Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Автор этой публикации не считает себя экспертом в вопросах безопасности страны. В своей статье он лишь хочет показать, что притязания евреев на Землю Израиля обоснованы…
НАПОЛЕОН ПЫТАЛСЯ
ВОЗРОДИТЬ ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
Натан Лопес Кардозо
(печатается с небольшими сокращениями)
Примечание автора
Эта статья — не политическое заявление. Ее не следует считать теоретизированием на тему “мирного процесса” между палестинцами и Израилем.
Автор не собирается выражать здесь взгляды приверженцев аксиомы о “великом Израиле”. Или взгляды тех, кто поддерживает или отрицает Палестинское государство.
Некоторые мысли автора по этим поводам можно прочесть в его книге “Вызов вечности”, Иерусалим, 1999 г.
Более того, автор подчеркивает, что не считает себя экспертом в вопросах безопасности нашего государства Израиль, которыми занимаются хорошо информированные компетентные люди.
Его задача — показать, что еврейский народ в принципе имеет достаточно оснований считать Израиль своей истинной родиной, и его претензия на эту землю не только оправдана, но и более обоснована, нежели любые притязания, которые когда-либо были выдвинуты другими нациями.
Представленные здесь аргументы не новы. Им тысячи лет, как и самому народу Израиля. Автор собрал эти свидетельства и описал современным языком.
Величайшая из трагедий современности состоит в том, что лишь немногие евреи и неевреи осознают эти факты.
Остается лишь удивляться, почему официальные представители государства Израиль выступают в защиту нашего права на землю столь слабо и необоснованно.
Это эссе было впервые представлено в 1983 году в виде лекции в США, в городе Питсбурге.
Израильское государство от Бонапарта
Евреи, которые жили во времена императора Наполеона Бонапарта, одного из самых влиятельных лидеров Европы 18 века, получили от него большие льготы. Он уравнял их в правах с остальными жителями империи, освободил из гетто, где они находились при предыдущих монархах и императорах. Поэтому евреи по-своему интерпретировали его имя как Хелек тов (иврит), переводя его на иврит буквально (бона парте — хорошая часть).
Другая его инициатива в отношении евреев гораздо менее известна Потому, вероятно, что она не осуществилась. Он собирался в Эрец-Исраэль создать еврейское государство.
В 1799 году Наполеон со своей армией добрался до средиземноморского порта Акко. Там он выяснял возможность основания еврейского государства на древней земле Израиля.
В том же году Наполеон разослал по еврейским общинам Франции прокламацию, в которой убеждал евреев возвращаться в страну своих отцов:
Штаб главнокомандующего, Иерусалим.
“1-го флореала 7 года Французской Республики (20 апреля 1799 г).
Бонапарт, главнокомандующий армий Французской Республики в Африке и Азии, к Законным Наследникам Палестины.
Евреи, единственная в своем роде нация, которую за тысячу лет страсть к завоеваниям и тиранство смогли лишить только наследственных земель, но не имени и национального существования! Внимательные и беспристрастные наблюдатели за судьбами наций, даже если вы не были одарены талантом пророков, как Исайя и Иоэль, вы тоже давно чувствовали, что предсказали эти провидцы с прекрасной и возвышающей верой, когда увидели надвигавшееся разрушение своего царства и отечества. Вот что они предсказали: И возвратятся избавленные Всевышним, и придут в Сион с ликованием; и радость вечная будет над головой их [от обладания и отныне бесспорного пользования их наследством] (Исайя 35:10) .
Восстаньте, ликуя, изгнанники! Война, беспримерная в летописях истории, которую, обороняясь, вела нация, чьи наследственные земли ее враги считали добычей, чтобы разделить ее росчерком пера правительств, по их произволу и как им удобно, отомстит за ваш позор и позор самых отдаленных наций (давно забытых под игом рабства) и за навязанное вам почти двухтысячелетнее бесчестье. В такое время и при таких обстоятельствах, которые, казалось бы, меньше всего благоприятствуют выдвижению ваших требований и даже их выражению и как будто заставляют полностью отказаться от этих требований, она (Франция) предлагает вам теперь, именно в это время и вопреки всем ожиданиям, наследство Израиля!
