New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА “БЕ-hАР”
Место в Торе: Ваикра,
гл. 25, ст. 1 — гл. 26, ст. 2.
Почему она так называется?
В первой фразе сказано: «И говорил Всевышний с Моше на горе Синай…».
Бе-hар в переводе с иврита — на горе.
Обсуждение главы «БЕ-hАР»
06.05.07
В начале нашей недельной главы Тора дает нам заповеди, касающиеся земледелия
в Эрец Исраэль, в том числе — о «субботнем», седьмом годе (год шмиты),
когда нельзя ни сеять, ни собирать урожай, ибо это, как сказано — «суббота покоя
да будет для земли…» (Ваикра, гл. 25, ст. 5).
И далее читаем: «И отсчитай себе семь субботних лет, и выйдет у тебя времени
семи этих субботних лет — сорок девять лет» (Ваикра, гл. 25, ст.
8).
Тут сразу же возникает вопрос: зачем в Торе вся эта «арифметика»? Разве мы
сами не в состоянии сосчитать, что семь, помноженное на семь, будет сорок
девять? Однако опыт чтения наших обзоров недельных глав должен подсказать нам:
если в Торе говорится о чем-то «слишком уж очевидном», значит, здесь скрыт
глубокий, не лежащий на поверхности смысл, который надо постараться постичь.
В данном отрывке, — разъясняет, анализируя фрагмент, рабейну Бехае
(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по
вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век), — содержится намек на йовель
(«юбилей», пятидесятый год).
В понятие «йовель», — пишет
рав Пинхас а-Леви
(великий Учитель; Барселона, Испания, Средние века) в своей книге Сефер
а-Хинух («Книга воспитания»), — заложено особое содержание, в нем
закодирован возможный сценарий развития мировой истории.
Во многих заповедях Торы фигурирует принцип семи. Так, в неделе шесть рабочих
дней, а седьмой день — шаббат. После шести обычных лет наступает седьмой
год — год шмиты, со своими особыми законами. После семи лет шмиты
приходит йовель.
Число «семь» встречается не только в заповедях. Когда Авимелех, правитель
города Герара (в юго-западной части Эрец Исраэль) пришел заключать союз с
Авраамом, Авраам попросил лишь право владения колодцем с живой водой (живая вода
— метафора, обозначающая Тору) и отдал Авимелеху семь овец. Как написано: «Вот
эти семь овец возьмешь ты из рук моих, чтобы служило мне это свидетельством, что
я выкопал этот колодец» (Берешит, гл. 21, ст. 30).
На иврите слово «семь» (шева) созвучно со словом клятва —
шевуа.
Оно встречается в тексте Торы, во фрагменте, сообщающем о заключении союза между
Авимелехом и сыном Авраама, Ицхаком. В этом фрагменте читаем: «…И встали они
рано утром, и поклялись друг другу, и отпустил их Ицхак, и они ушли от него с
миром. И было в тот день, пришли слуги Ицхака и сообщили ему о колодце, который
выкопали. И сказали — мы нашли воду. И он назвал его (колодец) — «Клятва». И имя
города того Беэр Шева до сего дня» (Берешит, гл. 26, ст. 31-33).
Из Торы мы знаем также, что Билам (нееврейский пророк), когда ему надо было
заручиться поддержкой Всевышнего, построил семь мизбеахов (мизбеах
в условном переводе — «жертвенник»).
Принцип «семи», — пишет
Маѓараль (раби
Иегуда Лива; один из величайших комментаторов Торы и Талмуда, автор многих
основополагающих мировоззренческих книг, главный раввин Праги — Чехия; 16-й
век), — лежит в основе структуры и материального и духовного миров.
В природе — семь цветов радуги. В музыке — семь нот и т.п. Отсюда следует
вывод, что «семь» — это полное раскрытие какого-либо явления (например, полный
световой спектр) или завершенного цикла.
