Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Вайера»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 18, ст. 1 — гл. 22, ст. 24
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: “И
открылся ему (Аврааму) в дубраве Мамре...”.
Открылся
на иврите - вайера.
Обсуждение главы
Вайера
1.
Думай не о работе во время молитвы, но и на работе думай о Всевышнем
Наша
недельная глава начинается словами — «И открылся ему Всевышний в Элоней-Мамре, а
он сидел у входа в шатер, потому что выдался знойный день» (Берешит,
гл. 18, ст. 1).
Речь идет
здесь речь об Аврааме. Он, как известно, выполнял все заповеди Торы задолго до
того, как Всевышний официально представил ее народам.
Сейчас
сказали бы, что Авраам использовал «бета-версию». Но Тора, к счастью, не
написана языком того или иного поколения.
Обычно то,
что сейчас выглядит современным, лет через 100-200 будет никому не нужным,
устаревшим анахронизмом, интересным лишь узкому кругу специалистов.
Поэтому Тора
обращается к нам на универсальном, вечном языке.
В Талмуде
(трактат Рош
hа-Шана,
лист 11) говорится, что описываемые события происходили в Суккот. В связи с этим
возникает вопрос: почему Авраам не сидел в сукке?
Тора, как
будто бы предчувствуя это недоумение, тут же дает ответ — «потому что выдался
знойный день».
Если в
сукке человек испытывает сильный дискомфорт — он не должен сидеть в ней.
Аврааму в
сукке было невыносимо жарко, и он вышел из нее в более прохладное место.
Сукка
олицетворяет собой Шехину (Присутствие Всевышнего в нашем мире). Авраам,
из-за сильной жары и духоты — не мог физически находиться в сукке, но
мыслями он был с Творцом.
Мысленно
Авраам постоянно был с Всевышним — ходил перед Ним. Поэтому он всегда помогал
людям, поддерживал их и заботился о них.
Мы, потомки
Авраама — тоже должны стараться направлять свои мысли к Творцу. Причем, делать
это следует и тогда, когда мы заняты повседневными, будничными делами, и
занимаясь работой, решая бытовые проблемы и добывая пропитание.
Разве это
возможно? — спросят меня.
Да, вполне
возможно.
В синагоге
очень хорошо думается о предстоящих делах. А во время молитвы, где только мы ни
побываем. Мысленно, конечно же — не сходя с места. Порой мы и не помним,
молились ли мы?
Всем
известно, что самые сладкие сны снятся перед раскрытым томом Талмуда. И если мы
научились распределять семейный бюджет, молясь шахарит (утренняя молитва)
— почему бы нам не научиться обращаться к Всевышнему, включая компьютер,
отправляясь на прогулку, садясь за руль автомобиля (речь не о поисках парковки),
готовя обед (не из страха перед несварением желудка).
Написано: «И
открылся ему Всевышний в Элоней-Мамре».
В этих словах
Торы содержится наставление. Если ты хочешь, чтобы Творец открылся тебе — не
забывай о Нем. Даже в те часы и минуты, когда ты находишься в Элоней-Мамре, в
дубраве Мамре. Когда ты погружен в повседневные дела, в заботы о материальном
(дуб символизирует материальность).
Но разве
возможно размышлять о Всевышнем, когда голова занята работой?
Ответ на этот
вопрос дан в Торе намеком — «а он сидел у входа в шатер».
Даже когда
человек находится в оhеле
(в шатре), а оhелем
часто называют синагогу или дом учения (например, «Оhалей
Яаков» (шатры Яакова). Так вот, бывает, что человек физически, вроде бы
находится в оhеле,
но его мысли витают среди дубов Мамре. И если подобное возможно, то возможно и
обратное — работая в дубраве, мысленно пребывать в шатрах Торы.
на основе комментариев рава Хаима Каневского
(один из самых выдающихся знатоков Торы нашего времени)
и
рава Яакова Йосефа Каца из Полонной
(автор книги «Толдот Яаков Йосеф», Польша, 1695-1781 гг.)
2.
Четыре входа для четырех групп
В Торе
говорится о том, как в знойный день Авраам сидел у входа в шатер.
Можно себе
представить, как он обозревал безжизненные, плавящиеся от жары окрестности.
И вдруг в его
поле зрения попадает группа путников, словно свалившихся с Неба или выросших
из-под земли.
Первое,
скорее — ближе к истине.
И тут мы
читаем о реакции Авраама — «И увидел, и побежал им навстречу от входа в шатер» (Берешит,
гл.18, ст. 2).
В Мидраше (Мидраш
Агада) рассказывается, что путники вначале были статичными, они, словно
поджидали, когда Авраам обратит на них внимание. Но как только он их заметил,
они сдвинулись с места и пошли. Причем — не в сторону Авраама.
Этим и
объясняется его поспешность. Он быстро прервал общение с Всевышним и побежал к
своим потенциальным гостям — навстречу им, как написано. Только исходя из
деталей описанной ситуации, вроде бы точнее было бы сказать, что Авраам побежал
вслед за идущими путниками. Или, к примеру — за ними.
Так в каком
направлении двигались эти, словно на голову свалившиеся путники, и куда бежал
Авраам?