Доблестная армия, с которой Провидение послало меня сюда, под руководством справедливости и сопровождаемая победой, установила мою штаб-квартиру в Иерусалиме, и через несколько дней перенесёт ее в Дамаск, близость которого больше не наводит страх на город Давида.
Законные Наследники Палестины!
Наша великая нация, которая не торгует людьми и странами, как делали те, которые продавали ваших предков всем народам (Иоэль 3,6), ныне призывает вас, на деле, не отвоевывать ваше наследство, а лишь принять уже завоеванное и удерживать против всех пришельцев, получая гарантии и поддержку нашей нации.
Поднимитесь! Покажите, что некогда превосходящая сила ваших угнетателей не подавила смелость потомков тех героев, братский союз с которыми делал честь Спарте и Риму (Макк. 12, 1-14), и что две тысячи лет рабского обращения не смогли ее подавить.
Спешите! Сейчас момент, который может не вернуться тысячи лет – потребовать перед народами всего мира и, вероятно навсегда, восстановления ваших прав, в которых тысячи лет вам позорно отказывали, не давая вам политически существовать как нации среди наций и ограничивая ваше естественное права открыто поклоняться Богу в соответствии с вашей верой (Иоэль 4:20)”.
(Процитировано в Franz Kobler: Napoleon and the Jews)
Это одно из самых волнующих и энергичных предложений, когда-либо сделанных евреям. Верно, у Наполеона были свои политические соображения для такой инициативы. Но нельзя отрицать факт, что он понимал исключительность отношений между евреями и их родиной.
Храм разрушен час назад!
Этот анекдот в некоторой степени проливает свет на позицию Наполеона.
За несколько лет до того, как у Наполеона возникла идея создать еврейское государство, в день скорби, Девятого ава, он ехал со своей свитой по Парижу. Попав в еврейский квартал, Наполеон увидел пустынные улицы. Удивленный этим, он вошел в синагогу и застал такую картину: на полу сидели евреи, горько плакали и читали траурную элегию пророка Иеремии.
— Что случилось? Почему все евреи в таком горе? — спросил Наполеон раввина. — Умер кто-то из лидеров общины? Может, случился погром, о котором мне неизвестно?
— Хуже, — ответил раввин. — Был разрушен наш Храм, и нас изгнали из Эрец-Исраэль!
— Да, знаю, — все больше удивлялся Наполеон. — Но ведь этим событиям 1800 лет...
— Нет, — ответил раввин, — это случилось час назад!..
— Что это значит? — спросил Наполеон.
И раввин объяснил ему, что в восприятии евреев эти горестные события как будто бы только что произошли. Ведь еврейская история словно застыла с момента разрушения Храма и изгнания евреев с Земли Обетованной.
Осознав всю глубину его ответа, Наполеон воскликнул:
— Если евреи до сих пор так сильно переживают из-за Храма и родины, они, несомненно, удостоятся его восстановления, и никакая сила в мире не помешает им вернуться на свою землю…
Наполеон стал одним из первых светских сионистов. Но, конечно же, — не единственным.
В разные исторические моменты мы встречаем могущественных неевреев, плененных сионистской мечтой. Таким был Джон Толанд, ученик знаменитого философа Джона Локка. А в девятнадцатом веке — лорд Энтони Эшли Купер, князь Шефтсбюри. В их числе — лорд Байрон, Вильям Блэкстоун, Джордж Эллиот, автор “Даниэль Деронда”, знаменитый Александр Дюма.
Но главное для нас понять, что эти люди видели своей задачей побудить свои правительства помочь возвращению евреев на родину, в Израиль.
Они считали это законным правом евреев.
По их представлениям, каждый, кто знает историю, не может сомневаться в легитимности стремления евреев вернуться на свою землю.
Попробуем понять, что двигало этими людьми и всей еврейской общиной в целом.
С нашей точки зрения, ни у какого другого народа не было таких сильных и живых аргументов в поддержку права на Эрец-Исраэль. Можно даже утверждать, что американцы, французы и англичане позавидовали бы народу Израиля, если бы осознали, как слабы и проблематичны их притязания на свою землю, по сравнению с правами евреев на Эрец-Исраэль. Но кто ставит под сомнение их претензии?..
Феномен выживания
Для начала, чтобы понять уникальность отношений между евреями и Страной Израиля, проясним несколько исторических моментов.
Во-первых, попробуем осознать, что само существование еврейского народа — историческое чудо.
