New Page 1
|
|
(15.04-03) Кто они, главные раввины Израиля?
Кто
они, главные раввины Израиля? (15.04-03) Вчера в Израиле состоялись выборы на должность Главного раввина страны. По сложившейся традиции на эту должность отдельно выбирают двух человек: главного раввина ашкеназских (европейских) и главного раввина сефардских (в основном, из стран ислама) евреев.
Главным ашкеназским раввином стал рав Йона Мецгер. Сефардским — рав Шломо Амар.
Выборы были назначены в связи с тем, что в конце марта этого (2003) года истек срок полномочий Главных раввинов страны — р. Исраэля-Меира Лау и р. Элиягу Бакши-Дорона.
На этой должности раввины осуществляют свою деятельность один срок — 10 лет. По окончании этого срока специальная коллегия, состоящая из 145 человек (примерно поровну — раввинов и руководителей администраций разных городов страны), утверждает новые кандидатуры.
Раву Йоне Мецгеру — 50 лет. Родился в городе Хайфа. Учился в иешиве системы ѓесдер. Служил в армии, демобилизовался в звании капитана бронетанковых войск.
Впоследствии работал преподавателем иешивы, затем занимал должность раввина известной синагоги в Тель-Авиве.
В последнее время был главным раввином Северного Тель-Авива.
Рав Йона Мецгер — автор 10-ти книг на темы еврейского законодательства и мировоззрения.
Женат на правнучке бывшего главного раввина Иерусалима — рава Йосефа-Хаима Зоненфельда. В семье рава Мецгера — четверо детей.
Раву Шломо Амару — 55 лет. Родился в Касабланке (Марокко). В 14 лет вместе с родителями совершил алию в Израиль.
Учился в иешиве, служил в армии. Позднее был раввином мошава (поселения) на севере страны. Около 10-ти лет возглавлял раввинский суд в городе Петах Тиква, а в прошлом году был избран на должность главного (сефардского) раввина Тель-Авива.
Рав Шломо Амар известен своей глубокой эрудицией и смелыми ѓалахическими решениями. К примеру — в области генной инженерии. Один из крупнейших авторитетов в Ѓалахе (еврейском законе), рав Овадия Йосеф, направлял к нему многие сложные вопросы — для вынесения решения.
У рава Амара и его жены — двенадцать детей.
Институт главного раввината занимает в жизни еврейского общества неоднозначную позицию. В Европе должность главного раввина создавалась, как правило, по требованию руководства государств. Так было, например, в середине 19 века в Великобритании.
В большинстве стран, в том числе, и в Российской Империи, а также — в США, такая должность отсутствовала.
Получив мандат на управление Палестиной (так тогда называли территорию от Средиземного моря и до границ современного Ирака, то есть — включая и Иорданию) в начале 20-х годов 20 века, «для удобства» и по аналогии с существующим порядком в собственной стране, Великобритания ввела на вверенной ей территории институт главных раввинов.
Учитывая определенные различия в обычаях ашкеназских и сефардских евреев, были введены две такие должности.
Основная задача главных раввинов в те времена состояла в том, чтобы представлять властям нужды религиозных евреев. Новые руководящие структуры государства Израиль решили сохранить должности главных раввинов и создать при них Совет — Главный Раввинат.
Однако вскоре проявилась неестественность подобного института в еврейском государстве. Если в нееврейском государстве идея еврейского религиозного представительства еще имеет какой-то смысл (тоже, возможно, сомнительный), то в государстве Израиль, где религиозные евреи занимают некое положение в структурах власти, смысл в существовании Главного раввината теряется.
В 70-е годы, когда в Израиле (как и во всем мире) началось «движение тешувы» — возвращение «светских» евреев к настоящей еврейской жизни, главные раввины и раввинат в еще большей степени утратили свой авторитет. Ни главные раввины Израиля, ни главные раввины городов реального отношения к этому движению не имели. А ведь оно определяло будущее Израиля!
Следует отметить, что дело не в личностях или человеческих недостатках тех или иных главных раввинов. Главный раввин, являясь государственным служащим, в принципе лишен возможности высказывать независимые суждения общественного характера, вскрывать сущностные, «корневые» проблемы государства.
В 90-е годы авторитет раввината был окончательно подорван. В Израиле — количественно и (в каком-то смысле) качественно — главную роль в религиозной жизни стали играть религиозные структуры общества, которые ориентировались на:
а) общественное движение (и партию) ШАС — в среде сефардских евреев;
б) «мир иешив» и некоторые укрепившиеся хасидские движения;
в) «движение тешувы».
Впрочем, с весьма неожиданной стороны к раввинату пришло спасение. Его «спасителями» оказались некоторые агрессивные светские круги, предпринявшие (в противовес «движению тешувы») наступление на еврейский образ жизни. Как ни парадоксально это звучит, но это было связано с обострением проблем, которые возникли, когда в Израиль, в стремительно возрастающем количестве, из стран СНГ стали приезжать неевреи. Большинство из них не стремилось и не стремится по-настоящему,
интегральной частью, войти в состав еврейского народа. Но для раввината нашлась в этом процессе — собственная «ниша». Теперь он мог выступить в роли некоего общего знаменателя — для религиозных кругов и тех «светских», которые (в противовес выше упомянутым агрессивным кругам) хотели бы сохранить «еврейский характер» Государства Израиль. Религиозные круги не могут напрямую сотрудничать со светскими в области еврейского законодательства. А «светские» — не признают «государственный статус» религиозных кругов. Однако обе стороны негласно договорились о том, что раввинат, как государственная структура, будет выступать от имени и тех и других.
Вполне возможно, что на ближайшие 10 лет Главный раввинат сохранит свои функции.
«Спасительная комбинация», о которой говорилось выше, подкрепленная обострением противостояния религиозного мира и значительной части общественно активной прослойки «светских» израильтян, на время отложит упразднение раввината — структуры, не соответствующей реальным задачам духовного роста израильского общества.
Однако существует достаточно высокая вероятность того, что рав Й.Мецигер и рав Ш.Амар — последние Главные раввины Израиля. И, повторим, это не имеет ни малейшего отношения к их личным качествам и многим достоинствам.
Просто главная магистраль общественного развития государства Израиль выйдет на путь активизации «рынка идей», поиска Истины и достаточно массового формирования ячеек по-настоящему еврейской жизни. В этом бурном море не останется места государственным чиновникам от религии.
Такой прогноз не имеет ничего общего со стремлением выдавать желаемое за действительное. Он основан на анализе перспектив, связанных с принципиальными изменениями в политической ситуации на Ближнем Востоке, с противостоянием палестинско-арабской агрессии и террору, отчаянными попытками некоторых «светских» израильтян отодвинуть неминуемое превращение религиозных израильтян в доминирующую группу израильского общества.
Автор: Элиягу
Эссас
-->
|
|
New Page 1
|