Авраам был
широко известен своим гостеприимством. У его шатров было четыре входа, чтобы
прохожий, с какой бы стороны он ни шел прохожий — он обязательно оказался бы
перед входом в жилище. А того, кто останавливался у входа, всегда приглашали
войти внутрь и отдохнуть с дороги.
Итак, Авраам
заметил трех путников, стоявших в некотором отдалении. В этот момент они начали
движение, но не навстречу, не в сторону Авраама. Они не приближались, но и не
удалялись.
Получилось
так, что путники шли от одного входа к другому. Увидев это, Авраам побежал к
тому же входу, чтобы их встретить там. В результате вышло, что Авраам выбежал
навстречу путникам. О чем и сообщается в Торе.
Учителя
наставляют нас, что двери дома должны быть распахнуты для бедняков и для гостей
(трактат Авот, гл. 1, м. 5). Мы должны брать пример с Авраама,
жилище которого имело входы со всех четырех сторон света. И откуда бы ни шел
путник, ему не нужно было обходить дом в поисках двери. Он всегда оказывался
перед ней. И дверь для него гостеприимно распахивалась.
Четыре входа
авраамова шатра, ориентированные по четырем сторонам света, кроме
топографического, имели еще и социальный аспект.
Гостей,
когда-либо посетивших жилище Авраама, можно разделить на четыре группы.
С юга приходили мудрецы и философы. Ведь сказано в Талмуде (трактат Бава
Батра, лист 25): «Желаешь поумнеть — держись южной стороны».
Менора,
олицетворяющая высшую мудрость, располагалась в южной части Храма.
Вошедших
через южный вход, то есть любящих и ценящих мудрость, Авраам привлекал
нетривиальными рассуждениями, интеллектуальными доводами.
Торговцы и
всевозможные деловые люди входили к Аврааму через северный вход.
В Талмуде
(там же) дается рекомендация придерживаться севера тем, кто хочет разбогатеть.
Стол для
хлебов приношения, олицетворявший богатство, находился в северной части Храма.
И еще
сказано: «С севера воссияет золото» (Танах, книга пророка Иова,
гл. 37, ст. 22).
Торговцев
Авраам ссужал деньгами на приобретение товара, завязывал с ними финансовые
отношения и постепенно наставлял, как правильно, по справедливости вести дела. И
те, постигая справедливые законы Всевышнего, приближались к Нему.
На восточной
стороне шатра располагался вход для жизнерадостных людей с широкой душой, добрым
сердцем, веселым нравом. Ведь на востоке восходит солнце, а о свете Всевышний
сказал, что он «хорош».
Люди,
входившие в шатер Авраама через восточный вход, безусловно, были людьми
солнечными, светлыми и очень порядочными. Они обладали, прямотой и прекрасными
качествами характера. Авраам показывал им путь служения Творцу, делая акцент на
совершенство, цельность и гармонию.
В дом Авраама
могли попасть и темные люди, откровенные злодеи и преступники. Они входили с
западной стороны.
Почему именно
оттуда? Солнце, как известно, садится на западе. Значит, запад ассоциируется с
тьмой.
Авраам нес
свет людям. Злодеи приходили с запада, чтобы этот свет погасить. Но и их Авраам
старался приблизить к Творцу, чтобы сошли они с кривой дорожки злодейства, и
утвердились на пути к Всевышнему.
Мы видим, что
Авраам занимался обучением и приближением людей к Всевышнему, распространяя свою
деятельность на все четыре стороны света, и стараясь охватить как можно больше
людей.
Мы должны
брать с него пример и в гостеприимстве, и в работе с другими людьми. Если мы
хотим кого-то наставить на путь истинный, начинать следует с гостеприимства.
на основе комментария рава Шабтая Баса
(автор книги «Шифтей хахамим», Польша, 1641-1718 гг.)
3.
Кому полагается язык под горчичным соусом
В необычайно
знойный полдень Всевышний отправил к Аврааму трех своих посланников, трех
малахим (мн. ч. от слова малах, в условном переводе — «ангел»). И они
не замедлили предстать перед ним.
Но понял ли
Авраам, кто к нему пожаловал?
По его
обращению к пришедшим можно судить о том, кем он их считает.
Итак,
прочтем, какими словами Авраам встретил гостей. Написано: «Пусть же принесут
немного воды, и омойте ваши ноги, и прилягте под деревом» (Берешит,
гл. 18, ст. 4).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) объясняет, что Авраам подумал, что перед ним арабы, которые поклоняются
праху на ногах своих. А он строго следил за тем, чтобы не допустить в свой дом
предметов языческого культа.
Выходит,
Авраам не знал, что общается с малахим.
В Талмуде
(трактат Йевамот, лист 122) сказано, что малах не
отбрасывает тень. Так неужели Авраам не обратил внимания на эту деталь?
Но это
происходило, когда солнце стояло в зените, а в это ничто не отбрасывало тень.
Авраам знал, что тени исчезают в полдень. Поэтому отсутствие у путников теней, в
его глазах выглядело нормальным.
Отсюда и
обычное для тех реалий предложение омыть ноги.
После
соблюдения формальностей, Авраам перешел к следующим пунктам
программы.
Заметим, что
подобной программы придерживаются и в наше время многие организации,
занимающиеся приближением людей к Торе.