Народу Израиля почти четыре тысячи лет. Если евреи — не самый древний народ на земле, то, по крайней мере, — самый своеобразный.
Это народ, который дольше жил в изгнании, чем на своей земле. Это народ, который сохранился за две тысячи лет — без своей страны и армии, без правительства и финансов, почти без друзей.
Тысячи лет его мучили, подавляли и преследовали. И все-таки евреи выжили.
Более пристальный взгляд на историю обнаруживает, что евреи пережили шесть империй, которые в тот или иной период ставили перед собой цель сделать мир, как говорили немецкие нацисты, — юденрайн, т.е. “очищенным от евреев”. Египтяне — в библейские времена, потом — вавилоняне, затем — персы, греки, римляне и, наконец, — немцы. Евреи были жертвами инквизиции, погромов, ликвидаций и Катастроф, поголовных уничтожений. Но этот маленький народ пережил все и всех. Еще примечательнее, что он стал как бы надгробием для всех своих врагов.
Профессор Арнольд Тойнби, знаменитый английский историк, назвал евреев “окаменелостями” и отрицал их право на существование. Другие видели в этом народе низший из всех человеческих видов. Фактически, евреи всегда жили на краю гибели, но не исчезли.
Кто мог поверить, что маленький народ, изгнанный со своей территории самой могучей армией мира, римлянами, переживет своих врагов? И кто поверил бы, что римляне совершенно исчезнут с лица земли, а этот маленький народ будет жить.
Еще пятьдесят лет назад даже лучшие друзья евреев думали, что теперь им уже не оправиться, что им наступил конец. После того, как нацисты уничтожили шесть миллионов евреев, из этого числа — два миллиона детей, многие полагали, что евреям не хватит сил перенести это. Очень многие считали, что Гитлер нанес евреям последний, сокрушительный удар. Кто вообще мог пережить столь разрушительную Катастрофу?
Самый возмутительный народ на земле
Вполне объяснимо, что евреи постоянно возмущали мир своей жизнеспособностью. Даже Гитлера. Возможно, самое честное и подходящее для евреев определение — “самый возмутительный народ в мире”. В этом есть немалая доля правды.
На протяжении веков антисемитски настроенные народы и нации пытались изгнать, уничтожить евреев, но вскоре убеждались, что они вернулись и стали еще сильнее. Если одного этого недостаточно, чтобы мир почувствовал себя неуютно, то было и многое другое. Например, ни один народ не оказал такое влияние на всю западную цивилизацию. Хотя евреи были малочисленнее, чем некоторые известные племена в Африке, они внесли во все формы человеческого знания непропорционально большой вклад. По нормальным стандартам никто не должен был бы даже услышать о евреях! Но в действительности мир знает о евреях больше, чем об остальных народах. Это раздражает врагов.
Самое возмутительное — факт возвращения евреев на свою родину. Несмотря на Катастрофу, которая, по мнениям даже симпатизирующих евреям наблюдателей, должна была окончательно сокрушить евреев, следующим событием еврейской истории стало создание в 1948 году Государства Израиль. Этого антисемиты уже не могли вынести. Мало того, что евреи ухитрялись выживать две тысячи лет, мало того, что они внесли непомерно большой вклад в западную цивилизацию, мало того, что они пережили Гитлера, самый ужасный кошмар, так они еще имели беспримерную наглость возвратиться на свою родину через две тысячи лет. И это спустя всего три года после Катастрофы!
Двухтысячелетний протест
Почти две тысячи лет назад еврейское государство было
разрушено римским императором Титом и вновь создано в
1948 году. И за все это время наша земля не стала
родиной никакого другого народа и никогда не была
независимым государством. За эти годы ее завоевывали
разные нации в общей сложности четырнадцать раз.Ее
заселяли различные национальные группы, которые
приходили и уходили. Важно отметить, что все
завоеватели воспринимали эту землю как оккупированную
территорию, которой они управляли извне. Никто никогда
не претендовал на то, чтобы объявить или сделать
Страну Израиля своей новой родиной. Евреи —
единственный народ, который на протяжении двух тысяч
лет воспринимал эту землю как свою родину. И только
евреи возобновили свое проживание на своей древней
родине, основали в ней государство и сделали ее своей
страной. Важно понять, что евреи по своей воле никогда
не покидали родную землю. Их вынудили. Но они
постоянно повторяли, что Израиль — их вечная родина.