За цифрой «семь» идет цифра «восемь». И это — уже переход на качественно иной
уровень. Число «восемь» символизирует Будущий мир.
Когда мы вычисляем годы шмиты, за порядковым числительным «седьмой», у
нас идет — «первый». То есть седьмой год завершает определенный природный цикл,
а в следующий за ним, обычный год происходит обновление — он будет первым годом
нового семилетнего цикла.
Наиболее полное обновление, — отмечают Учителя, — происходит в год, который
еврейская традиция называет йовелем, когда завершаются семь семилетних
циклов. И в Торе об этом сказано так: «И освятите пятидесятый год, и объявите
свободу на земле всем жителям ее, йовелем будет он у вас. И возвратитесь
каждый во владение свое, и каждый к семейству своему…» (Ваикра,
гл. 25, ст. 10).
Но чем же на практике характеризуется этот «юбилейный» год?
07.05.07
Йовель (каждый пятидесятый год) — это возвращение к корням, с
которого и начинается «тотальное» обновление.
Анализируя, пусть даже в самых общих чертах, историю человечества, нельзя не
заметить, что ее развитие — циклично. В мире, допустим, появляются некие новые
идеи. Они захватывают людские умы, меняют (в той или иной степени, иногда — до
неузнаваемости) устои общества… Но неизменно наступает момент отрезвления,
который влечет за собой возвращение к тому, что «проверено временем».
Эти моменты возвращения к уровню Адама, первого человека на Земле, и
олицетворяют собой годы шмиты и годы йовеля.
Известно, что человечеству на духовные поиски отпущено, самое большее — шесть
тысяч лет. Седьмое тысячелетие станет эпохой Машиаха, и жизнь
человечества будет качественно отличаться от той, которую они вели во все
предыдущие времена (см. на сайте, к примеру, ответ
«Что будет, когда придет
Машиах?»). Кардинальные изменения коснутся и духовной и
материальной сфер. В обновленном седьмым тысячелетием мире не будет, например,
войн, оружие утратит всякий смысл и значение. Даже в животном мире исчезнет
насилие и кровопролитие.
Однако следует отметить, что, несмотря на всю «экстраординарность» такого
жизненного уклада, нельзя все же сказать, что абсолютно все, что будет
происходить в мире в эпоху Машиаха — нечто совершенно новое, неизвестное
человечеству за всю его историю. Именно такой жизненный уклад уже существовал —
в период, когда Адам и Хава наслаждались жизнью в Ган Эдене (Райский сад)
и еще не совершили роковой ошибки (см. на сайте ответ
«Если бы Адам не съел
плод…»), за которую были наказаны. Причем, не только они, но — все
человечество).
Каждый год шмиты — это напоминание о том периоде. И не только
напоминание. Каждый год шмиты несет в себе потенциал перехода в Будущий
мир — к жизненному устройству эры Машиаха.
Таким образом, мы можем сказать, что годы шмиты и йовеля — не
только напоминание о прошлом, но и воспоминание о будущем.
Заслуживает особого внимания факт, что на протяжении последнего отрезка
новейшей истории большинство ключевых, определяющих судьбу еврейского народа
событий, произошли либо в год, предшествовавший году шмиты, либо в сам
год шмиты, либо в год, который за ним следует (восьмой год — моцаэй
швиит).
Так, на следующий год после года шмиты появилась Декларация Бальфура и
началась Вторая мировая война, а также — Шестидневная война, война Йом Кипура,
война в Персидском заливе и интифада 1988-го года.
Соглашение Осло было подписано накануне года шмиты (1993 г.), а в
1994-м, в год шмиты, на территории Израиля произошло несколько крупных
терактов (взрывы в автобусах). Вторая волна интифады нахлынула тоже в год
шмиты (2001 г.).
Первый год после года шмиты, — подчеркивает Талмуд (трактат
Таанит, лист 29), — нередко знаменует собой окончание одной эпохи и
начало другой. Так, именно в годы после года шмиты были разрушены Первый
и Второй Храмы.