Организуя
семинар, участников, прежде всего, нужно разместить удобно и по возможности с
комфортом. Затем — накормить, вкусно, но не обильно.
В общем,
современные просветительские организации следуют путем, проложенным еще
Авраамом. Разве, что только ноги не всегда предлагают омыть.
Итак, Авраам
разместил своих гостей под деревом и потчевал языками в горчичном соусе.
В Мидраше
говорится, что дерево, под которым Авраам принимал своих гостей, обладало
удивительными свойствами. Оно помогало определить уровень честности и
порядочности гостей, благодаря чему Авраам выбирал наиболее оптимальный способ
общения с ними.
В книге
Зогар добавляется, что дерево это еще и выявляло, находится ли гость
в состоянии духовной чистоты (на языке Торы оно называется — теhора),
или он — нечист (по понятиям Торы — таме; подробнее о понятиях таhор
и таме — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы
Тазриа, первый годовой цикл обсуждения).
Рядом с
деревом бежал родник живой воды, который служил миквой для тех, кто был
таме. Вода поднималась навстречу им.
Авраам
прекрасно разбирался в людях. При помощи ли чудесного дерева, или благодаря
собственной проницательности и опыту, он быстро понимал — кто перед ним.
Но что
Аврааму нужно было знать?
Он искал и
очень ценил в людях наличие трех качеств — богобоязненность, милосердие и умение
довольствоваться малым. Их он считал важнейшей основой всего. Тому, кто обладал
всеми этими качествами, Авраам, в знак особого расположения, подавал вкуснейший
язык под горчичным соусом.
Кстати, и
пришедшие к Аврааму малахим угощались тремя языками в горчице. Язык,
конечно же — деликатес. Но почему именно под горчичным соусом?
На самом
деле, горчица, кроме особого вкуса, придаваемого блюду и делающего его
изысканным, еще содержит намек на качества, столь ценимые Авраамом. Так
выражение «ба-хардаль» (в горчице) созвучно словосочетанию — «бохер
ба-даль» (отдает предпочтение бедняку) и символизирует милосердие,
проявляемое к малоимущим.
Из букв
выражения «ба-хардаль» можно составить слова «хадаль рав», которые
можно перевести как «не гонится за количеством». То есть — довольствуется малым.
А еще из этих
букв получается выражение «харад лев» (сердце, наполненное трепетом),
намекающее на богобоязненность.
Таким
образом, мы видим, что в доме Авраама, кроме гостеприимства и кулинарных
изысков, можно было найти мудрость, чистоту и высокие морально-этические нормы.
на основе комментария Виленского Гаона
(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший
титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)
4.
Песах и Суккот — под одним и тем же деревом
Посланники
Всевышнего, малахим (мн. ч. от слова малах, в условном переводе —
«ангел»), прибыли к нему в необычайно раскаленный полдень. Авраам принял их за
обычных путников, бедуинов. И вот, он обращается к своим гостям, говоря — «Пусть
же принесут немного воды, и омойте ваши ноги, и прилягте под деревом» (Берешит,
гл. 18, ст. 4).
В Мидраше
Ялкут Шимони приводятся слова Всевышнего: «Ты предложил своим гостям отдохнуть в
тени дерева, в заслугу этого, Я дам твоим потомкам заповедь о сукке — "В
суккот (в шалашах) обитайте семь дней"» (Ваикра, гл. 23, ст. 42).
Нам предстоит
выяснить, какая связь между предложением расположиться под деревом и заповедью о
сукке?
Прежде
ответим на вопрос — почему Авраам принимал гостей под деревом, почему не
пригласил их войти в свое жилище, как это принято?
Люди
поколения Авраама, в массе своей, были язычниками и придерживались
распространенных в их среде убеждений и верований. Они верили в силу своих рук и
крепость мышц. Авраам же распространял в мире веру в Творца.
В Талмуде
(трактат Сота, лист 10) рассказывается, что Авраам ставил свои
шатры у проезжей дороги, в оживленном месте, и всех путников, проходивших мимо,
приглашал к себе. Он их кормил и поил, давал отдохнуть с дороги, предоставлял
ночлег. Словом — принимал по-царски. И когда те перед уходом начинали его
благословлять и благодарить, он им заявлял:
— Это не мое.
Все принадлежит только Всевышнему. Его и благодарите, Его и благословляйте!
Как видим,
именно Аврааму пришла в голову идея семинаров по приближению людей к Всевышнему.
Когда перед
ним предстали три путника, он принял их, как говорится в Талмуде (трактат
Бава Мециа, лист 86) за обычных язычников, поклоняющихся пыли на ногах.
Было такое верование, что, идя шаг за шагом, прикладывая усилия и копя пыль на
ногах, можно многого достичь.
Впрочем, это
верование никуда не делось. Его адептов вполне можно встретить и в наши дни. Для
них характерны высказывания — «Я выстроил свой бизнес сам, по кирпичику, от
начала и до конца, вот этими вот руками, десятью пальцами!».
Или — «Я всего достиг сам, за счет моих талантов, способностей, силы, хитрости и
упорства!».