Они никогда не отказывались от своих прав на эту
землю. Есть известное законодательное решение Талмуда
о сохранении права собственности: «Если объект взят
силой, но владелец не теряет надежды его вернуть,
никто не может провозгласить себя хозяином этого
объекта кроме его изначального владельца» (Талмуд,
Трактат
Кидушин, 52б).
Когда Тит изгонял евреев, они говорили о возможности
своего возвращения. И никогда не искали себе другой
родины. Верно, что отдельные евреи считали, что нашли
родину в какой-то другой стране, но Народ Израиля
никогда так не говорил и не думал.
Могут возразить, что протест евреев против оккупантов
не был слышен в течение всей истории — ни в политике,
ни в общественных учреждениях, ни в международных
судах. И это верно. Но причина вполне очевидна. Евреев
не слышали, потому что им укоротили язык еще до того,
как они могли произнести хотя бы одно слово.
Антисемитский мир не позволял им выступить ни на каком
общественном форуме. Но внутри еврейской общины, в
тесноте гетто, в стенах синагог этот протест звучал
мощно и беспрерывно. Каждая еврейская молитва за эти
две тысячи лет вынашивала Землю Израиля. Эти молитвы
были мольбами вернуться на место, которого евреи
фактически никогда и не покидали. Евреи скорбели о
земле, но никогда не отчаивались. Чем дальше от них
была эта земля, тем желаннее она становилась в их
молитвах и чаяниях, пока всепоглощающий огонь не
охватил их души и не позволил им реализовать то, о чем
они мечтали почти две тысячи лет.
Евреи никогда не жили в других странах
Евреи не ставили этот вопрос в странах изгнания, не
спрашивали себя: Где мы живем? Где наш дом? Потому что
они никогда не жили в Польше, Испании или России. Они
останавливались в этих странах, но не оседали там.
Человек живет там, где пребывает его душа. А еврейская
душа пребывала и жила только в одном месте — в
Иерусалиме, на Земле Израиля.
Государство Израиль фактически основано не в 1948-м, а
в 70-м году, в день, когда римляне изгнали евреев. В
тот момент, когда их изгнал император Тит, евреи
начали мечтать и строить планы о возвращении.
Один взгляд на Сидур, еврейский молитвенник, уже дает
представление о бескомпромиссной верности,
привязанности евреев к своей земле. Утром, в полдень и
вечером, в течение двух тысяч лет евреи молятся о
возвращении на свою землю: «Бог, отстрой Иерусалим, по
милости Своей», «Бог Израиля, сжалься над Иерусалимом,
городом Твоим и горой Сион, обителью Твоей славы»,
«Бог, да будет Твоя воля возвратить нас на нашу
землю».
Миллионы евреев две тысячи лет подряд возносили эти
молитвы. Такая преданность совершенно беспрецедентна в
анналах истории остальных наций.
Иерусалим — город Тита, Готфрида или Саладина?
Международный комитет десятки лет назад провозгласил,
что Иерусалим должен стать интернациональным городом.
Римская католическая церковь через папскую канцелярию
заявила народу Израиля, что такой шаг крайне
необходим. Но разве здесь есть предмет для обсуждения?
Кому принадлежит Иерусалим? Потомкам Рима?
Христианской церкви? Арабскому миру? Разве неверно,
что даже враги Израиля называли Иерусалим градом
Давида? Разве кто-нибудь называл его городом Тита,
Готфрида Бульонского или Саладина? Тысячи лет он
назывался по имени еврея, Давида.
Кто две тысячи лет оплакивал Иерусалим?
Разве римляне установили пост в память о Иерусалиме? И
разве сегодня потомки Рима, Тита, Готфрида или
Саладина скорбят и постятся в день Девятого Ава, день
разрушения двух Храмов? Разве не верно, что только
евреи делали это в течение этих двух тысяч лет? Разве
любой другой народ оплакивал разрушение своей столицы
хотя бы двести лет? Была ли Америка в трауре по
Нью-Йорку, Британия — по Лондону или Франция — по
Парижу?
