New Page 1
|
|
(16.08-10) Неосуществимая школьная реформа?
Неосуществимая школьная реформа?(16.08-10) Как сообщило министерство просвещения, в наступающем учебном году в части израильских школ будут установлены видеокамеры слежения. Данная мера предпринимается с целью борьбы с насилием и употреблением алкоголя и наркотиков, становящихся подлинным бичом израильских школ.
Система видеокамер будет соединена с мониторами, расположенными в учительской комнате и на посту охранника. Рассматривается также возможность подключения школьных видеокамер к пультам полицейских участков.
Первоначально видеонаблюдение будет установлено в 12 школах страны, а затем, после анализа результатов, эксперимент планируется распространить и на остальные школы.
Сообщается, что проект финансируется совместно министерством просвещения, министерством внутренней безопасности, муниципальными советами и полицией Израиля.
Для того чтобы понять, до какой степени усложнилась ситуация с личной безопасностью учеников и учителей в израильских школах, достаточно того факта, что государство идет на серьезные расходы, связанные с созданием полноценной системы мониторинга поведения учащихся в школах (основная часть стоимости которой, естественно, приходится не на относительно дешевую видеотехнику, но на усилия тех, кому придется отслеживать происходящее с помощью аппаратуры).
Дополнительно к этому можем сообщить, что в последние годы вполне рядовыми, не влекущими какие-либо последствия для виновников, стали эпизоды, когда либо ученики попросту «посылают» учителей, либо когда родители приходят в школу «разбираться» с обидчиками их чад.
Не будем говорить о ставших нормативными следующих явлениях израильской школьной жизни: отсутствие на уроках дисциплины; ученики, либо свободно слоняющиеся во время урока, либо беседующие между собой в то время, когда говорит учитель; обращение к преподавателю по имени, как к своему товарищу и т.д. В общем, атмосфера в израильских школах такова, что у неподготовленного постороннего человека немедленно вызывает ассоциацию с сумасшедшим домом.
Отметим, что подобные школьные «традиции» и атмосфера в израильской школе практически незнакомы евреям-выходцам из СССР, привыкшим, что при появлении учителя надо вставать, что за болтовню на уроке могут выставить из класса, не говоря уже о фамильярном обращении с учителем.
Еще труднее евреям, окончившим советские школы, представить себе, что школа может становиться бандитским вертепом, с поножовщиной, стрельбой, алкоголем и наркотиками! Тем не менее, именно такова сегодня суровая реальность в подавляющем числе средних учебных заведений Израиля.
Правда, с одной существенной поправкой: во всех вышеописанных случаях речь идет ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО о светских школах Израиля. Именно в этих школах минпрос намерен установить всеобщий видеоконтроль. Ибо ситуация с дисциплиной (не говоря уже о случаях откровенной уголовщины) в еврейских религиозных школах Израиля отличается от реальности светских школ как день от ночи или как две планеты одна от другой.
Параллельно с дисциплинарным беспределом, который ежечасно творится в светских учебных заведениях Израиля, правила поведения в религиозных школах мало чем отличаются от знакомых нам всем по нашей (классической) школе: во время урока ученики молча внимательно слушают учителя, не бегают между парт, не хамят учителю и не фамильярничают с ним, а, напротив, выказывают ему понятные и оправданные в данной ситуации знаки почтения и уважения.
Другими словами, ведут себя так, как и должны вести себя нормальные школьники.
О необходимости коренной реформы школьного образования в Израиле речь в минпросе идет уже давно, и одним из весомых сдерживающих факторов такой реформы неизбежно выступает фактор финансовый: на коренную школьную реформу вечно не хватает средств.
Между тем, предлагаемая нами коренная реформа, способная в корне решить проблему, и даже, возможно, способная избавить полицию и директораты школ от необходимости следить за учениками по видеокамерам, практически никаких средств не потребует.