Авраам,
столкнувшись с такими проблемами, решает их эффективно и просто: «Поклоняетесь
пыли ног? Пусть же принесут немного воды, и омойте ваши ноги. Смойте с них прах
глупых верований и предрассудков». А затем добавляет: «И прилягте под деревом».
В его словах
заключался намек на то, что это дерево, посаженное человеком — не зацветет и не
принесет плоды, если Всевышний не прольет на него живительный дождь.
Точно так же
— любое дело человека, включая его бизнес и т.п. Успех достигается не за счет
прикладываемых усилий (хотя они и важно), но — с одобрения Всевышнего.
В заслугу
того, что Авраам распространял в мире веру в Творца (примером тому может служить
его обращение к гостям — «И прилягте под деревом») — Всевышний даровал его
потомкам заповедь о сукке. И это — напоминание о преходящем характере, зыбкости
и конечности всего материального.
Как-то рав
Йосеф-Дов Соловейчик (автор книги Бейт
hа-Леви,
глава Воложинской йешивы, главный раввин Брест-Литовска,
один из крупнейших раввинов второй половины 19-го – начала 20-го вв.) изучал со
своим внуком нашу недельную главу.
— Видишь,
Авраам велит Саре замесить тесто и испечь лепешки (Берешит, гл.
18, ст. 6), — обратился раввин к юноше. — Отсюда можно предположить, что встреча
Авраама с посланниками Всевышнего произошла в Песах. Ты мог бы доказать это по
тексту главы?
— Конечно!
Почему Авраам предлагает своим гостям прилечь под деревом? Потому что во время
Пасхального Седера следует возлежать, — начал свое рассуждение внук.
— Молодец! А
теперь опровергни сказанное тобой!
— Написано,
что посланники пришли к Аврааму в знойный полдень. Но Седер с возлежанием
проводят ночью, а не днем. Значит, это был не Песах...
на основе комментариев рава
Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера
(глава знаменитой йешивы города Пресбурга; известен и как Ктав
Софер —
по названию написанной им книги «Ктав Софер»; Словакия – Венгрия, 1815-1871 гг.)
и рава Йосефа-Дова Соловейчика
(автор книги «Бейт
hа-Леви»,
глава Воложинской йешивы, главный раввин Брест-Литовска,
один из крупнейших раввинов второй половины 19-го – начала 20-го вв.)
5.
Быть праведником, но — не за счет других
Написано в
нашей недельной главе: «Пусть же принесут немного воды, и омойте ваши ноги, и
прилягте под деревом» (Берешит, гл. 18, ст. 4).
В просьбе
принести немного воды содержится намек на Тору. Ведь Тора уподоблена воде.
В Талмуде
(трактат Нида, лист 70) говорится, что тот, кто хочет набраться
мудрости, должен больше времени проводить за учебой, больше изучать Тору. Только
одного этого не достаточно. Многие целыми днями протирают штаны в йешивах, но
умнее от этого не становятся. Потому что необходима еще и молитва. О мудрости
следует просить.
В нашем
фрагменте содержится намек на оба правила.
Сказано: «И
прилягте под деревом».
Но что
находится под деревом?
В оригинале
написано — «hа-эц».
Это слово состоит из букв
hей,
аин и цадик.
Что находится
под ними?
Под
hей
прячется вав. За айном стоит фе. После цадика идет
буква куф. Гематрия (числовое значение) этих найденных букв — 186. Такая
же гематрия у одного из имен Всевышнего —
hа-Маком.
Таким
образом, слова Авраама превращаются в наставление — «Пусть же принесут немного
воды» (под водой подразумевается Тора). Здесь вы сможете ее изучать. Только если
вы хотите получать пользу — не забудьте заглянуть под дерево. Подразумеваются
обращения к Всевышнему с просьбами, чтобы Он помог приобрести мудрость.
Авраам
принимал гостей на широкую ногу, угощал их изысканными блюдами, старался
услужить каждому. Но на воде почему-то экономил. «Пусть же принесут немного
воды», — произносит он.
Как это
объяснить?
Раби Исраэля
Салантера
(основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли
этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век) как-то пригласил на
субботнюю трапезу один из богатейших людей Ковно. Хозяин дома обратил внимание,
что рав во время омовения рук перед едой, очень экономно расходует воду.
— Уважаемый
раввин! — сказал он. — У нас нет недостатка в воде.
— Я знаю, что
вода в достатке. Только ее набирает осиротевшая девушка, что работает у тебя
прислугой. Для этого она спускается с ведрами к реке и потом тащит тяжелые ведра
в гору. Если я буду каждый раз выливать на руку полную кружку воды — получится,
что я выполняю заповедь за счет бедной прислуги, которую лишний раз погонят за
водой…
Авраам
принимал гостей с размахом. При этом старался все делать для них сам или
поручать жене, с которой они, как известно, составляли единое целое.
Однако воду
приносил слуга. Поэтому воду Авраам экономил. Он не желал быть праведником за
счет других.
Один человек
хотел зарекомендовать себя праведником. Несмотря на то, что многим был должен —
он раздавал деньги бедным щедрой рукой.
— Что ты
строишь из себя праведника, — сказали ему, — Сперва верни долги кредиторам, а уж
потом будешь изображать короля цедаки (пожертвований)…
на основе комментария раби Исраэля-Меира
hа-Коэн
(Хафец Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Вайера»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 18, ст. 1 — гл. 22, ст. 24
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: “И
открылся ему (Аврааму) в дубраве Мамре...”.
