Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Принцип раби Акивы подходит не только для самоутешения

Принцип раби Акивы подходит не только для самоутешения, но и для утешения окружающих.

 

КАК УТЕШАТЬ

Основано на учении великого мудреца раби Акивы

Моше Гольдберг

Почему мудрецы, отвечая раби Акиве, пользуются словом нехама утешение (специальным термином в выражении нихум авелим —утешение скорбящих)?

В законах траура (Шульхан Арух, раздел Йоре деа, 376) сказано о том, как следует утешать скорбящих. Здесь (ѓалаха 5) говорится: тому, кто оплакивает своих близких, можно сказать: “Все, что делает Всевышний — к лучшему, мы должны со смирением принять волю Всевышнего...”.

Отсюда понятно, что принцип раби Акивы подходит не только для самоутешения, но и для утешения окружающих.

Обратимся к Талмуду, к опыту рава Хуны (трактат Брахот, 60б), от имени которого приводится здесь этот принцип.

У соседки рава Хуны было семеро сыновей. Один из них умер, и она не могла придти в себя от горя даже после того, когда период траура окончился. Тогда рав Хуна попросил, чтобы ей сказали: “Не предавайся чрезмерной печали”.

Но она его не послушала.

Тогда рав Хуна снова отправил ей послание: “Если будешь так убиваться, готовь траурные одеяния и для следующего сына...”.

На еврее лежит обязанность оплакивать близкого родственника во время дней траура, но он также должен в надлежащее время прекратить траур.

 

Давать — значит, брать

Все, что делает Всевышний – для блага. В свете этого учения следует воспринимать и всю Тору, которая содержит Учение Творца — высшее Благо из всех благ!

Любая заповедь демонстрирует, что она во многих отношениях приносит человеку благо.

Например, хорошо ли давать цдаку — жертвовать деньги на благотворительность?

Раби Акива отвечает на этот вопрос в мишне Авот, 3:17: “Отделение десятой части доходов ограждает богатство”

Если за каждые десять долларов, которые вы отдаете, вы будете получать сто, хорошо это или плохо?

Давать цдаку – заповедь, которую мы должны исполнять. Но нам необходимо еще и развивать в себе способность давать с радостью, осознавая, что “тем самым я и себе делаю благо”.

Наши мудрецы говорят: “Отдавай десятину (в помощь бедным), чтобы разбогатеть (Ошер – “богатство” – состоит из тех же букв, что и эсер – “десятина”).

Возможно, кому-то может не понравиться такая логика. Быть может, кто-то скажет: “Я, например, не собираюсь становиться богатым”.

Таким людям мы советуем проанализировать идею раби Акивы, выраженную в Талмуде (трактат Бава батра, 10).

Злодей-римлянин Турнус Руфус спросил раби Акиву:

— Если ваш Бог любит бедных (что ясно из заповеди давать цдаку), почему Он Сам их не поддерживает?

Раби Акива ответил:

— Чтобы спасти нас от геинома (ада)! Давая цдаку, помогая людям, мы обретаем заслуги, которые спасут нас в будущем и обеспечат Вечную Награду.

Раби Акива сам служил как габай цдака (собирал деньги, чтобы раздавать их бедным).