Вероятность прихода Машиах возрастает в первый год после года шмиты,
— пишет Хофец Хаим (раби Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы
первой половины 20-го века), анализируя это высказывание Учителей. — Ибо к концу
каждого года шмиты в высших мирах всегда активизируется потенциал,
связанный с приходом Машиаха. Потому что этот период характеризуется
духовным подъемом еврейского народа (на том или ином уровне) — тешува
(возвращение к Творцу) и добрые дела, которые совершают люди в этот год, могут
послужить катализатором для начала эры Машиаха…
08.05.07
Всевышний обновляет мир ежедневно, существенно не меняя «облик» Творения.
Однако иногда мы замечаем некоторые изменения в окружающем нас мире.
Дело в том, что Творение постоянно нуждается в, скажем так, «подпитке»,
поддерживающей его существование. Творение остается прежним, но — постоянно
обновляющимся.
В год шмиты Творение испытывает гораздо большую потребность в
обновлении, нежели в «обычные» годы. Но если обновляющее воздействие Всевышнего
на мир не встречает со стороны Творения должного отклика, заключенный в нем
потенциал не реализуется.
После того, как Адам совершил роковую ошибку, ослушавшись Творца,
человечество, образно говоря, будто бы отправилось в «космическую экспедицию»
— как максимум, на шесть тысяч лет. Впрочем, она может завершиться и раньше. Но
только в том случае, если люди досрочно справятся с поставленной перед ними
задачей. Как только человечество выполнит главное условие, поднимется на
определенный, достаточно высокий духовный уровень, из «Центра управления
полетом» поступит особый сигнал, который включит на «космическом корабле» режим
торможения и автоматической посадки.
В год шмиты всякий раз такой сигнал поступает на корабль, независимо
от человеческих достижений. И тогда, чтобы запустить «систему посадки», людям
даже необязательно реализовать задачу полностью — достаточно и того, что они
продемонстрируют свои успехи в движении в нужном, правильном направлении.
Теперь, когда мы знаем это, вернувшись к перечисленным событиям нашего
времени, которые произошли в первые годы после года шмиты, мы вправе
предположить, что каждый из этих периодов мог стать началом новой эпохи — эры
Машиаха и геулы (окончательного освобождения). И сам факт, что ничего
подобного не случилось, свидетельствует о том, что даже минимальные требования
человечеством не были выполнены. «Система посадки» всякий раз оставалась
заблокированной, и космический корабль мировой истории был вынужден продолжать
свое путешествие, совершая следующий, очередной виток.
Обобщив сказанное, мы уже в состоянии понять, зачем Тора сообщает нам,
сколько будет семью семь?
Производя (за нас) простое «арифметическое действие», — объясняют Учителя, —
Тора напоминает нам, что каждый новый виток нашей истории неразрывно связан с
предыдущими.
Мы знаем, что в конце пасхального седера обычно поют песню «Хад гадья»
(о козленке).
На первый взгляд, может показаться, что это — «детская песенка». Но в
действительности в ней в форме аллегории перечислены основные вехи еврейской
истории — в каждой строке рассказывается об одном из ее этапов. И всякий раз
(так построена песня) прежде чем спеть новую строку, надо повторить все
предыдущие. Это говорит нам о том, что каждый новый исторический этап подобен
новому ряду строительной кладки, который не существует сам по себе. Его можно
уложить, если уже уложены предыдущие ряды. И каждый новый ряд кладки обновляет
все строение.
Человечество, отправленное в «экспедицию», путешествует в безграничном
космосе. На этом долгом пути случаются аварии, люди страдают от непредвиденных
природных явлений, болезней, бедствий и разного рода неурядиц. Но люди должны
понимать, что все происходящие с ними зависит от их поведения и того духовного
уровня, которого им удается достичь. И помнить, что каждый человек влияет на ход
истории. Причем, не только на жизнь современников, но — и будущих поколений…
Автор текста Мордехай Вейц
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|