Открылся
на иврите - вайера.
Обсуждение главы
Вайера
1.
Думай не о работе во время молитвы, но и на работе думай о Всевышнем
Наша
недельная глава начинается словами — «И открылся ему Всевышний в Элоней-Мамре, а
он сидел у входа в шатер, потому что выдался знойный день» (Берешит,
гл. 18, ст. 1).
Речь идет
здесь речь об Аврааме. Он, как известно, выполнял все заповеди Торы задолго до
того, как Всевышний официально представил ее народам.
Сейчас
сказали бы, что Авраам использовал «бета-версию». Но Тора, к счастью, не
написана языком того или иного поколения.
Обычно то,
что сейчас выглядит современным, лет через 100-200 будет никому не нужным,
устаревшим анахронизмом, интересным лишь узкому кругу специалистов.
Поэтому Тора
обращается к нам на универсальном, вечном языке.
В Талмуде
(трактат Рош
hа-Шана,
лист 11) говорится, что описываемые события происходили в Суккот. В связи с этим
возникает вопрос: почему Авраам не сидел в сукке?
Тора, как
будто бы предчувствуя это недоумение, тут же дает ответ — «потому что выдался
знойный день».
Если в
сукке человек испытывает сильный дискомфорт — он не должен сидеть в ней.
Аврааму в
сукке было невыносимо жарко, и он вышел из нее в более прохладное место.
Сукка
олицетворяет собой Шехину (Присутствие Всевышнего в нашем мире). Авраам,
из-за сильной жары и духоты — не мог физически находиться в сукке, но
мыслями он был с Творцом.
Мысленно
Авраам постоянно был с Всевышним — ходил перед Ним. Поэтому он всегда помогал
людям, поддерживал их и заботился о них.
Мы, потомки
Авраама — тоже должны стараться направлять свои мысли к Творцу. Причем, делать
это следует и тогда, когда мы заняты повседневными, будничными делами, и
занимаясь работой, решая бытовые проблемы и добывая пропитание.
Разве это
возможно? — спросят меня.
Да, вполне
возможно.
В синагоге
очень хорошо думается о предстоящих делах. А во время молитвы, где только мы ни
побываем. Мысленно, конечно же — не сходя с места. Порой мы и не помним,
молились ли мы?
Всем
известно, что самые сладкие сны снятся перед раскрытым томом Талмуда. И если мы
научились распределять семейный бюджет, молясь шахарит (утренняя молитва)
— почему бы нам не научиться обращаться к Всевышнему, включая компьютер,
отправляясь на прогулку, садясь за руль автомобиля (речь не о поисках парковки),
готовя обед (не из страха перед несварением желудка).
Написано: «И
открылся ему Всевышний в Элоней-Мамре».
В этих словах
Торы содержится наставление. Если ты хочешь, чтобы Творец открылся тебе — не
забывай о Нем. Даже в те часы и минуты, когда ты находишься в Элоней-Мамре, в
дубраве Мамре. Когда ты погружен в повседневные дела, в заботы о материальном
(дуб символизирует материальность).
Но разве
возможно размышлять о Всевышнем, когда голова занята работой?
Ответ на этот
вопрос дан в Торе намеком — «а он сидел у входа в шатер».
Даже когда
человек находится в оhеле
(в шатре), а оhелем
часто называют синагогу или дом учения (например, «Оhалей
Яаков» (шатры Яакова). Так вот, бывает, что человек физически, вроде бы
находится в оhеле,
но его мысли витают среди дубов Мамре. И если подобное возможно, то возможно и
обратное — работая в дубраве, мысленно пребывать в шатрах Торы.
на основе комментариев рава Хаима Каневского
(один из самых выдающихся знатоков Торы нашего времени)
и
рава Яакова Йосефа Каца из Полонной
(автор книги «Толдот Яаков Йосеф», Польша, 1695-1781 гг.)
2.
Четыре входа для четырех групп
В Торе
говорится о том, как в знойный день Авраам сидел у входа в шатер.
Можно себе
представить, как он обозревал безжизненные, плавящиеся от жары окрестности.
И вдруг в его
поле зрения попадает группа путников, словно свалившихся с Неба или выросших
из-под земли.
Первое,
скорее — ближе к истине.
И тут мы
читаем о реакции Авраама — «И увидел, и побежал им навстречу от входа в шатер» (Берешит,
гл.18, ст. 2).
В Мидраше (Мидраш
Агада) рассказывается, что путники вначале были статичными, они, словно
поджидали, когда Авраам обратит на них внимание. Но как только он их заметил,
они сдвинулись с места и пошли. Причем — не в сторону Авраама.
Этим и
объясняется его поспешность. Он быстро прервал общение с Всевышним и побежал к
своим потенциальным гостям — навстречу им, как написано. Только исходя из
деталей описанной ситуации, вроде бы точнее было бы сказать, что Авраам побежал
вслед за идущими путниками. Или, к примеру — за ними.
Так в каком
направлении двигались эти, словно на голову свалившиеся путники, и куда бежал
Авраам?
