два года — морально эквивалентны, как будто бы нет никакой разницы между организаторами (и исполнителями) террористических актов и теми, кто пытается их предотвратить?
Способны ли мы не замечать угроз президента Хамейни, иранского лидера, который открыто заявил: “Основа исламского режима — противостояние Израилю. Главная цель государства Иран — удаление Израиля из региона”?
Можем ли мы не обращать внимание на то, что Сирия — ближайший союзник Ирана, что террористическая организация Хизбалла — “доверенное лицо” Ирана в Ливане? Хизбалла, которая накапливает, поставляемые Ираном через территорию Сирии ракеты ближнего радиуса действия и устанавливает их на северной границе с Израилем.
Можем ли мы игнорировать факт, что Иран поставляет средства другим антиизраильским террористическим группировкам, действующим в регионе — Хамас и Исламский джихад?
Вправе ли мы требовать от израильтян, чтобы их реакция на ситуации, в которых они оказываются, неизменно была хирургически точной? Разве не допускали “погрешностей” в борьбе с террором Соединенные Штаты, Россия, Индия, Турция, наконец?
Способны ли мы равнодушно взирать на деятельность ООН — международной “миротворческой” организации, которая давно отказалась от принципов объективности и справедливости и попросту стала заложником арабского блока? Разве никому не бросается в глаза, что за 53 года своего членства в ООН Израиль ни разу не участвовал в работе Совета Безопасности? При том, что сирийскому представителю в июне
2002-го года (!) в этом Совете была отведена роль президента, а Ливии — да, именно Ливии! — с января 2003 года предоставлена “честь” председательствовать в Комиссии по правам человека…Можем ли мы пропустить, как не имеющий большого значения, факт, что за всю 53-летнюю историю четвертой Женевской Конвенции ее участники только дважды собирались на съезд для обсуждения специфической страны или региональной ситуации? И оба раза обсуждали —
вы догадались правильно — Израиль! Абсолютно ничего больше из происходившего в последнее полстолетия — войны, геноцид, оккупации, вторжения, изгнания народов — не привлекло внимание уважаемого форума.Справедливо ли проигнорировать факт, что только Израиль лишен полного членства в международной организации Красного Креста — организации, заявляющей о своем политическом нейтралитете? При том, что все арабские страны имеют в ней полное членство.
Разве сейчас не время понять, что Израиль в опасности и нуждается в нашей помощи, что идет международная кампания, призванная изолировать, осудить, ослабить Израиль. Если мы, евреи, не отзовемся на этот призыв, кто же еще отзовется?
Речь сейчас идет не о том, кто прав — левые или правые. Речь — о том, чтобы те евреи, для которых важен Израиль и которые готовы сделать все возможное для первого и единственного еврейского государства за последние 1900 лет, объединились и помогли Израилю преодолеть трудности этого, еще одного, опасного и мучительного периода еврейской истории. Речь — о борьбе с теми, кто самоуверенно берет на себя роль судей, знающих, что хорошо для Израиля и что для него плохо, с теми, кто психологически оторван от Израиля, как будто бы судьба еврейского государства не связана с судьбами американского и мирового еврейства.
Имеем ли мы право прятать голову в песок, когда антисемитизм вновь тянет во все стороны свои щупальца?
Вы забыли или предпочли не заметить, как антисемитская ненависть прорвалась под эгидой ООН в сентябре 2001 года на международной конференции в
Южной Африке (г. Дюрбан). Или всеобъемлющий, яростный антисемитизм арабских и исламских стран, который так отчетливо проявился после трагических событий 11 сентября — для вас не урок? Вновь возродился кровавый навет. В течение арабского праздника Рамадан египетское телевидение демонстрировало 41-серийный фильм, основанный на известных “протоколах сионских мудрецов”. Во всех религиозных учебных заведениях — от Персидского Залива до Пакистана, финансируемых Саудовской Аравией, в головы учащихся вдалбливается ненависть к евреям — ко всем евреям, где бы они не жили.Вам ни о чем не говорит волна антисемитских инцидентов — сотни, если не больше — зарегистрированных в Западной Европе с осени 2000-го года? И в большинстве — это работа молодежи из быстрорастущих мусульманских общин, разбросанных по всему европейскому континенту.
Мы даже не можем сосчитать, сколько запланированных атак на евреев было предотвращено, благодаря тому, что Германским властям удалось арестовать 12 арабов, готовивших нападения на евреев по всей Германии.
Что подсказывает вам ваше сердце, когда вы узнаете о нерешительной, а подчас — просто двусмысленной реакции правительств, государственных и общественных институтов по правам человека, интеллектуалов и средств массовой информации на волны ненависти и насилия?
Излишне говорить, что в ООН, как правило, хранили молчание по поводу подобных инцидентов, или, в лучшем случае, невнятно бормотали о “беспокойстве” по поводу “исламофобии” и других социальных проблем.
Спросим себя: могли ли мы ожидать большего от правительств Европы, которые еще совсем недавно, когда Гитлер пытался претворить в жизнь план тотального уничтожения евреев, проявили себя не лучшим образом?