Знаменитый израильский писатель Шмуэль Йосеф Агнон
говорил о необычной связи между еврейским народом и
Землей Израиля. Когда в 1966 году он получал в
Стокгольме Нобелевскую премию по литературе от короля
Густава IV, тот спросил его, где он родился, и этот
глубоко религиозный еврей неподражаемо ответил: «Я
родился в румынском городке Бучаче, это было во сне,
на самом деле я родился в Иерусалиме, откуда меня
изгнал злодей Тит»!
Этот потрясающий ответ выразил всю еврейскую историю.
Такой ответ две тысячи лет давали евреи любому
захватчику, королю или императору! Какой еще народ
демонстрировал такую привязанность к своей земле?
Но давайте продолжим...
Сионист восьми дней отроду и прерванная хупа
Когда рождается еврейский мальчик и на восьмой день
проходит обрезание, еврейская община желает ему всего
лучшего на свете. Но сверх всего (сефардская) молитва
говорит о том, чтобы он удостоился взойти в
Эрец-Исраэль и три раза в год — на праздники Песах,
Шавуот и Суккот ходить в Храм. Так община делает
сионистом восьмидневного младенца.
Когда еврейские дети растут, каким песням их учат?
Песням той страны, куда евреи были изгнаны? Ответ
ясен. Тысячи лет еврейских детей учили песням Давида о
Земле и о Храме. Что для них было важнее?
Когда ребенок становится взрослым и на своей свадьбе
встает под хупу, происходящее у сторонних наблюдателей
вызывает недоумение. Внезапно торжественная церемония
прерывается. Если вы спросите рава, организатора хупы,
почему, он ответит: хупа прерывается в память о Храме,
ибо кто о нем может забыть? В знак траура юный жених
разбивает ногой стакан на полу и говорит общине, что
он «не забудет Иерусалим и Храм, как не забудет свою
правую руку». Лишь после этого рав возобновляет
свадебную церемонию. Как странен этот обычай! Почему
счастливой обстановке хупы должна прозвучать нота
траура? Почему бы не подождать с этим хотя бы до
окончания хупы? Потому что и на вершине радости еврей
не забывает о разрушении Храма о стремлении вернуться
на свою землю, в свой город.
Вводя жену в новый дом, жених обязан позаботиться о
том, чтобы в нем было напоминание о Храме. Над дверью
или на стене на свежей побелке оставлен обнажающий
простые камни кусок. Как можно завершить декор дома,
если Храм разрушен?
Всех евреев хоронят в Израиле
Но, может быть, самое драматичное “заявление” делают евреи, когда хоронят. Где должно упокоиться тело усопшего? Только в земле Израиля — здесь тысячи лет хоронили всех евреев… Кто-то может возразить, что еврейские кладбища разбросаны по всему миру. И все-таки, еврей похоронен в святой земле.
Как ни странно это звучит, еврейская традиция говорит нам: если евреи не могут похоронить умершего в земле Израиля, они приносят Израиль к мертвому. Перед тем, как гроб закрывают и хоронят, на мертвого высыпают горсть земли, привезенной из Израиля. Где бы ни жили евреи, еврейская община утверждает, что у еврея есть в Израиле свой надел, и когда-нибудь он будет похоронен на святой земле. Если надгробную плита или памятник устанавливают вне Израиля, то тело покоится в его земле.
Это еще не конец истории. Иудаизм не знает пределов, говоря о земле. Посещающий того, кто скорбит об утрате близкого родственника, завершая визит произносит: “И да будешь ты утешен со всеми скорбящими о Ционе и Иерусалиме…”.
Еврейские грабители и Жан Поль Сартр
Вспомним удивительный комментарий Раши, великого библейского ученого 11 века, к первому стиху Торы: “Вначале Б-г сотворил небо и землю”. Раши спрашивает, почему Тора — Закон Всевышнего — задача которой научить человека правильно жить, не начинается с законов? И дает поразительный ответ: “Когда мы вернемся в свою страну, и нации мира скажут Народу Израиля: “Вы грабители, вы захватили нашу землю”, — Народ Израиля ответит им: “В начале Б-г сотворил небо и землю. Вся земля принадлежит Б-гу, а эту землю Он отдал Народу Израиля”. Трудно сразу понять, что объясняет такой ответ. Неужели Раши предвидел, что наступит момент, когда Лига Наций, будет решать, кому принадлежит земля Израиля? Неужели в свое время он мог знать, что израильский делегат будет участвовать в дискуссии, доказывая, что эта земля по праву принадлежит Народу Израиля? Он словно видел, что произошло в реальности, когда Бен Гурион сказал, положа руку на Тору: “Вот наше право на эту землю”…
Слова Раши загадочны. Хороший комментарий к ним — мнение знаменитого французского философа 20 века Жана Поля Сартра. Когда его попросили высказаться по поводу арабско-израильского конфликта, он ответил: “Я не могу судить о еврейском народе по принятым в истории правилам. Еврейский народ — вне времени, и, рассуждая об арабо-израильском конфликте, мы должны принять это во внимание”.