Авраам был
широко известен своим гостеприимством. У его шатров было четыре входа, чтобы
прохожий, с какой бы стороны он ни шел прохожий — он обязательно оказался бы
перед входом в жилище. А того, кто останавливался у входа, всегда приглашали
войти внутрь и отдохнуть с дороги.
Итак, Авраам
заметил трех путников, стоявших в некотором отдалении. В этот момент они начали
движение, но не навстречу, не в сторону Авраама. Они не приближались, но и не
удалялись.
Получилось
так, что путники шли от одного входа к другому. Увидев это, Авраам побежал к
тому же входу, чтобы их встретить там. В результате вышло, что Авраам выбежал
навстречу путникам. О чем и сообщается в Торе.
Учителя
наставляют нас, что двери дома должны быть распахнуты для бедняков и для гостей
(трактат Авот, гл. 1, м. 5). Мы должны брать пример с Авраама,
жилище которого имело входы со всех четырех сторон света. И откуда бы ни шел
путник, ему не нужно было обходить дом в поисках двери. Он всегда оказывался
перед ней. И дверь для него гостеприимно распахивалась.
Четыре входа
авраамова шатра, ориентированные по четырем сторонам света, кроме
топографического, имели еще и социальный аспект.
Гостей,
когда-либо посетивших жилище Авраама, можно разделить на четыре группы.
С юга приходили мудрецы и философы. Ведь сказано в Талмуде (трактат Бава
Батра, лист 25): «Желаешь поумнеть — держись южной стороны».
Менора,
олицетворяющая высшую мудрость, располагалась в южной части Храма.
Вошедших
через южный вход, то есть любящих и ценящих мудрость, Авраам привлекал
нетривиальными рассуждениями, интеллектуальными доводами.
Торговцы и
всевозможные деловые люди входили к Аврааму через северный вход.
В Талмуде
(там же) дается рекомендация придерживаться севера тем, кто хочет разбогатеть.
Стол для
хлебов приношения, олицетворявший богатство, находился в северной части Храма.
И еще
сказано: «С севера воссияет золото» (Танах, книга пророка Иова,
гл. 37, ст. 22).
Торговцев
Авраам ссужал деньгами на приобретение товара, завязывал с ними финансовые
отношения и постепенно наставлял, как правильно, по справедливости вести дела. И
те, постигая справедливые законы Всевышнего, приближались к Нему.
На восточной
стороне шатра располагался вход для жизнерадостных людей с широкой душой, добрым
сердцем, веселым нравом. Ведь на востоке восходит солнце, а о свете Всевышний
сказал, что он «хорош».
Люди,
входившие в шатер Авраама через восточный вход, безусловно, были людьми
солнечными, светлыми и очень порядочными. Они обладали, прямотой и прекрасными
качествами характера. Авраам показывал им путь служения Творцу, делая акцент на
совершенство, цельность и гармонию.
В дом Авраама
могли попасть и темные люди, откровенные злодеи и преступники. Они входили с
западной стороны.
Почему именно
оттуда? Солнце, как известно, садится на западе. Значит, запад ассоциируется с
тьмой.
Авраам нес
свет людям. Злодеи приходили с запада, чтобы этот свет погасить. Но и их Авраам
старался приблизить к Творцу, чтобы сошли они с кривой дорожки злодейства, и
утвердились на пути к Всевышнему.
Мы видим, что
Авраам занимался обучением и приближением людей к Всевышнему, распространяя свою
деятельность на все четыре стороны света, и стараясь охватить как можно больше
людей.
Мы должны
брать с него пример и в гостеприимстве, и в работе с другими людьми. Если мы
хотим кого-то наставить на путь истинный, начинать следует с гостеприимства.
на основе комментария рава Шабтая Баса
(автор книги «Шифтей хахамим», Польша, 1641-1718 гг.)
3.
Кому полагается язык под горчичным соусом
В необычайно
знойный полдень Всевышний отправил к Аврааму трех своих посланников, трех
малахим (мн. ч. от слова малах, в условном переводе — «ангел»). И они
не замедлили предстать перед ним.
Но понял ли
Авраам, кто к нему пожаловал?
По его
обращению к пришедшим можно судить о том, кем он их считает.
Итак,
прочтем, какими словами Авраам встретил гостей. Написано: «Пусть же принесут
немного воды, и омойте ваши ноги, и прилягте под деревом» (Берешит,
гл. 18, ст. 4).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) объясняет, что Авраам подумал, что перед ним арабы, которые поклоняются
праху на ногах своих. А он строго следил за тем, чтобы не допустить в свой дом
предметов языческого культа.
Выходит,
Авраам не знал, что общается с малахим.
В Талмуде
(трактат Йевамот, лист 122) сказано, что малах не
отбрасывает тень. Так неужели Авраам не обратил внимания на эту деталь?
Но это
происходило, когда солнце стояло в зените, а в это ничто не отбрасывало тень.
Авраам знал, что тени исчезают в полдень. Поэтому отсутствие у путников теней, в
его глазах выглядело нормальным.
Отсюда и
обычное для тех реалий предложение омыть ноги.
После
соблюдения формальностей, Авраам перешел к следующим пунктам
программы.
Заметим, что
подобной программы придерживаются и в наше время многие организации,
занимающиеся приближением людей к Торе.