Чтобы ударить, так сказать, в самую точку проблемы, необходимо зачастую не столько сконцентрироваться на ее решении, сколько постараться понять «бэкграунд» проблемы, тот фон, на котором эта проблема возникла.
В понимании этого «бэкграунда» нам очень поможет сравнительный анализ происходящего в двух секторах школьного израильского образования: светского, охватывающего примерно 800 тысяч школьников из 1 миллиона 300 тысяч всех еврейских учащихся Израиля, и религиозного, к которому принадлежат примерно 500 тыс. учеников.
Если в религиозной школе Бней-Брака или Иерусалима случается какое-либо ЧП, то (о чем знает любой умеющий читать житель Израиля) израильские газеты выходят с аршинными заголовками на данную тему. Совершенно по-иному СМИ реагируют на ежеминутно случающиеся ЧП в школьном светском секторе, уделяя внимание лишь из ряда вон выходящим случаям, как правило, связанным с уголовщиной.
Между тем, если подходить к статистике происшествий в школах обоих секторов корректно, то есть учитывать тот факт, что примерно 3% учащихся имеют психологические и прочие, сугубо индивидуальные, отклонения в развитии, то эта поправка попросту «срезает» статистику ЧП в религиозных школах. При этом , если на те же 3% уменьшить статистику ЧП и преступности в светских школах, то разница будет едва ощутимой, во всяком случае, никак не влияющей на общую картину .
Отсуда и вытекает ряд воистину спасительных для израильской школы мер, способных коренным образом изменить ситуацуию, причем, без вложения значительных сумм на перестройку системы образования.
Первое, самое простое, что стоит сделать с целью прекращения хулиганской вакханалии в ираильских светских школах, - ПРЕКРАТИТЬ вдалбливать учащимся, что они, в соответствии с теорией Чарльза Дарвина, произошли от обезьян. Ибо логично предположить, что люди, верящие в свое происхождение от приматов, и личностные требования к себе предъявляют соответственные, а именно - лишь бы меня не схватили за руку. Уже одно это, думается, способно оказать положительное влияние на поведение учащихся и в значительной мере способствовать восстановлению порядка и спокойствия в школах.
Далее, следует объяснять детям, что этот мир, как и они сами, создан Творцом, и люди созданы по его образу и подобию. Самоощущение школьников в этом случае, что логично предположить, будет резко отличаться от самоощущения людей, уверенных, что они не более, чем потомки приматов…
Ситуация серьезно изменится и в том случае, если ученики будут знать, что Тора - это не некие «Легенды древней Иудеи», а актуальная и в наши дни Книга, содержащая Б-жественные законы, выполнение которых возложено на евреев во всех поколениях, в том числе, и на современных.
Даже простое размышление об этом - не единажды проверено опытом - способно необратимо изменить как поведение человека, так и его отношение к жизни. Тем более, если этот человек - юный, достаточно способный, каковыми, надо отметить, является подавляющее большинство израильских школьников..
Ращумеется, никто не ожидает, что все учащиеся Израиля тут же в одинаковой степени изменятся в самую лучшую сторону: кто-то изменится в большей степени, кто-то - в меньшей, кто-то, до поры, до времени, и вовсе не изменится. Однако, как представляется в этом случае, коренным образом изменится сама динамика ситуации.
Мы, разумеется, далеки от уверенности, что подобная, не стоящая ни гроша, не требующая камер видеонаблюдения, школьная реформа имеет реальные шансы к воплощению в ближайшее время. Увы, нынешние руководители минпроса скорее затратят несколько десятков миллионов шекелей на круглосуточные камеры слежения, чем откажутся от преподавания детям теории Ч. Дарвина не в разделе научно-исторических курьезов.
Ну что ж, в конце концов, такова судьба всех революционных реформ. Тем не менее, для начала их идеи необходимо хотя бы четко сформулировать и внятно высказать…
-->
|
|
New Page 1
|