В Израиле нет ни одного хорошего поля для гольфа
В 1967 году (в этом году была Шестидневная война) Майк Ротко, очень популярный американский журналист, опубликовал в чикагской газете статью под названием: “Вперед, арабы, Израиль – маленький”. В этой примечательной статье он ставит несколько проницательных вопросов и отвечает на них необычно и честно:
“
Смотрю на карту и удивляюсь, откуда весь этот болезненный шум на Ближнем Востоке… Наклоняюсь, пристально всматриваюсь и вижу страну, в которой всего-то каких-нибудь восемьсот квадратных миль. Это Израиль! Чтобы понять, насколько мала эта страна, сложите вместе сорок Израилей и получите территорию меньше Техаса. В Техасе даже ранчо бывают больше Израиля. Или, к примеру, маленький Нью-Хемпшир, в котором каждый избиратель может пожать руку политику во время президентских праймериз. Он тоже больше. У нас только четыре штата меньшего размера… Итак, мы говорим о пятнышке на карте… Во время холодной зимы вы найдете больше евреев в южной Флориде (которая в семь раз превышает размеры Израиля)! И если вы хотите поговорить о чем-то больших размеров, остановите взгляд на соседях Израиля, которые уже 41 год безуспешно пытаются его поглотить. Сирия — территориально в девять раз больше, в три раза превосходит Израиль по численности; Ирак – в двадцать раз больше, его население 17 миллионов, Иран – в восемьдесят раз больше, с населением 50 миллионов. Соедините эти части мира, и получите территорию, на миллионы квадратных миль больше, чем в США, с большей численностью населения. И вот эти страны — автоматами, танками, террористами, нефтяными деньгами — стараются подмять Израиль, который меньше штата Вермонт… Маленькая щепочка от этих земельных массивов… Эти просторные, а в некоторых случаях и очень богатые страны, уже пятый десяток лет пытаются отобрать это малюсенькое пятнышко на карте. Это полный абсурд. Там нет даже ни одного хорошего поля для гольфа”. Эти слова говорят сами за себя. Какими бы ни были наши политические взгляды на ближневосточный конфликт, мы не должны забывать, что Ближний Восток — одна из самых больших территорий на земном шаре, а государство Израиль — очень маленькая страна. Большая часть Ближнего Востока не заселена, и на нем с легкостью могли бы поселиться еще много народов, не мешая Израилю.Один час у Западной Стены…
И, наконец, вспомним слова Якова Герцога, раввина, государственного деятеля и посла Израиля в Канаде: “Сионистская пропаганда и Еврейское Агентство со всей своей силой и влиянием, Государство Израиль со всеми своими послами, институциями и чрезвычайными усилиями, включая все еврейство со всеми его экономическими ресурсами достигло лишь десяти процентов того, что сделал всего один час у Западной Стены для всего еврейского народа” (там же). И действительно, мы должны помнить, что не сионизм, еврейский национализм или любой другой “изм”, а еврейская вера и религиозная традиция сохранили еврейскую жизнь. Этот простой факт важно понять всем, кто озабочен будущим еврейского государства. Все попытки сделать Израиль светским неизбежно приведут к его разрушению. Мы никоим образом не собираемся защищать израильскую теократию. Но не можем не констатировать факт: без глубокой связи с иудаизмом израильское государство не выживет. Когда Израиль осознает это и устремится к цели — стать Еврейским Государством вместо того, чтобы быть государством евреев, это будет великим благословением не только для евреев. Израиль будет на Ближнем Востоке оплотом мира и вселит уверенность и покой в души своих граждан и соседей. Но пока еще этот день не настал, повторим, как это делают все евреи, заканчивая разговоры: “Пусть скорее придет освободитель к Сиону и Иерусалиму!”.