Организуя
семинар, участников, прежде всего, нужно разместить удобно и по возможности с
комфортом. Затем — накормить, вкусно, но не обильно.
В общем,
современные просветительские организации следуют путем, проложенным еще
Авраамом. Разве, что только ноги не всегда предлагают омыть.
Итак, Авраам
разместил своих гостей под деревом и потчевал языками в горчичном соусе.
В Мидраше
говорится, что дерево, под которым Авраам принимал своих гостей, обладало
удивительными свойствами. Оно помогало определить уровень честности и
порядочности гостей, благодаря чему Авраам выбирал наиболее оптимальный способ
общения с ними.
В книге
Зогар добавляется, что дерево это еще и выявляло, находится ли гость
в состоянии духовной чистоты (на языке Торы оно называется — теhора),
или он — нечист (по понятиям Торы — таме; подробнее о понятиях таhор
и таме — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы
Тазриа, первый годовой цикл обсуждения).
Рядом с
деревом бежал родник живой воды, который служил миквой для тех, кто был
таме. Вода поднималась навстречу им.
Авраам
прекрасно разбирался в людях. При помощи ли чудесного дерева, или благодаря
собственной проницательности и опыту, он быстро понимал — кто перед ним.
Но что
Аврааму нужно было знать?
Он искал и
очень ценил в людях наличие трех качеств — богобоязненность, милосердие и умение
довольствоваться малым. Их он считал важнейшей основой всего. Тому, кто обладал
всеми этими качествами, Авраам, в знак особого расположения, подавал вкуснейший
язык под горчичным соусом.
Кстати, и
пришедшие к Аврааму малахим угощались тремя языками в горчице. Язык,
конечно же — деликатес. Но почему именно под горчичным соусом?
На самом
деле, горчица, кроме особого вкуса, придаваемого блюду и делающего его
изысканным, еще содержит намек на качества, столь ценимые Авраамом. Так
выражение «ба-хардаль» (в горчице) созвучно словосочетанию — «бохер
ба-даль» (отдает предпочтение бедняку) и символизирует милосердие,
проявляемое к малоимущим.
Из букв
выражения «ба-хардаль» можно составить слова «хадаль рав», которые
можно перевести как «не гонится за количеством». То есть — довольствуется малым.
А еще из этих
букв получается выражение «харад лев» (сердце, наполненное трепетом),
намекающее на богобоязненность.
Таким
образом, мы видим, что в доме Авраама, кроме гостеприимства и кулинарных
изысков, можно было найти мудрость, чистоту и высокие морально-этические нормы.
на основе комментария Виленского Гаона
(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший
титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)
4.
Песах и Суккот — под одним и тем же деревом
Посланники
Всевышнего, малахим (мн. ч. от слова малах, в условном переводе —
«ангел»), прибыли к нему в необычайно раскаленный полдень. Авраам принял их за
обычных путников, бедуинов. И вот, он обращается к своим гостям, говоря — «Пусть
же принесут немного воды, и омойте ваши ноги, и прилягте под деревом» (Берешит,
гл. 18, ст. 4).
В Мидраше
Ялкут Шимони приводятся слова Всевышнего: «Ты предложил своим гостям отдохнуть в
тени дерева, в заслугу этого, Я дам твоим потомкам заповедь о сукке — "В
суккот (в шалашах) обитайте семь дней"» (Ваикра, гл. 23, ст. 42).
Нам предстоит
выяснить, какая связь между предложением расположиться под деревом и заповедью о
сукке?
Прежде
ответим на вопрос — почему Авраам принимал гостей под деревом, почему не
пригласил их войти в свое жилище, как это принято?
Люди
поколения Авраама, в массе своей, были язычниками и придерживались
распространенных в их среде убеждений и верований. Они верили в силу своих рук и
крепость мышц. Авраам же распространял в мире веру в Творца.
В Талмуде
(трактат Сота, лист 10) рассказывается, что Авраам ставил свои
шатры у проезжей дороги, в оживленном месте, и всех путников, проходивших мимо,
приглашал к себе. Он их кормил и поил, давал отдохнуть с дороги, предоставлял
ночлег. Словом — принимал по-царски. И когда те перед уходом начинали его
благословлять и благодарить, он им заявлял:
— Это не мое.
Все принадлежит только Всевышнему. Его и благодарите, Его и благословляйте!
Как видим,
именно Аврааму пришла в голову идея семинаров по приближению людей к Всевышнему.
Когда перед
ним предстали три путника, он принял их, как говорится в Талмуде (трактат
Бава Мециа, лист 86) за обычных язычников, поклоняющихся пыли на ногах.
Было такое верование, что, идя шаг за шагом, прикладывая усилия и копя пыль на
ногах, можно многого достичь.
Впрочем, это
верование никуда не делось. Его адептов вполне можно встретить и в наши дни. Для
них характерны высказывания — «Я выстроил свой бизнес сам, по кирпичику, от
начала и до конца, вот этими вот руками, десятью пальцами!».
Или — «Я всего достиг сам, за счет моих талантов, способностей, силы, хитрости и
упорства!».