Вместо того, чтобы срочно тушить разгорающееся пламя, они, запинаясь, мямлят что-то невнятное, как будто бы решительное признание проблемы антисемитизма способно запятнать их репутацию “открытых и толерантных” стран. А может, они боятся, как бы норовистые
мусульманские меньшинства не инициировали бы повальные беспорядки, тем более, что они уже продемонстрировали свое нежелание интегрироваться? А может, это — подобострастное заигрывание перед президентскими выборами, ведь мусульманские голоса могут перевесить чашу весов в ту или иную сторону?Поразительно, не правда ли, что со времени президентских и парламентских выборов во Франции весной 2002-го, в стране не было зарегистрировано ни одного антисемитского инцидента! Это явно означает, что правительство знает, как решать эту проблему, если, конечно, хочет. Так почему понадобилось 18 месяцев, почему евреи во Франции должны были жить все эти месяцы в страхе, решая, можно ли им носить кипу и будет ли обеспечена безопасность в школе, где учатся их дети? Неужели это — та цена, которую они должны были платить за внутреннюю политику во Франции? Боюсь, что невозможно не сделать такого вывода.
Двусмысленно вели себя не только ООН и правительства европейских стран. Почему, просветите, пожалуйста, безмолвствуют разнообразные организации по правам человека, когда речь идет о евреях — те самые, которые так жаждут высказаться, по всякому поводу мгновенно устраивают пресс-конференции и демонстрации, публикуют отчеты? Это — в моменты, когда им кажется, что в правах ущемлены палестинцы...
Почему не слышно голосов, хотя бы нескольких интеллектуалов? Может, и они боятся реакции исламистов? Или, быть может, они просто испытывают определенные противоречивые чувства по отношению к евреям? А может, просто не желают признавать наличие антисемитизма, который иногда маскируется под “анти-израилизм”?.. Хочу верить, что в этом нет подсознательной попытки рассчитаться с евреями за чувство вины, возникшее потому, что они не смогли защитить евреев от гитлеровских газовых печей..
Путешествуя по Западной Европе, я сотни раз слышал слова оправдания, мол, все, что происходит — осуждение Израиля и не направлено против евреев вообще. Как будто бы поджог синагог в Марселе или крики “смерть евреям!” в Брюсселе можно как-то оправдать.
А потом нечто подобное возникло и в Америке.
Это — бесчинства против еврейских студентов, от Сан-Франциско до Монреаля, потребовавшие вмешательства полиции.
Это — неожиданное исчезновение имама одной из ведущих нью-йоркских мечетей, которого многие евреи считали партнером для диалога, а он, появившись вскоре после своего исчезновения в Каире, во всеуслышание заявил о себе как откровенный антисемит.
Как не вспомнить в этой связи и поэта из Нью-Джерси, выступившего с нелепыми утверждениями о том, что Израиль связан с событиями 11 сентября.
Это — убийство двух евреев в Лос Анжелесе 4 июля 2002 года.
Это — предупреждения властей синагогам, еврейским организациям и школам о возможных террористических актах.
Это — аресты членов террористических групп в ряде городов США.
.Это — закрытие мусульманских институтов, связанных с террористическими группами, от штата Вирджиния до Иллинойс и Техаса — за распространение ненависти, направленной против Соединенных Штатов, Израиля и евреев.
И все же, несмотря на глубокое беспокойство, я упрямо продолжаю оставаться оптимистом и уверенно смотрю в будущее. У меня нет сомнений, что еврейский народ переживет и этот тревожный период.
Я настроен оптимистически, потому что вся еврейская история — это история триумфа надежды над отчаянием.
Я настроен оптимистически, потому что еврейская история бросает вызов всем логическим анализам и прогнозам. Многие цивилизации давным-давно исчезли, но мы, хранители величайшего наследия, живы, и сегодня сильны как никогда!
Я настроен оптимистически, потому что добро
все равно победит зло, пусть за это и придется заплатить высокую цену!Я настроен оптимистически, потому что еврейский народ сумел преодолеть все беды. Он создал демократическое государство Израиль, отразив нападение армий пяти арабских стран. Наш народ сумел возродить еврейскую жизнь в Европе после опустошения Катастрофы. Сумел провести одну из самых успешных в истории кампаний по освобождению евреев бывшего Советского Союза.
Создал еврейские общины в Америке — сильные и влиятельные, преодолев бессилие, которое повергало нас в отчаяние во время Второй мировой войны.
Я с оптимизмом смотрю в будущее, потому что народ Израиля не склонил голову под нажимом палестинского террора. Напротив, он стал еще сильней, несмотря на те страдания, которые причинили нам палестинские боевики. Несмотря на усилия, которые прилагают страны Европы, стремясь изолировать Израиль.
Я настроен оптимистически, потому что провел достаточно много времени в Европе и собственными глазами видел, что еврейские общины Германии, Франции и других европейских стран не съежились от страха и готовы дать отпор антисемитским выпадам.
Я настроен оптимистически, потому что знаю: еврейские организации Америки сделают все, что потребуется, чтобы должным образом ответить врагам евреев и Израиля.
Я продолжаю надеяться, что и те евреи, которые еще не проснулись и не
отвечают пока на телефонные звонки, в конце концов, примут сообщение. Ибо пришло
время встать на перекличку…
Американский Еврейский Комитет
Давид Харрис
Исполнительный директор Комитета