Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Беньямин Шульман
Мы живем в удивительное время, когда наука дошла до «технологии» превращения многих недугов и даже житейских проблем (определенных форм зла) в реальное добро. Многочисленные примеры могут быть найдены в современной психотерапии, в частности, в приложениях процесса излечения, называющегося «Шестишаговое переформирование», и в относительно новой области психосоматической медицины «Mind — Body Medicine», или в переводе — «терапия ум-тело», занимающейся излечением физических болезней через определенные виды ментальных упражнений. Поскольку психология говорит «языком науки», источником болезни считается подсознание. Ниже мы приводим краткое описание «Шестишагового переформирования» по шагам.
Шаг 1. Признать, что болезнь — это способ, которым подсознание стремится достичь неизвестной нам, но позитивной цели. (Это зачастую самая сложная часть процесса).
Шаг 2. Обратиться непосредственно к подсознанию клиента с просьбой дать знать сознанию об этой скрытой позитивной цели. (На этом этапе необходим глубокий контакт и развитие доверия между сознанием и подсознанием клиента, равно как и между терапевтом и клиентом.) Установить систему общения с подсознанием по типу «да – нет» через так называемые идеомоторные движения.
Шаг 3. Предложить подсознанию выработать по меньшей мере три новых способа достижения его позитивной цели, которые были бы лучше и эффективнее ранее известных.
Шаг 4. Проверить Экологию (хороши ли эти новые способы для личности в целом, не приведет ли выигрыш в одном к проигрышу в другом).
Шаг 5. Попросить подсознание принять на себя ответственность за осуществление новых способов.
Шаг 6. Мысленно пройти в будущее, моделируя, как осуществление новых способов реализации позитивной цели будет «проживаться».
Может быть, вместо обсуждения технических деталей, понятных только специалистам, здесь было бы уместно привести короткий пример.
Когда я только изучал психотерапию, мой родственник вместе со своей женой жили у меня. Он был хорошим спортсменом и, кроме тренировок по карате, любил играть в футбол. Была в этом только одна проблема. Его друзья (а их у него было много) очень часто приглашали его на футбол, и всегда он соглашался, даже если была плохая погода, и чувствовал он себя неважно. Однажды на тренировке по каратэ его ударили по носу. Нос потек, потом все сильнее и сильнее, и в конце концов этот человек уже не мог выйти из моей квартиры, проводя почти все время над раковиной, поскольку носовых платков уже не хватало. Я предложил ему поработать, предполагая, что в этом случае может оказаться полезной процедура переформирования. Он не очень верил, но согласился под давлением обстоятельств. Мы установили хороший раппорт с его подсознанием, и я стал беседовать «с частью подсознания, ответственной за эту болезнь». Я получил идеомоторный ответ (непроизвольные движения пальца), указывавший на то, что я могу спрашивать о положительном намерении этой части. Сначала ответа не было. Потом мой родственник неожиданно и громко засмеялся, одновременно непроизвольно потрогав рукой колено, которое часто травмировалось на футболе. Я спросил, в чем дело. Он выглядел удивленным и ответил: «Странная идея. Оно отвечает, что обеспокоено моим финансовым будущим».
Мы занялись исследованием и в конце концов обнаружили, что его подсознательное полагало, что он проводит слишком много времени в занятиях спортом, и это угрожает его профессиональным занятиям прикладной математикой. Тогда мы продолжили процедуру, и в тот же день нос «успокоился». И тут уже у меня появился повод изумиться. На следующий день мой родственник, как обычно, получил приглашение на «дворовый матч». Без колебаний он отказался — его поведение спонтанно изменилось. Он приобрел свободу выбора, играть в футбол или нет. Позднее он снова начал — иногда — играть в футбол, но никогда не возвращался к прежнему «рабству».
Это очень простой пример того, как трудные и болезненные эпизоды нашей жизни могут стать для нас резервуаром нового важного знания, а также источником духовного роста, и это, кстати, один из фундаментальных принципов Торы:
«Каждый должен знать, что в той области, где злое побуждение атакует человека наиболее яростно, лежит возможность для достижения наибольшей чистоты».
(Раби Цадок А-Коген, Цидкат А-Цадик, раздел 49)
Учась как из книг и от учителей, так из своего жизненного опыта, и обращая приобретенное знание в духовную работу, в молитву, человек развивает долговременную устойчивость, поскольку
«У тех, кто ищет Б-га, не будет недостатка в добре».
(Псалом, 34:12)
«Те, кто ищет Б-га» — изучая Тору, в молитве, и даже в повседневном опыте жизни — строят тем самым устойчивый треугольник, избегая опасности, о которой нас предупреждает в Мишне Раби Яаков:
«Тот, кто идет по дороге и учит, и прерывает учебу, чтобы воскликнуть: «Как прекрасно это дерево! Как хорошо это поле!» как бы грешит против своей души».
(Пиркей Авот, 3:9)
Этого можно избежать, осознавая даже дерево или поле не как независимые явления, но как творения Б-га, выражающие или символизирующие смыслы, посылаемые для нашего наставления и обучения. О человеке, так воспринимающем жизнь, псалом говорит:
«Достохвален муж, которого Б-г предостерегает (т’ясрейну, корень этого слова означает как «наставление», так и «страдание, исурим») и учит его Твоей Торе. Чтобы уберечь его от дней зла...» (Псалом 94:12-13)
То есть он преобразовывает «исурим» из значения «страдание» в значение «наставление» — в соответствии с двумя значениями корня этого слова – и это наставление защищает его от дней зла. Здесь стоит отметить, что глубочайшая фраза из Эйхи (3:38-40), имеет еще одно прочтение:
«Зло (букв. «зла») и добро исходят не от Вс-вышнего. На что жаловаться живому человеку, который сильнее своих грехов. Будем искать и исследовать и вернемся к А-Шему».
Раши, объясняя этот вариант прочтения, цитирует Раби Иоханана (великий Учитель Талмуда в Эрец Исраэль; 3-й век):
«Со дня, когда сказал А-Шем: смотри, предложил Я тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло.... человек сам создает в своей жизни и добро и зло» — в соответствии с Высшей Справедливостью. Здесь уместно вспомнить правило, что если мы встречаемся с двумя прочтениями текста, двумя мнениями мудрецов, то оба правильны. С одной стороны, добро и зло приходят к человеку в соответствии с его/ее личными качествами и делами по законам Высшей Справедливости. С другой стороны, существует спасительное средство для превращения зла в добро, и это — тшува: изменение личных качеств и добрые дела, развитие более глубокого подхода к жизни и более адекватного мировоззрения. И самая глубокая тшува — тшува из любви, «тшува мuahaвa» — из любви к Все-вышнему, выражающаяся в вере, что все, с чем мы встречаемся в жизни при нашем правильном к нему отношении может раскрыть свое тайное послание — Высшее Добро, скрытое «внутри» или «за» событиями. Это путь объединения изучения Торы, молитвы и развития личности через Тшуву в один целостный процесс. Следуя этому пути, Бааль Тшува в процессе жизни изменится настолько, что его личные качества, его природа и вся «земная личность» как бы переживут второе рождение, и тогда он удостоится называться «Бен Тора» — Сын Торы.
Подробнее об этом, а также о многих других психологических проблемах читайте в книге Б.Шульмана «Разрешение старого конфликта» в разделе «Библиотека».