Авраам,
столкнувшись с такими проблемами, решает их эффективно и просто: «Поклоняетесь
пыли ног? Пусть же принесут немного воды, и омойте ваши ноги. Смойте с них прах
глупых верований и предрассудков». А затем добавляет: «И прилягте под деревом».
В его словах
заключался намек на то, что это дерево, посаженное человеком — не зацветет и не
принесет плоды, если Всевышний не прольет на него живительный дождь.
Точно так же
— любое дело человека, включая его бизнес и т.п. Успех достигается не за счет
прикладываемых усилий (хотя они и важно), но — с одобрения Всевышнего.
В заслугу
того, что Авраам распространял в мире веру в Творца (примером тому может служить
его обращение к гостям — «И прилягте под деревом») — Всевышний даровал его
потомкам заповедь о сукке. И это — напоминание о преходящем характере, зыбкости
и конечности всего материального.
Как-то рав
Йосеф-Дов Соловейчик (автор книги Бейт
hа-Леви,
глава Воложинской йешивы, главный раввин Брест-Литовска,
один из крупнейших раввинов второй половины 19-го – начала 20-го вв.) изучал со
своим внуком нашу недельную главу.
— Видишь,
Авраам велит Саре замесить тесто и испечь лепешки (Берешит, гл.
18, ст. 6), — обратился раввин к юноше. — Отсюда можно предположить, что встреча
Авраама с посланниками Всевышнего произошла в Песах. Ты мог бы доказать это по
тексту главы?
— Конечно!
Почему Авраам предлагает своим гостям прилечь под деревом? Потому что во время
Пасхального Седера следует возлежать, — начал свое рассуждение внук.
— Молодец! А
теперь опровергни сказанное тобой!
— Написано,
что посланники пришли к Аврааму в знойный полдень. Но Седер с возлежанием
проводят ночью, а не днем. Значит, это был не Песах...
на основе комментариев рава
Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера
(глава знаменитой йешивы города Пресбурга; известен и как Ктав
Софер —
по названию написанной им книги «Ктав Софер»; Словакия – Венгрия, 1815-1871 гг.)
и рава Йосефа-Дова Соловейчика
(автор книги «Бейт
hа-Леви»,
глава Воложинской йешивы, главный раввин Брест-Литовска,
один из крупнейших раввинов второй половины 19-го – начала 20-го вв.)
5.
Быть праведником, но — не за счет других
Написано в
нашей недельной главе: «Пусть же принесут немного воды, и омойте ваши ноги, и
прилягте под деревом» (Берешит, гл. 18, ст. 4).
В просьбе
принести немного воды содержится намек на Тору. Ведь Тора уподоблена воде.
В Талмуде
(трактат Нида, лист 70) говорится, что тот, кто хочет набраться
мудрости, должен больше времени проводить за учебой, больше изучать Тору. Только
одного этого не достаточно. Многие целыми днями протирают штаны в йешивах, но
умнее от этого не становятся. Потому что необходима еще и молитва. О мудрости
следует просить.
В нашем
фрагменте содержится намек на оба правила.
Сказано: «И
прилягте под деревом».
Но что
находится под деревом?
В оригинале
написано — «hа-эц».
Это слово состоит из букв
hей,
аин и цадик.
Что находится
под ними?
Под
hей
прячется вав. За айном стоит фе. После цадика идет
буква куф. Гематрия (числовое значение) этих найденных букв — 186. Такая
же гематрия у одного из имен Всевышнего —
hа-Маком.
Таким
образом, слова Авраама превращаются в наставление — «Пусть же принесут немного
воды» (под водой подразумевается Тора). Здесь вы сможете ее изучать. Только если
вы хотите получать пользу — не забудьте заглянуть под дерево. Подразумеваются
обращения к Всевышнему с просьбами, чтобы Он помог приобрести мудрость.
Авраам
принимал гостей на широкую ногу, угощал их изысканными блюдами, старался
услужить каждому. Но на воде почему-то экономил. «Пусть же принесут немного
воды», — произносит он.
Как это
объяснить?
Раби Исраэля
Салантера
(основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли
этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век) как-то пригласил на
субботнюю трапезу один из богатейших людей Ковно. Хозяин дома обратил внимание,
что рав во время омовения рук перед едой, очень экономно расходует воду.
— Уважаемый
раввин! — сказал он. — У нас нет недостатка в воде.
— Я знаю, что
вода в достатке. Только ее набирает осиротевшая девушка, что работает у тебя
прислугой. Для этого она спускается с ведрами к реке и потом тащит тяжелые ведра
в гору. Если я буду каждый раз выливать на руку полную кружку воды — получится,
что я выполняю заповедь за счет бедной прислуги, которую лишний раз погонят за
водой…
Авраам
принимал гостей с размахом. При этом старался все делать для них сам или
поручать жене, с которой они, как известно, составляли единое целое.
Однако воду
приносил слуга. Поэтому воду Авраам экономил. Он не желал быть праведником за
счет других.
Один человек
хотел зарекомендовать себя праведником. Несмотря на то, что многим был должен —
он раздавал деньги бедным щедрой рукой.
— Что ты
строишь из себя праведника, — сказали ему, — Сперва верни долги кредиторам, а уж
потом будешь изображать короля цедаки (пожертвований)…
на основе комментария раби Исраэля-Меира
hа-Коэн
(Хафец Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|