Почему Всевышний для
дарования Торы выбрал из
всех гор именно Синай? -
спрашивают мудрецы. И отвечают:
потому что это была невысокая
гора - «скромная», не
отличавшаяся особыми
природными качествами («заслугами»)…
Намек понятен.
Та же идея заложена в
откровении, которое
предназначалось не всему
еврейскому народу, но - только
Моше Рабейну. У подножия этой
горы Моше увидел охваченный
пламенем куст, который не
сгорал. Этот куст, называемый снэ,
был самым обычным, небольшим
кустом, но именно так, не
стремясь особому «величию»
воплощения, пожелал открыть
Свое Присутствие Творец мира.
А в доказательство того, что
голос, который услышал Моше,
подойдя к кусту, был голосом
Творца, Он сказал, что здесь
еврейский народ, выйдя из
Египта под руководством Моше,
получит откровение и сможет
принести жертвы.
На Синае, говорят мудрецы,
возникает сина - ненависть
к евреям, избранникам Творца.
Избрание и служение Ему -
предмет зависти других
народов, подогревающей их
постоянную ненависть,
антисемитизм. И, в чем бы ни
обвиняли евреев антисемиты (а
обвиняют они евреев в прямо
противоположных вещах), все
это не имеет значения, ибо их «пропаганда»
имеет одну цель - уничтожение
еврейского народа.
Но если евреи будут
скромными и будут служить
Творцу, то произойдет чудо, и
наш маленький народ выполнит
свою великую миссию: придет к
Творцу и приведет за собой
честных и добрых людей всего
мира.
В это верили наши предки
тысячи лет назад, и вера их
оказалась не напрасной. Мы
вернулись в Израиль. Теперь
наша задача - стать настоящими
евреями.
Эта вера не просто досталась
нам по наследству, от предков.
Она формируется в нас с
момента, когда все евреи
стояли на Синае, присутствуя
при получении Торы -
установлениями Творца,
переданными через Моше. В том
числе - чудом еженедельной
субботы, годом шмиты,
который наступает раз в семь
лет, и йовелем - каждым
пятидесятым годом.
30.04.02
Согласно еврейской традиции,
не принято полагаться на чудо.
Следует делать все, что от тебя
зависит, и быть готовым к тому,
что исход ситуации может быть
любым. Неизвестно,
заслуживаешь ли ты чуда, если в
этом сомневался даже Авраам. А
ведь мы учимся у Авраама и
наследуем его качества. Кроме
того, нельзя полагаться на
чудо, потому что нельзя «испытывать»
Творца, нельзя ставить Его в «безвыходное
положение».
Однако исполнение законов
субботы, года шмиты (субботнего
года) и йовеля (юбилейного,
пятидесятого года), как раз и
означает, что люди в эти
периоды времени полагаются на
чудеса.
Фараон в Древнем Египте
обвинял евреев в «лености».
Ему вторили древние греки,
удивляясь, как можно не
работать целый день в неделю,
впадая в состояние «праздности»
еще до начала субботы. Так,
казалось им, нельзя заработать
на жизнь. Но в результате мы
видим, что и древние египтяне и
древние греки исчезли, а мы
живем. Со временем весь мир
принял наш обычай и отдыхает
день в неделю...
Творец запретил нам работать
в субботу и поэтому каждую
пятницу давал евреям в пустыне
двойную порцию мана,
заботясь об исполнении этой
заповеди. Но то - в пустыне, в «поле
чудес».
Когда Йегошуа бин Нун привел
народ в Кенаан, ман
перестал падать с Небес. Евреи
должны были обрабатывать
землю. Здесь, чтобы не работать,
особенно - в страдную пору, от
каждого требовалось мужество
и надежда.
Проблема с соблюдением
субботы существует и теперь, в
наши дни. В недалеком прошлом в
стране Советов или в Америке,
например, если человек не
выходил на работу в субботу,
ему грозило увольнение, а при
Сталине и тюрьма. А, значит,
его семья оставалась без
средств существования. Но и
теперь даже там, где суббота
стала государственным
выходным днем, искушения
сохраняются, и трудности не
исчезают. Их источник в
безверии, отсутствии надежды.
В этом смысле поучительна
история преуспевающего
американского бизнесмена Г.Райха.
Он жил в Нью-Йорке и держал
сеть дамских парикмахерских,
магазинов парфюмерии, шляп и
париков. Субботний день
приносил ему основной доход,
равный доходу всей недели. И
вот он прочел книгу «Секрет
счастья». Ее автор - раввин
Давид Миллер. И написал раввин
о том, как красива суббота и
как важно соблюдать ее законы.
Книга произвела на Райха
такое впечатление, что он
решил жить по-еврейски, и с тех
пор по субботам его магазины
были закрыты. Всевышний помог
ему, он не обеднел. Теперь этот
энергичный человек, которому
уже за восемьдесят,
возглавляет общество
соблюдения субботы, приближая
к Торе тысячи людей.
Творец порой испытывает
людей, посылая именно в
субботу возможность заключить
самую выгодную в жизни сделку.
Конечно, соображение,
сколько можно заработать в
субботу, способно лишить покоя
и состоятельного человека. Но,
в первую очередь, это
беспокоит бедняка, который и
так еле-еле сводит концы с
концами, не зная, как вылезти
из долгов.
А уж тем более, шмита, швиит
- седьмой год. Целый год не
обрабатывать землю, которая
для тебя - источник дохода?..
Это и в самом деле - серьезная
проблема. Речь идет не об
одномоментном ущербе. Ведь не
посеешь - не пожнешь. Чем весь
следующий год кормить детей?
Йовель - вообще проблема
проблем. 49-й год - год шмиты,
пятидесятый - йовель. При
таком «стечении обстоятельств»
выходит, что целых два года
подряд нельзя обрабатывать
землю. Однако ѓалаха (закон)
говорит о том, что соблюдать
йовель нужно только, когда
народ находится на
достаточном духовном уровне.
Для этого необходимо, чтобы
большинство евреев жили на
Земле Израиля и в Иерусалиме
был Храм. Всевышний ставит
перед человеком только
выполнимые задачи.
Всевышний обещает, что
восполнит затраты на субботу,
что даст в шестой год большой
урожай, чтобы хватило на
седьмой и даже восьмой год. Так
и происходит. И только перед
теми, кому недостает веры, кто
привык мыслить «реалистично»,
возникает дилемма: нарушить
заповедь - боязно, надеяться на
чудеса - страшно…
Вот что сказал однажды
первый израильский премьер-министр
Давид Бен Гурион: «Тот, кто в
Израиле не надеется на чудеса,
- тот не реалист». И это факт.
Суббота и субботний год -
законы, данные нам на горе
Синай. Это - откровение Творца,
раскрытие истинной природы
того, что мы считаем природой.
И это - «Секрет счастья».